ENG
 
События

В музее архитектуры представили арт-объект «Кристалл представления»

17 Мая 2024
1 из 27
2 из 27
3 из 27
4 из 27
5 из 27
6 из 27
7 из 27
8 из 27
9 из 27
10 из 27
11 из 27
12 из 27
13 из 27
14 из 27
15 из 27
16 из 27
17 из 27
18 из 27
19 из 27
20 из 27
21 из 27
22 из 27
23 из 27
24 из 27
25 из 27
26 из 27
27 из 27
1 / 27

Увеличить

16 мая во дворе Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева архитектор, художник и главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов презентовал свой авторский проект – инсталляцию «Кристалл представления». Для создания арт-объекта использовались «стеклянные кирпичи» фальконье. Материал с богатой историей, который редко встретишь в наши дни.

Изобретение Густава Фальконье применялись для остекления окон, куполов верхнего света, зимних садов и оранжерей, торгово-выставочных павильонов и других сооружений. Данный строительный материал прекрасно рассеивает солнечный свет, отличается прочностью, обладает как функциональными, так и эстетическими качествами. При всем при этом в век новых технологий стеклоблоки ушли из массового использования, но не из поля зрения художников. Вдохновением для арт-объекта «Кристалл представления» послужили сохранившиеся до наших дней кирпичи, которые были представлены на выставке «Фальконье. Архитектура света» в прошлом году. Их судьба изменилась кардинальным образом, благодаря Сергею Кузнецову они стали частью элементом современного искусства и теперь будут украшать двор Музея архитектуры на Воздвиженке.

«В названии инсталляции многие узнают отсылку к картине Георгия Данелия «Кин-дза-дза!», где похожий элемент появляется в кадре буквально на пару минут. Мимолетная вещь, мы не знаем даже, какая у него функция. Кристалл-артист сам по себе является творцом – меняющийся, загадочный, непознанный, но в то же время манящий светом и музыкой. Я решил предложить свой вариант того, чем этот предмет мог бы быть. «Кристалл представления» олицетворяет всю красоту и сложность такого художественного строительного материала, как фальконье, который имеет бесконечное количество проявлений, вне зависимости от освещения, погоды, архитектуры. Арт-объект в то же время заигрывает с воображением зрителя, все время меняясь у него на глазах и вызывая на диалог. То ли предлагает отправиться к дальним планетам, то ли погрузиться в прошлое и отправиться гулять по старинным улочкам Москвы», - рассказывает автор проекта Сергей Кузнецов.

Для создания инсталляции использовалось 348 кирпичей фальконье, которые помещены в каркас из нержавеющей стали. В основу образа легла универсальная кристаллическая форма фальконье, а сама структура получилась технически очень сложной – с несколькими режимами подсветки и музыкальным сопровождением. К разработке детального проекта подключился архитектор Иван Греков и бюро KAMEN, а также инженеры из компании «КРОСТ». С одной стороны, арт-объект четко организован, имеет жесткую структуру, но в то же время довольно аморфный – он звучит, переливается, свет размывает границы, скрадывает очертания. Особенно эффектно это выглядит в темное время суток.

«Жизнь музейных выставок обычно коротка: они на более или менее длительное время остаются в памяти посетителей, иногда фиксируются в формате каталога. Проект «Фальконье. Архитектура света» уникален. Он запустил мощную творческую реакцию: возрождение технологии производства стеклянных кирпичей, разработку ювелирной коллекции и создание арт-объекта, который мы представляем сегодня. Для многих музей – это место, где взгляд обращается в прошлое, но подлинная миссия музея – транслировать опыт и вдохновлять на новые свершения.  Мы искренне рады экспонировать произведение Сергея Кузнецова и благодарим компанию «КРОСТ» за поддержку реализации этого замысла» – отметила директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева Наталья Шашкова.

Как создавался уникальный объект?

348 кирпичей помещены в каркас из нержавеющей стали, который спроектирован по типу сот, внутри которых закреплены кирпичи. Высота объекта – 5 метров, ширина – 3 метра, глубина – 50 см. Скульптура весит почти 7 тонн вместе с основанием. В металлическом основании предусмотрены специальная ниша с лючком для установки оборудования управления подсветкой объекта, а также отверстия и каналы для укладки электрических питающих кабелей.

Для проектирования и изготовления арт-объекта применили технологию BIM-проектирования: создали цифровой двойник в компьютере. Так как стеклянные блоки фальконье старые и изготавливались вручную, выдувались в деревянных формах, они все имеют геометрические отклонения по габаритным размерам. Поэтому спроектировать металлокаркас нужно было так, чтобы поместить в ячейку разные по габаритам блоки и светодиодную ленту.

Для изготовления скульптуры применили современные технологии: лазерная резка листового металла и лазерная сварка, механическая обработка на станках с числовым программным управлением.

Специально для транспортировки и монтажа данного объекта конструкторами был разработано универсальное приспособление двойного назначения, которое выполняло одновременно функцию сборочного стапеля, а также служило по окончании сборки транспортировочным и монтажным приспособлением.

Для монтажа арт-объекта во внутреннем дворе Музея им. А.В. Щусева было изготовлено фундаментное основание с регулируемыми по высоте 8 шарнирными опорами (из металлического листа толщиной 12 мм, диаметром 300 мм), которые позволили перераспределить нагрузку и установить арт-объект на неровной площадке городского рельефа.


Изображения: Рустам Шагиморданов


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.