Стенд МАРШа признан лучшим на выставке «Открытый город»
Авторов стенда архитектурной школы МАРШ на выставке «Открытый город. Образование в сфере городского планирования и архитектуры» наградили поездкой на Венецианскую биеннале архитектуры.
Выставка и конференция «Открытый город. Образование в сфере городского планирования и архитектуры» прошла в Музее Москвы 27-28 октября. Свои экспозиции на ней представили девять столичных вузов. Стенд московской архитектурной школы МАРШ жюри в составе главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, руководителя бюро «Меганом» Юрия Григоряна, проректора МПГУ по стратегическому развитию и международному сотрудничеству Олега Алексеева и директора Музея Москвы Алины Сапрыкиной признало лучшим.
Авторов проекта — Андрея Фомичева, Антона Тимофеева и Александра Острогорского — Москомархитектура наградила поездкой в Венецию, на Архитектурную биеннале.
«Я очень рад нашему сотрудничеству с Москомархитектурой и возможности показать нашу экспозицию, — отметил ректор школы Евгений Асс. — Благодарю моих студентов, теперь, правда, они уже выросли до преподавателей, и считаю, что мы неплохо выступили. Смысл экспозиции был простой — показать наиболее наглядным образом то, что происходит в МАРШе — систему обучения, наши контакты, методы и основные направления работы. Мне кажется, ребята это сделали точно и элегантно».
По словам Сергея Кузнецова, «решение жюри было единогласным. Действительно, коллеги из МАРШа отличились и большие молодцы!».
Комментирует Антон Тимофеев:
— Как бы вы описали идею вашей экспозиции?
— Идея предельно проста — рассказать о школе. Рассказать ясным и отражающим действительность языком. Отсюда появился слой с тремя секциями «табличек», посвящённых информации о школе, образовательным программам и результату — работам студентов. Последовательность и ясность изложения стали определяющими критериями организации элементов экспозиции. Металлическая сетка, цвет, подмакетные тумбы придают материальность изначально плоскостной экспозиции.
— Как бы вы кратко описали портрет выпускника МАРШа? Какие главные качества он приобретает в процессе обучения?
— Школа молода и поэтому портрет каждого выпускника глубоко индивидуален. Сюда приходят разные люди со своими историями, и каждый берёт то, что может и хочет взять. Каждый год тоже уникален — разные мастера, разные студии. Тем не менее, можно уловить некую общность, возникающую между преподавателями, студентами и выпускниками. Формируется она исключительно в результате живого общения и зафиксировать её в словах и определениях практически невозможно, что по-своему прекрасно.
— Какой курс стал для вас стал в МАРШе самым запоминающимся?
— Самым важным для меня стал дипломный год. Я учился в дипломной студии Евгения Викторовича и Кирилла Ассов «Rethinking: basic forms». Этот год подарил мне возможность глубокого соприкосновения с архитектурой и, несмотря на все сопутствующие стрессы, сдачи и жёсткий темп работы, сейчас это время мне вспоминается тихой гаванью, в которой можно было полностью погрузиться в процесс обучения.
Одним из главных достижений я считаю окончательное формирование процесса самообразования и рождение собственных позиций, иными словами, начало профессиональной самостоятельности. Грамотно контролируемый процесс прохождения этого года в значительной степени всё же был на нашей совести. Крайне важным лично для меня было общение с однокурсниками, у которых я очень многому научился. По сути, мы выполняли не только свой проект, но и участвовали в создании всех проектов студии. Это редкий и ценный опыт.
Нельзя не отметить и уникальный модуль Сергея Ситара и Оксаны Саркисян «История и теория», невероятно расширяющий горизонт мышления.
— «Сегодня архитектурная школа не может предложить никакого устойчивого знания. Я полагаю, единственное, чем может быть современная школа — это инструментом наделения студентов умением и навыками. Она может быть механизмом обмена и трансляции определенной системы ценностей», — это цитата Евгения Асса с прошедшей конференции. На вашем опыте, расскажите, что это за навыки и что это за ценности.
— Сегодня мы находимся в ситуации некой глобальной неопределённости и поэтому достаточно справедливо считать, что школа не может и не должна жёстко формулировать «догму», которой необходимо следовать, поскольку такой подход неустойчив по отношению к настоящему времени. Основные ценностные ориентиры школы сформулированы в трёх позициях: чувствовать, думать, быть ответственным. На первый взгляд, размытые понятия, тем не менее, максимально ёмко вбирают в себя фундаментальные ориентиры школы и её отношение к профессии. Стоит отметить, что тут нет эфемерности — все общепрофессиональные навыки и умения вобраны в эти ключевые позиции и соотнесены с ними.
Мне кажется, что цель школы — дать импульс и вектор, а также способность к саморазвитию и его поддержанию
Важной особенностью школы является её принципиальный «человеческий масштаб» — ситуация, в которой каждый преподаватель и студент важны и могут влиять на процесс не только с организационной, но и с содержательной стороны.
— Планируете ли вы продолжать образование и как именно?
— В данный момент я не планирую продолжать образование, ступенью которого могла бы быть степень Ph.D. В первую очередь, это связано с тем, что ещё очень многое необходимо осмыслить после МАРШа, и следующий шаг в образовании требует предельной ясности своей необходимости.
Стенд МАРШ. Авторы: Андрей Фомичев, Антон Тимофеев, Александр Острогорскийи и студенты МАРШ
Школа МАРШ была создана в 2012 году архитектором и преподавателем Евгением Ассом. Главное отличие ее системы обучения состоит в том, что здесь читают авторские курсы лучшие практикующие российские архитекторы. А ее выпускники получают британскую степень ВА (Hons) или MA in Architecture and Urbanism, позволяющую им строить карьеру как в России, так и за рубежом.
Образование в МАРШе ведется на русском и английском. Основные учебные программы валидированы London Metropolitan University и соответствуют международным стандартам архитектурного образования. Стратегический партнер МАРШ — The Sir John Cass School of Art, Architecture and Design университета London Metropolitan — ежегодно участвует в оценке студенческих работ, а студенты МАРШ — выставляются в Лондоне.
МАРШ едва ли не единственная школа, которая учит не только полезным навыкам, но и системе ценностей. Студентов обучают Чувствовать, Думать и Быть ответственными — отвечать перед обществом и перед жизнью.
Школа МАРШ регулярно включается в списки лучших архитектурных школ Европы по версии авторитетного итальянского журнала DOMUS (2014, 2015).
МАРШ — не просто школа, а часть консорциума независимых творческих учебных заведений, в который входят Британская высшая школа дизайна, Московская школа кино и Школа компьютерной графики Scream School. Вместе они формируют творческое сообщество студентов и преподавателей, обменивающихся информацией и навыками, а также формируют вокруг себя уникальную атмосферу.
- Темы:
- Образование