Российский павильон на биеннале в Венеции посвятят феномену ВДНХ
28 марта в пресс-центре информагентства ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная презентации архитектурно-художественного проекта, который Россия представит на XV Международной биеннале архитектуры, стартующей в Венеции 28 мая 2016 года.
О том, что именно будет демонстрироваться в национальном павильоне, журналистам рассказали ректор Российской академии художеств им. И. Е. Репина, комиссар павильона России в Венеции Семен Михайловский, главный архитектор Москвы, куратор экспозиции Сергей Кузнецов и генеральный директор ВДНХ, сокуратор экспозиции Екатерина Проничева.
Проект получил название V.D.N.H. URBAN PHENOMENON и рассказывает о том, как уникальный по своему масштабу и архитектуре выставочно-парковый комплекс ВДНХ сегодня перевоплощается в общедоступное мультиформатное культурно-образовательное пространство. «У этой колоссальной площадки были и лучшие времена, и упадок. Сегодня она переживает ренессанс. При поддержке мэра Москвы Сергея Собянина, территорию комплекса привели в порядок, павильоны отреставрировали, ВДНХ вновь обрел статус, сегодня это своего рода лаборатория, где придумываются новые смыслы», – заявил главный архитектор.
Феномен ВДНХ значим не только для Москвы и России, но для всего современного мира, как никогда обеспокоенного темой развития интеллектуального потенциала общества и создания эффективных механизмов культурной ассимиляции. «ВДНХ ценно тем, что это уникальный ансамбль. И одной из феноменальных черт является то, что при всей своей шикарности, этот объект очень мало известен за рубежом, к сожалению. Когда его видят такие эксперты, как Аравена, они приходят в неизменный восторг по поводу этого места», – отмечает Сергей Кузнецов.
«Современная ВДНХ служит примером пространства, на котором борьба за аудиторию ведется средствами урбанистики, архитектуры, просветительства, и в этом смысле как нельзя лучше соответствует теме XV Международной биеннале архитектуры, которую ее куратор Алехандро Аравена обозначил как «Репортаж с линии фронта», – подчеркнул Семен Михайловский.
Линия фронта, заявленная в теме – та самая граница, которую архитектура как социальный объект способна перейти и привлечь новую аудиторию.
«В отличие от большинства тематических и развлекательных парков, ВДНХ не только обеспечивает досуг горожан, но успешно выполняет образовательно-культурную миссию. Цельность градостроительного ансамбля, разнообразие общественных пространств и ожерелье национальных и тематических павильонов – все вместе это создает территорию, способную аккумулировать и преумножать интеллектуальную и культурную энергию общества, которая в конечном итоге и помогает выиграть битву за качество жизни», – сообщил Сергей Кузнецов.
«В 2014 году, когда город получил территорию выставки в свое управление, возник вопрос, как быть с ней дальше. Правительство Москвы к тому времени накопило значительный опыт по созданию и воссозданию общественных пространств, общедоступных мест равных возможностей, и было совершенно очевидно, что дальнейшее развитие ВДНХ если и возможно, то как раз по этому пути. Для того, чтобы сделать этот процесс максимально осмысленным и нужным конечным потребителям, мы очень много внимания уделяем диалогу с жителями, архитекторами, градостроителями. Представление ВДНХ на биеннале станет для нас еще одной возможностью провести масштабное (пусть и в несколько метафорической форме) исследование на тему, каким может быть будущее развитие уникального выставочно-паркового комплекса», – пояснила Екатерина Проничева.
В общих чертах концепция проекта выглядит следующим образом: три ключевых раздела экспозиции расскажут о прошлом, настоящем и будущем ВДНХ посредством художественных и мультимедийных технологий.
«Будет очень серьезная мультимедийная составляющая экспозиции, сделанная по последнему слову техники. Будет большая часть работы, посвященная уникальности и подлинности шедевров, из которых ВДНХ состоит. Мы привлекаем большую команду художников, скульпторов, архитекторов к работе над проектом. И месседж о том, что ВДНХ является площадкой для диалога урбанистов всех профессий, диалога с городом, с публикой, этому тоже будет посвящена часть экспозиции, которая расскажет про будущее ВДНХ», – рассказал куратор экспозиции, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Раздел, посвященный истории, представит артефакты советского времени, в атмосферу современной ВДНХ погрузит видеоинсталяция, а сценарии дальнейшего развития выставки станут основной темой кабинета исследователя и лаборатории будущего. В качестве исследователей привлечены в том числе и молодые художники – скульпторы, графики, студенты МАРХИ, Российской академии художеств и ряда других вузов России.
«Основная часть финансирования у нас из московского бюджета, рассчитываем, что и федеральные коллеги поучаствуют в проекте», – отметил Кузнецов.
По окончании Международной биеннале архитектуры в Венеции проект V.D.N.H. URBAN PHENOMENON вернется в Москву и станет частью постоянной экспозиции ВДНХ. «Мы планируем эту экспозицию потом презентовать в Москве, так как Москва тратит деньги на рассказ про ВДНХ, который будет показан на ВДНХ. Мы инвестируем не в Венецию, мы инвестируем в ВДНХ, просто показываем это в Венеции, а потом сделаем это на ВДНХ», – добавил главный архитектор.
Венецианская архитектурная биеннале начнет свою работу 28 мая 2016 года и продлится до конца ноября. Экспозиция Павильона России организована Министерством культуры РФ при поддержке правительства Москвы.
Вступайте в группу проекта на facebook
- Темы:
- ВДНХ |
- Венецианская биеннале |
- Сергей Кузнецов