В Музее архитектуры открылось «Русское деревянное»
Музей архитектуры им. Щусева открыл большую выставку, на которой показал все многообразие бытования деревянного зодчества в XX веке — от времен «русского стиля» и авангардных экспериментов, до изучения и реставрации деревянного наследия, а также современных проектов в дереве, представленных тремя архитекторами.
Основная часть выставки — ретроспектива деревянного зодчества на протяжении XX века — расположилась в главной анфиладе музея; в Руине открылся проект, посвященный исчезающему деревянному наследию Русского Севера, в Аптекарском приказе — современная часть в проектах Тотана Кузембаева, Николая Белоусова и Светланы Головиной.
Центральная экспозиция собрала множество подзабытых экспонатов, которые в предыдущий раз покидали фонды в 1980-м, к выставке, приуроченной к московской Олимпиаде. Кое-что (например, макеты павильонов 1920-30-х годов) фигурировало в ряде зарубежных проектов, но вот показать сразу и графику, и декоративно-прикладное искусство, и макеты музею все как-то не было повода. Сегодня строить в дереве становится все более популярным, а потому, видимо, пришло время инициировать профессиональный дискурс на эту тему.
Предыдущий всплеск интереса к деревянному пришелся на 1960-е годы, когда эта тема обсуждалась в обществе так же широко, как обсуждался, например, перенос северных рек. В тот момент начали создаваться музеи-заповедники деревянного зодчества под открытым небом, организовывались экспедиции, в которых, в частности, принимали участие и сотрудники МА, и мы сейчас можем увидеть сделанные ими чертежи, обмеры и макеты. Сегодня тема перешла в иную плоскость и изучением и спасением объектов активно занялись волонтеры. В Руине показаны объекты, где их усилиями были проведены дореставрационные работы по консервации памятников.
По словам куратора этой части выставки Марии Уткиной, Вологодская, Архангельская области, Карелия насчитывают порядка 700 храмов и часовен, из которых лишь единицы отреставрированы. Состояние многих критическое, при том что объекты действительно уникальные — к примеру, Храм Владимирской иконы Божьей матери в Подпорожье — деревянное сооружение высотой 38 м, сохранившее оригинальные «небеса» — т.е. расписные своды.
Мария Уткина: «Сейчас такое время, самое последнее, когда они еще стоят. Лично моя задача как куратора этой выставки — привлечь к этой проблеме как можно больше людей, молодежь и, может быть, найти какие-то источники финансирования, ктиторов, меценатов, которые могли бы заказать проекты реставрации...».
Дерево — материал невероятно гибкий в плане творчества — это в полной мере осознавали и строители деревянных храмов, у которых завершения одно другого необычнее, и мастера авангарда, сломившие традиционность дерева во имя новых форм. Современные архитекторы — Тотан Кузембаев, Николай Белоусов и Светлана Головина — которым посвящена выставка с авангардным названием «3Х3» в Аптекарском приказе, традицию эксперимента с успехом продолжают.
Ирина Чепкунова, куратор выставки: «Несмотря на свою традиционность, этот материал сегодня рассматривается как новаторство — это своеобразная лаборатория идей, потому что можно себя проверить, легче возвести, как-то изменить. Мне кажется, вот у дерева было такое качество, оно и остается...».
В такой диалектике — одновременно традиционным и новаторским, временным и основательным — дерево продолжает жить в архитектуре настоящего времени. Очень интересно применение деревянных конструкций в общественных сооружениях — по сей день это довольно экзотичная тема, при этом нельзя сказать, что неоправданная. В 1930-40-е годы, например, проводились даже архитектурные конкурсы на проекты деревянных волисполкомов и сельсоветов, которые нужно было строить много и быстро. В городе Иваново целиком деревянным был построен уникальный цирк — его макет можно сегодня посмотреть на выставке.
Возможность быстро построить и демонтировать сделала дерево излюбленным материалом для выставочных павильонов, истории которых посвящен целый зал.
«Сейчас возвращается популярность дерева, потому что есть мода на натуральные материалы, это дороже и ценнее, — говорит куратор выставки Мария Костюк. — Из дерева взводится множество небольших парковых объектов — сегодня это такой тренд, и мы можем увидеть их и на ВДНХ, и в Парке Горького, деревянными строят концертные залы. Интерес к этой архитектуре набирает обороты и, судя по тем более мелким выставкам, которые происходили чуть раньше, есть дискуссия и есть определенный круг людей, близких к этой специальности, которые ездят в экспедиции, интересуются проблемой сохранения».
После долгого периода увлечения железобетоном дерево возвращается в архитектуру и обещает множество проектов, по качеству даже превосходящих построенное в более долговечных материалах.
- Темы:
- события |
- музеи |
- наследие |
- дерево в архитектуре