В Санкт-Петербурге стартовал Международный культурный форум
Секция «Креативная среда и урбанистика», куратором которой выступает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, стартовала сегодня в Санкт-Петербурге в рамках Международного культурного форума.
Открывая пленарное заседание, специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой напомнил, что ещё Аристотель размышлял над тем, что такое город, и какое место в нем занимает культура. Театры, музеи, образовательные институции — с древних времён и до наших дней они являются «движителем» развития города и общества.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, который в этом году является куратором секции по урбанистике, подчеркнул, что культура помогает создать город, комфортный для горожан.
«Процент городского населения во всем мире неизменно растёт, и эта тенденция будет только усиливаться. При развитии новых территорий необычайно важно внедрять объекты культуры, развивать периферию. В мире множество примеров, когда создание таких центров притяжения в корне меняло ткань города. Возьмём, Медельин в Колумбии — ещё 20 лет назад это был один из самых криминальных городов Южной Америки, а сегодня за счёт внедрения культурных объектов, он стал одним из самых прогрессивных в мире», — Сергей Кузнецов.
Что же является залогом успеха в развитии города? «Сегодня Москва — крупнейший мегаполис и в плане экономики, и в плане культуры. Совместно с командой мэра Москвы Сергея Собянина, мы активно поддерживаем создание и реновацию музеев (сейчас их в городе более 400), запущены программы реставрации и инвестиционной поддержки, благодаря которым каждый год у нас открываются новые пространства, например, театр „Геликон Опера“ в прошлом году», — отметил Сергей Кузнецов.
«Сегодня в столице работают 150 театров, более 180 кинотеатров, часть из них будут модернизированы за счёт частных инвестиций; старые советские кинотеатры сами обретут новую жизнь и запустят процесс развития городских районов, где наблюдается дефицит объектов культуры. Также продолжают свою работу библиотеки (их в Москве — 1670), многие делают свои площадки многофункциональными: проводят лекции, мастер-классы для детей и взрослых, устраивают выставки. Большое внимание уделяется паркам — их в Москве порядка 380 — есть районные, а есть крупные, знаковые, например, ВДНХ, которая сейчас переживает перерождение. Город как среда развивается через цепочку культурных и общественных пространств, чем их больше, тем качественнее будет городская среда», — говорит Кузнецов.
По словам Зельфиры Трегуловой, генерального директора Государственной Третьяковской галереи, объекты культуры пробуждают в людях чувство состоятельности, национальной отвественности, ведь исторический бэкграунд неизменно определяет и наше настоящее, и наше будущее.
«Задача общественных пространств Москвы со времени СССР заключалась в том, чтобы уравновесить большую внутреннюю миграцию и путем образования, культурных проектов сформировать культурную идентичность горожанина. Сегодня у нас есть множество интересных зон, каждая из которых отвечает за вопрос, какой опыт человек получит от посещения территории ВДНХ, что он здесь узнает. Спорт, мастер-классы, музеи, обширная развлекательная и образовательная программа, форматов множество», — отмечает Екатерина Проничева, генеральный директор ВДНХ.
Михаил Швыдкой отметил, что ныне существует проблема: люди стремятся в центр, и исторически сложилось, что большинство культурных объектов расположены централизовано, однако горожане в то же время хотят, чтобы у них поблизости от дома было, куда пойти. Сегодня налоговая ситуация не слишком благоприятна для бизнеса, тем не менее, в Москве много частных инвесторов.
Михаил Швыдкой: «Москва тратит около 50 млрд рублей на культуру, что составляет примерно половину федерального бюджета на культуру».
Новый частный музей, основанный предпринимателем Борисом Минцем, открылся недавно в одном из зданий бывшей фабрики «Большевик», реконструированном бюро John McAslan + Partners.
«Для создания музея мы применяли самые современные технологии, обеспечили высокое качество логистики, обработки и хранения картин, — рассказал Борис Минц. — Создание музея — культурного центра привлечет людей и поможет больше узнать о русском искусстве, которое, на мой взгляд, должно быть активнее представлено в мировом историческом контексте».
Борис Минц: «Когда вы строите и инвестируете миллионы, высокие налоги — это действительно тяжело. Но мы делаем. Большую поддержку мы получаем со стороны московского правительства, у нас сильная профессиональная команда и в строительстве, и в архитектуре. И, конечно, двигаться вперёд нас вдохновляют две простые истины. Во-первых, культура невероятно обогащает нашу жизнь, а во-вторых, мы хотим участвовать не в строительстве домов, а хотим быть партнерами города, создавать городское пространство, творить историю».
Владимир Григорьев, главный архитектор Санкт-Петербурга: «Огромной перспективой Петербурга является „серый пояс“ бывших промышленных территорий. Недавно мы провели международный конкурс и надеемся, что в ближайшем будущем эти идеи вырастут в некую идеологию преобразования городской среды. Чтобы там располагались и филиалы музеев, театров, парки, чтобы жизнь горожанина отличалась тем, что даже выходя из Эрмитажа, человек всё равно ощущал себя в том культурном пространстве, которое делает его жизнь комфортнее и счастливее».
- Темы:
- Санкт-Петербург |
- ЗИЛ |
- ГЭС-2 |
- музеи |
- Зарядье