Улицы как основной продукт городского планирования
В рамках Международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/fiction прошла презентация книги «Великие улицы», переведенной на русский язык и вышедшей в издательстве «Искусство XXI век» при поддержке Правительства Москвы, Москомархитектуры, а также Департамента СМИ и рекламы. За круглым столом ее обсудили ведущие российские архитекторы.
В мире написано много книг про здания, но трудно вспомнить хотя бы несколько, посвященных улицам. Пожалуй, первым, что приходит в голову, будут краеведческие путеводители. Тем временем, здания и улицы не могут существовать отдельно, и улицы — также как и дома — нуждаются в особом взгляде архитектора и пристальном анализе. Как формируются успешные улицы, и что может понизить их статус? Автор книги Аллан Б. Джекобс предлагает свой очень субъективный взгляд на эту проблему. Его интересами сформирована подборка улиц, вошедшая в книгу, почти половину из которых составляют американские примеры. Насчет их «величия» российский читатель может, пожалуй, лишь поверить автору, ведь это далеко не всем известные Елисейские поля. Но методика анализа пропорций улиц, характера заполнения их первых этажей и всего, что делает улицы привлекательными, вполне универсальна.
Как заметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, «эта книга не об архитектуре, она, быть может, даже ближе к Гиляровскому „Москва и москвичи“. Она рассказывает про улицы как городской институт и отражает важнейшее, на мой взгляд, понимание того, что улица — это основной продукт города при его планировании, что, так же как и город — это не просто совокупность домов, улица — не просто отрезок с набором зданий, но институция».
Идеологически книга Джекобса, по мнению главного архитектора, относится к тому ряду явлений, которые сегодня венчают банкротство модернистской архитектуры. «Эта книга, как стрела, направленная в заданную Ле Корбюзье эпоху модернизма, где улица как институт в планировании города умерла...», — заметил Кузнецов.
Не случайно в книге «Великие улицы» нету улиц второй половины XX века: все что показывает Джекобс — это традиционные улицы, которые сформировались к 1930-м годам. Среди них — Рамбла в Барселоне, Строгет в Копенгагене, Пятая авеню в Нью-Йорке, бульвар Сан-Мишель в Париже и многие другие.
Книга была написана в 1993 году и совершенно очевидно, что она возвращает к традиционному отношению к улицам, к тем принципам, по которым они формировались исторически.
«Что нам дал XX век по улицам? Он нам дал только правильное отношение к тому, что было до, отношение, чтобы любить и ценить эти старые улицы», — отметил архитектор Александр Скокан.
Книга отражает свое время как нельзя лучше: ведь многие европейские города к концу XX века вернулись от модернистской парадигмы к традиционной. «Сегодня идеология нацелена на то, чтобы буквально лечить модернистские кварталы, восстанавливать структуру улиц, — считает Сергей Кузнецов. — Берлин прошел через такую модернизацию, сохранив один из спальных микрорайонов как пример застройки определенного периода. Это шаг в сторону улицы от территории, застроенной домами-скульптурами. То есть, буквально прорубается новая сетка, ломается все, что ей мешает, заполняется фронт. Посмотрите на мастер-план Берлина, выпущенный Хансом Штимманом. Для меня это означает, что социальный контроль и общественное пространство улицы, институт улицы все-таки побеждает».
Впрочем, как отметил архитектор Андрей Гнездилов, понятие улицы является сегодня далеко не очевидным для современных проектировщиков, хотя улиц в Москве мало, и их нужно создавать. Правда, чтобы правильно их развивать потребуется много усилий. «Мои коллеги из Копенгагена, — рассказывает архитектор Петр Кудрявцев, — просто садятся на улице за какой-нибудь столик в кафе и сидят неделями, пишут заметки и фотографируют, и после этого выдают некий срез улицы, от нужного покрытия до функций первых этажей...».
Хотя механизм функционирования городских улиц довольно сложен, само чтение этой книги, как признали архитекторы, легкое и интересное. Немаловажную роль в ней играют иллюстрации, сделанные самим Аланом Джекобсом, демонстрируя возможности рисунка как важнейшего аналитического инструмента в этом деле.
«Все крупные туристические улицы чем дальше, тем больше становятся похожими друг на друга, — считает Александр Скокан, — но, к сожалению, всю эту универсальную ерунду мы воспринимаем за какие-то коды...». Книга Джекобса позволяет это понять. Может быть, в ней, несмотря на то, что нет ни одного российского примера, найдется и ответ на наши московские вопросы: почему, например, Кузнецкий мост, став пешеходным, превратился в очень популярное место, а Столешников переулок, наоборот, «умер».
«Если мы будем проектировать наши улицы так, чтобы они становились более комфортными и способствовали объединению населения микрорайонов, превращаясь в общественные пространства, привлекательные для всех жителей города и его окрестностей, то треть городского пространства будет вовлечена в процесс совершенствования напрямую, а другие две трети окажутся под сильным его воздействием», — утверждает Аллан Б. Джекобс.
В круглом столе приняли участие Сергей Кузнецов, Илья Лежава, Андрей Гнездилов, Петр Кудрявцев, Александр Скокан, Татьяна Боднарук, Надежда Нилина. Модератор — Алексей Муратов.
- Темы:
- книги |
- городской дизайн