ENG
 
События

Россия в международном культурном диалоге

02 Декабря 2016

В рамках Санкт-Петербургского культурного форума прошла дискуссия «Россия в международном культурном диалоге» с участием Сергея Кузнецова, Терезы Мавики, Семена Михайловского, Антонио Бельведере и Владимира Филиппова.

Лукас Файрайсс, урбанист и писатель: «Сегодня в мире господствует глобализация, и нам необходимо признать конкурирующие взгляды друг друга на культуру, общество, традиции, действовать чутко и ответственно. Понимание культуры в этом процессе имеет огромное значение, особенно в периоды международной напряжённости и санкций.

Открытость, уважение между людьми, которые относятся к разным сообществам, обмен идеями, культурными практиками, художественными произведениями — это единственный способ избежать непонимания в мире. Конечно, есть шанс, что все это будет использоваться в негативном ключе, в качестве пропаганды, но нужно помнить: политические действия имеют все-таки приходящий характер, а культура и искусство вечны.

Архитектура исторически и политически всегда присутствует в повседневной жизни граждан. Она создаёт культуру, открывает границы между странами, формирует коммуникацию. Каждое строение имеет семантические качества и свойства: оно передаёт и транслирует, объединяет и создаёт новые перспективы. Архитектура это всегда великая сила, а значит и большая ответственность".

Нужно помнить, что архитектура - это не только стены, но и мосты между нациями и культурами

«У культуры нет паспорта, надо всегда налаживать открытый диалог. Политикой занимаются люди, которые живут здесь и сейчас. Если ты желаешь жить иначе, то выбираешь культуру», — поддержала коллегу итальянка Тереза Иароччи Мавика, директор русского фонда «Виктория — искусство быть современным» (V-A-C). Она рассказала о роли мецената в России, восприятии русских художников на Западе и о том, как появилась идея превратить бывшее здание ГЭС-2 в новый музейный комплекс.

«Мы называем ГЭС-2 проектом щедрости. Это два гектара земли в центре Москвы , которые никогда не принадлежали городу. Наша задача — возвратить эту территорию городу . Это значит совершить огромный шаг вперед и создать новое значение для слова музей. ГЭС-2 откроется в мае следующего года», — отметила Тереза Мавика.

ГЭС-2 будет не местом, в котором мы будем хранить и показывать что-то. Скорее она будет продолжать быть станцией, теперь здесь будет производиться культура

«Для меня как для директора фонда главной целью стало продюсирование русского современного искусства и возможность дать этому искусству немного другой ритм, чтобы о нем больше знали за границей. Мы начали приглашать западных кураторов, и в итоге нам удалось создать группу союзников, с которыми мы активно сотрудничаем», — добавила она.

Заместитель руководителя департамента культуры Москвы Владимир Филиппов рассказал о саммите Культурного форума мировых городов, который проходил в столице с 5 по 7 октября на значимых культурных площадках: ВДНХ, Мультимедиа Арт Музей Москва, «Гараж», культурный центр ЗИЛ, Электротеатр «Станиславский», ГМИИ им. А.С. Пушкина, Дом Пашкова. Саммит в этом году был посвящён ключевой роли культуры для успешности и гармоничного развития современных городов.

«Успех культуры города можно измерить и по тому, как и в каком качестве хотят приезжать в твой город жить и работать. А это вопрос репутации города и тех людей , которые формируют в той или иной сфере образ города через культуру и доброжелательные среду», — говорит Филиппов.

Главный архитектор Сергей Кузнецов: «Я хочу поблагодарить вице-премьера Ольгу Голодец и министра культуры Владимира Мединского за создание секции архитектуры и урбанистики в рамках Международного культурного форума. Петербург — наглядный пример того, как происходит диалог, поэтому это идеальное место для таких встреч. В Москве мы установили практику международных архитектурных конкурсов, что также способствует культурному обмену. Приглашение зарубежных архитекторов способствует развитию конкуренции, наши архитекторы учатся, соревнуясь с лучшими мировыми практиками. Всем противникам конкурсов отвечу следующее: я считаю, что объект архитектуры принадлежит больше тому месту, где он расположен, чем людям, которыми он создавался. Зарубежные проекты в России — они все равно русские. Кроме того, мы стараемся участвовать на различных международных площадках: Венецианская и Аргентинская биеннале, ЭКСПО в Милане... Все это даёт свои плоды, например, National Geographic включило ВДНХ в список мест, обязательных для посещения в мире».

Важность среды для архитектуры отметил и Антонио Бельведере, партнер Renzo Piano: «Если заказчик просит создать что-то „громкое“ в неподходящем месте, то диалог не получится. Это во многом, конечно, зависит от того, какие ценности царят в стране. Много трудностей встречается на пути архитектора в России, но у вас есть замечательное поколение, рождённое в 90-е гг, которое обладает свежестью и определённой наивностью. Поэтому, на мой взгляд, Россия — то самое место, где можно экспериментировать».

Семен Михайловский, ректор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, затронул тему «русского пути». «Каждая часть света имеет свои особенности, и мне нравится, что они отличаются. Это многообразие даёт нам энергию. Важно в этой ситуации, чтобы мы все такие разные научились жить вместе».


Изображения: MKA


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.