Сергей Кузнецов: Музей как культурный институт должен восприниматься всем миром
В субботу, 24 сентября, в Венеции состоялся симпозиум «Музеи и общественные пространства как драйверы развития городов и социального прогресса». В течение дня ведущие эксперты обсуждали, как может трансформироваться культурное начало мегаполиса так, чтобы решать и социальные, и интеллектуальные, и эстетические, и даже градостроительные задачи.
На 15-й Международной архитектурной Биеннале в Венеции Россия представила проект «V.D.N.H. URBAN PHENOMENON». Тема истории развития ВДНХ выбрана не случайно, а как один из самых ярких примеров ожесточенной борьбы за качество жизни, в котором победило архитектурное и культурное начало.
По словам главного архитектора Сергея Кузнецова, Москва стремится создать прочные связи с иностранными коллегами как в области архитектуры и строительства, так и в сфере искусства. «Зарубежные специалисты активно участвуют в архитектурных конкурсах, которые проводятся в России, реализуют такие крупные проекты, как "Зарядье", строят жилую и коммерческую недвижимость, и, конечно, налажено много контактов в искусстве, музейной жизни. Мы рады возможности обмениваться опытом, сегодня на симпозиуме, я уверен, нам удастся определить задачи и цели музеев и культурных пространств сейчас и в будущем», - отметил Сергей Кузнецов.
«Для нас вопрос развития культурных пространств - это вопрос ежедневной практики. С приходом мэра Москвы Сергея Собянина, город начал вкладывать огромные средства в развитие культурных, общественных, социально значимых объектов. Многие музеи и парки получили возможность реализовать новую функциональную модель, более современный подход, привлечь широкую аудиторию - это Пушкинский музей, парк Горького, ВДНХ, Третьяковская галерея. Также были запущены масштабные проекты по реконструкции исторических и культурных объектов, благоустройству улиц и созданию новых точек притяжения на периферии города, а не только в центре.
На сегодняшний день в Москве огромное количество музеев с разными моделями. Каждый старается придумать интересную идею, чтобы привлечь людей. В этом плане интересный сплав представляет ВДНХ, где удалось совместить культуру, парковую зону, историческую и образовательную функции, различения и спортивные активности. Здесь каждый день что-то интересное происходит, и люди проводят здесь все выходные», - рассказал Кузнецов.
При развитии территории, уверен он, в первую очередь нужно обращать внимание на внедрение культурной функции, иначе пространство изживет себя. И личностью способен стать только тот человек, который вырос в культурной среде: тогда он может изобрести нечто прекрасное, умеет думать и творчески подходить к проблемам, способен учиться и совершенствовать мир.
«В Москве есть четкое понимание того, что такое культурная среда: она меняется и обогащается – строятся новые музеи, развивается функция старых, реконструируются исторические объекты, - отметил Сергей Кузнецов. – Парк Зарядье – это будет новое, несопоставимое ни с каким другим музейное пространство, только выставочных площадей строится несколько тысяч метров. И я думаю, что это место встанет в один ряд с крупнейшими музеями – по посещаемости и интересу».
Презентацию музея «Гараж» показал директор центра современной культуры Антон Белов – также он рассказал о московской архитектуре, столичных зодчих и самых громких проектах последних лет. По словам Лукаса Файрайсса, урбаниста и писателя, именное такие примеры свидетельствуют о том, что музеи выступают в качестве культурных пространств – сегодня они воспринимаются и обывателями, и экспертами как центр архитектурных функций. «Музей как культурный институт должен восприниматься всем миром, – подчеркнул он. – Это вещи в себе, целые мегаполисы архитектуры, искусства и эмоций, которые показывают будущее, настоящее и прошлое урбанистики, меняя социальную экономику».
«Европа – родоначальница мировой культуры, и теперь это не только то место, которое порождает культуру и задает тон архитектуры, но и среда, где живут главные потребители архитектуры. Именно поэтому она должна представлять достойный продукт – такой, к которому сегодня стремится Москва. Европа и Москва, как один из ее центров, стали рынком искусства, в которых первоочередную роль играют музеи. Чем должны заниматься политики, урбанисты, чем должна интересоваться молодежь? Музеями и культурными центрами. Однако существуют глобальные проблемы – индустриальные пространства экономически подавлены, и призваны решить эти вопросы деятели искусства, потому что именно они главная движущая сила мира», – отметила Лиз Дилер, партнер-основатель Diller Scofidio + Renfro Architects.
Эксперты сошлись во мнении, что город не существует вне культуры, он не может жить только благодаря кафе и магазинам, которые так интересны юным жителям мегаполиса. Функции таких центров, считает норвежский архитектор Кьетил Торсен, должны постепенно забирать музеи, не теряя при этом первоначальной ценности.
Мартин Рот, экс-директор лондонского музея Виктории и Альберта: «Россия возрождается, и Москва – главная точка возрождения всей страны. Я могу говорить об этом как эксперт, у которого достаточное количество друзей из России – и я понимаю, каким образом проходят процессы обновления. Перестройка российской столицы – это тихая (от слова «тишина») революция. Что делают столичные власти? Нет, они не кричат о том, что расширяют общественные пространства, озеленяют город, возвращают историческим памятникам первоначальный вид и меняют функции музеев, они просто делают свою работу. Казалось бы, все основывается на мелочах, начинается с мелочей, но это ведь именно то, что нужно простому горожанину, то, что принципиально меняет качество его жизни. При этом продукция, которую выдает Москва, достойная, но о ней мало кто знает за рубежом. Москва удивит в момент. Что касается музеев, то я уверен, что они должны развиваться не только на уровне функциональных смыслов, но и с точки зрения внутреннего наполнения. Потому что культурный центр без серьезной, уникальной коллекции – ничто. Фонд – это сердце и душа любого музея. Об этом важно помнить и при строительстве новых, и во время реновации старых музеев. Кстати, примером грандиозного строительства новых музеев служит Китай – на территории, где каждый квадратный метр на счету, с 1990-х годов построены десятки культурных центров. И это движение в правильную сторону в контексте градостроительного развития».
Сергей Кузнецов также напомнил, что 1-3 декабря 2016 года в Санкт-Петербурге будет проходить Культурный форум, на котором впервые будет представлена секция, посвящённая вопросам урбанистики и градостроительства.
- Темы:
- музеи |
- Венецианская биеннале |
- образование