ENG
 
События

В Музее архитектуры открылось «Русское деревянное»

09 Сентября 2015

Музей архитектуры им. Щусева открыл большую выставку, на которой показал все многообразие бытования деревянного зодчества в XX веке — от времен «русского стиля» и авангардных экспериментов, до изучения и реставрации деревянного наследия, а также современных проектов в дереве, представленных тремя архитекторами.

Основная часть выставки — ретроспектива деревянного зодчества на протяжении XX века — расположилась в главной анфиладе музея; в Руине открылся проект, посвященный исчезающему деревянному наследию Русского Севера, в Аптекарском приказе — современная часть в проектах Тотана Кузембаева, Николая Белоусова и Светланы Головиной.

Центральная экспозиция собрала множество подзабытых экспонатов, которые в предыдущий раз покидали фонды в 1980-м, к выставке, приуроченной к московской Олимпиаде. Кое-что (например, макеты павильонов 1920-30-х годов) фигурировало в ряде зарубежных проектов, но вот показать сразу и графику, и декоративно-прикладное искусство, и макеты музею все как-то не было повода. Сегодня строить в дереве становится все более популярным, а потому, видимо, пришло время инициировать профессиональный дискурс на эту тему.

Предыдущий всплеск интереса к деревянному пришелся на 1960-е годы, когда эта тема обсуждалась в обществе так же широко, как обсуждался, например, перенос северных рек. В тот момент начали создаваться музеи-заповедники деревянного зодчества под открытым небом, организовывались экспедиции, в которых, в частности, принимали участие и сотрудники МА, и мы сейчас можем увидеть сделанные ими чертежи, обмеры и макеты. Сегодня тема перешла в иную плоскость и изучением и спасением объектов активно занялись волонтеры. В Руине показаны объекты, где их усилиями были проведены дореставрационные работы по консервации памятников.

По словам куратора этой части выставки Марии Уткиной, Вологодская, Архангельская области, Карелия насчитывают порядка 700 храмов и часовен, из которых лишь единицы отреставрированы. Состояние многих критическое, при том что объекты действительно уникальные — к примеру, Храм Владимирской иконы Божьей матери в Подпорожье — деревянное сооружение высотой 38 м, сохранившее оригинальные «небеса» — т.е. расписные своды.

Мария Уткина: «Сейчас такое время, самое последнее, когда они еще стоят. Лично моя задача как куратора этой выставки — привлечь к этой проблеме как можно больше людей, молодежь и, может быть, найти какие-то источники финансирования, ктиторов, меценатов, которые могли бы заказать проекты реставрации...».

Дерево — материал невероятно гибкий в плане творчества — это в полной мере осознавали и строители деревянных храмов, у которых завершения одно другого необычнее, и мастера авангарда, сломившие традиционность дерева во имя новых форм. Современные архитекторы — Тотан Кузембаев, Николай Белоусов и Светлана Головина — которым посвящена выставка с авангардным названием «3Х3» в Аптекарском приказе, традицию эксперимента с успехом продолжают.

Ирина Чепкунова, куратор выставки: «Несмотря на свою традиционность, этот материал сегодня рассматривается как новаторство — это своеобразная лаборатория идей, потому что можно себя проверить, легче возвести, как-то изменить. Мне кажется, вот у дерева было такое качество, оно и остается...».

В такой диалектике — одновременно традиционным и новаторским, временным и основательным — дерево продолжает жить в архитектуре настоящего времени. Очень интересно применение деревянных конструкций в общественных сооружениях — по сей день это довольно экзотичная тема, при этом нельзя сказать, что неоправданная. В 1930-40-е годы, например, проводились даже архитектурные конкурсы на проекты деревянных волисполкомов и сельсоветов, которые нужно было строить много и быстро. В городе Иваново целиком деревянным был построен уникальный цирк — его макет можно сегодня посмотреть на выставке.

Возможность быстро построить и демонтировать сделала дерево излюбленным материалом для выставочных павильонов, истории которых посвящен целый зал.

«Сейчас возвращается популярность дерева, потому что есть мода на натуральные материалы, это дороже и ценнее, — говорит куратор выставки Мария Костюк. — Из дерева взводится множество небольших парковых объектов — сегодня это такой тренд, и мы можем увидеть их и на ВДНХ, и в Парке Горького, деревянными строят концертные залы. Интерес к этой архитектуре набирает обороты и, судя по тем более мелким выставкам, которые происходили чуть раньше, есть дискуссия и есть определенный круг людей, близких к этой специальности, которые ездят в экспедиции, интересуются проблемой сохранения».

После долгого периода увлечения железобетоном дерево возвращается в архитектуру и обещает множество проектов, по качеству даже превосходящих построенное в более долговечных материалах.


Изображения: Музей архитектуры им. Щусева


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.