Школьная архитектура как инструмент развития личности
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов принял участие в дискуссии Urban Talks «Школьная архитектура как инструмент развития личности», которая прошла сегодня в БЦ «Романов двор» при поддержке АНО «Московский урбанистический форум» и RD Group.
Как и во всем мире, в России и странах СНГ идет активный поиск архитектурной модели строительства школ нового типа.
«Школа – это объект, в котором изначально заложена специфическая функция, но говорить о том, что архитектура в данном случае вторична, было бы неправильно. Во-первых, школы в основном расположены в городе, а значит есть контекст, адресность, узнаваемость. Во-вторых, это объекты, в которых постоянно присутствует большое количество людей, дети, которые находятся как раз в том возрасте, когда они чрезвычайно восприимчивы. И Москомархитектура борется за то, чтобы школы имели позитивный индивидуальный облик. Чтобы стало понятно, насколько это важно, приведу просто пример - наверняка, все читали "Гарри Поттера", где есть удивительная школа Хогвартс. Она играет значительную роль в произведении, напрямую участвует в формировании характеров главных героев, сюжетных линий. И в реальном мире образ школы играет огромную роль: на месте, где происходят события, завязаны все истории», – отметил Сергей Кузнецов.
Москомархитектура с сентября 2012 года оформила 68 свидетельств об утверждении архитектурно-градостроительных решений образовательных учреждений. Есть интересные примеры: столичная «Хорошевская прогимназия», в стадии проектирования и строительства находится школа «Летово» в Новой Москве.
По словам Сергея Кузнецова, тема образования сильно изменилась, поэтому меняются и подходы к проектированию школ. «Раньше никто не ожидал, что объекты такого внешнего вида и содержания в Москве вообще появятся. Сейчас есть огромные подвижки», — отметил архитектор.
Cтроительство типовых школ не входит в фокус современных архитекторов. «Для меня было странно слышать, что Московская область делает по госзаказу только типовые проекты. Это контрпродуктивный подход, который говорит против здравого смысла. Наша задача — не сэкономить и галочку поставить, а человека вырастить с определенным уровнем ментальности», — сказал Кузнецов.
Он отметил, что сегодня особенно важен конструктивный межведомственный диалог с участием архитекторов и представителей сфер образования. «Московские школы согласно международным рейтингам входят в лидеры образования, но удержать эти позиции, как говорит мэр Москвы Сергей Собянин, можно только постоянно стремясь вперед, не только оснащая их технически, но и наполняя новыми методиками. Все это требует, безусловно, и новых проектных решений, учитывающих специфику постоянно развивающейся образовательной среды, в которой все большую роль играют информационные технологии», — отметил эксперт.
На мероприятии также выступили начальник ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции Департамента образования города Москвы Яна Стретович, российские и международные эксперты: глава британского архитектурного бюро Tim Flynn Architects Тим Флинн, директор школы-пансиона «Летово» Михаил Мокринский, директор АНОО «Международная школа Казани» Нияз Гафиятуллин, руководитель проекта «Умная школа» Марк Сартан, директор центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» Марина Битянова. Модерировал встречу партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов.
Начальник ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции Департамента образования города Москвы Яна Стретович в свою очередь рассказала о масштабных планах Москвы по строительству школ. По ее словам, только в этом году планируется реализация нескольких десятков проектов. Одним из примеров современных концептуальных школ стала международная UWC Dilijan в Армении, построенная холдингом RD Group и открытая в 2014 году. Архитектор проекта глава британского бюро Tim Flynn Architects Тим Флинн рассказал о создании проекта и о том, какие идеи легли в его основу.
«Прежде чем начать работу над UWCDilijan я посетил больше 40 школ по всему миру в поисках лучших архитектурных решений. При этом из всего многообразия необходимо было выбрать те, которые сработали бы в данном месте, поскольку всегда нужно учитывать локальные особенности и окружающую среду, чтобы органично вписать здание в существующее пространство. Архитектурная концепция UWCDilijanпомогла нам достичь нескольких целей – сделать школу центром притяжения региона, вписать ее в окружающий горный ландшафт Дилижана, а также сделать процесс обучения более гибким и эффективным благодаря многофункциональности пространств внутри школы и за ее пределами», – сказал Тим Флинн.
На мероприятии также выступил Михаил Мокринский, директор школы-пансиона «Летово». Он отметил, что школа – это не просто образовательное пространство, она выполняет функции по формированию управленческой и культурной среды.
Директор центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» Марина Битянова рассказала о необходимости и дальше создавать школы, соответствующие эпохе и ее требованиям. Она отметила, что при работе над концепциями образовательных учреждений архитекторам необходимо учитывать то, что их посещают дети с различными особенностями и приоритетами. Например, если одним нужно больше открытого пространства, прозрачных перегородок и панорамных окон, то другим в таком случае может не хватать места для уединения.
В ходе дискуссии эксперты пришли к выводу, что каждая школа сегодня должна отвечать таким ключевым требованиям, как многофункциональность, гибкость и адаптивность к быстро меняющимся условиям.
- Темы:
- школы |
- Urban Talks