В музее архитектуры представили арт-объект «Кристалл представления»
16 мая во дворе Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева архитектор, художник и главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов презентовал свой авторский проект – инсталляцию «Кристалл представления». Для создания арт-объекта использовались «стеклянные кирпичи» фальконье. Материал с богатой историей, который редко встретишь в наши дни.
Изобретение Густава Фальконье применялись для остекления окон, куполов верхнего света, зимних садов и оранжерей, торгово-выставочных павильонов и других сооружений. Данный строительный материал прекрасно рассеивает солнечный свет, отличается прочностью, обладает как функциональными, так и эстетическими качествами. При всем при этом в век новых технологий стеклоблоки ушли из массового использования, но не из поля зрения художников. Вдохновением для арт-объекта «Кристалл представления» послужили сохранившиеся до наших дней кирпичи, которые были представлены на выставке «Фальконье. Архитектура света» в прошлом году. Их судьба изменилась кардинальным образом, благодаря Сергею Кузнецову они стали частью элементом современного искусства и теперь будут украшать двор Музея архитектуры на Воздвиженке.
«В названии инсталляции многие узнают отсылку к картине Георгия Данелия «Кин-дза-дза!», где похожий элемент появляется в кадре буквально на пару минут. Мимолетная вещь, мы не знаем даже, какая у него функция. Кристалл-артист сам по себе является творцом – меняющийся, загадочный, непознанный, но в то же время манящий светом и музыкой. Я решил предложить свой вариант того, чем этот предмет мог бы быть. «Кристалл представления» олицетворяет всю красоту и сложность такого художественного строительного материала, как фальконье, который имеет бесконечное количество проявлений, вне зависимости от освещения, погоды, архитектуры. Арт-объект в то же время заигрывает с воображением зрителя, все время меняясь у него на глазах и вызывая на диалог. То ли предлагает отправиться к дальним планетам, то ли погрузиться в прошлое и отправиться гулять по старинным улочкам Москвы», - рассказывает автор проекта Сергей Кузнецов.
Для создания инсталляции использовалось 348 кирпичей фальконье, которые помещены в каркас из нержавеющей стали. В основу образа легла универсальная кристаллическая форма фальконье, а сама структура получилась технически очень сложной – с несколькими режимами подсветки и музыкальным сопровождением. К разработке детального проекта подключился архитектор Иван Греков и бюро KAMEN, а также инженеры из компании «КРОСТ». С одной стороны, арт-объект четко организован, имеет жесткую структуру, но в то же время довольно аморфный – он звучит, переливается, свет размывает границы, скрадывает очертания. Особенно эффектно это выглядит в темное время суток.
«Жизнь музейных выставок обычно коротка: они на более или менее длительное время остаются в памяти посетителей, иногда фиксируются в формате каталога. Проект «Фальконье. Архитектура света» уникален. Он запустил мощную творческую реакцию: возрождение технологии производства стеклянных кирпичей, разработку ювелирной коллекции и создание арт-объекта, который мы представляем сегодня. Для многих музей – это место, где взгляд обращается в прошлое, но подлинная миссия музея – транслировать опыт и вдохновлять на новые свершения. Мы искренне рады экспонировать произведение Сергея Кузнецова и благодарим компанию «КРОСТ» за поддержку реализации этого замысла» – отметила директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева Наталья Шашкова.
Как создавался уникальный объект?
348 кирпичей помещены в каркас из нержавеющей стали, который спроектирован по типу сот, внутри которых закреплены кирпичи. Высота объекта – 5 метров, ширина – 3 метра, глубина – 50 см. Скульптура весит почти 7 тонн вместе с основанием. В металлическом основании предусмотрены специальная ниша с лючком для установки оборудования управления подсветкой объекта, а также отверстия и каналы для укладки электрических питающих кабелей.
Для проектирования и изготовления арт-объекта применили технологию BIM-проектирования: создали цифровой двойник в компьютере. Так как стеклянные блоки фальконье старые и изготавливались вручную, выдувались в деревянных формах, они все имеют геометрические отклонения по габаритным размерам. Поэтому спроектировать металлокаркас нужно было так, чтобы поместить в ячейку разные по габаритам блоки и светодиодную ленту.
Для изготовления скульптуры применили современные технологии: лазерная резка листового металла и лазерная сварка, механическая обработка на станках с числовым программным управлением.
Специально для транспортировки и монтажа данного объекта конструкторами был разработано универсальное приспособление двойного назначения, которое выполняло одновременно функцию сборочного стапеля, а также служило по окончании сборки транспортировочным и монтажным приспособлением.
Для монтажа арт-объекта во внутреннем дворе Музея им. А.В. Щусева было изготовлено фундаментное основание с регулируемыми по высоте 8 шарнирными опорами (из металлического листа толщиной 12 мм, диаметром 300 мм), которые позволили перераспределить нагрузку и установить арт-объект на неровной площадке городского рельефа.
- Темы:
- арт-объект |
- Сергей Кузнецов |
- МУАР