ENG
 
События

Проект нового пространства Театра Камала разработает консорциум архитекторов из России, Германии и Японии

17 Февраля 2022
1 из 5
2 из 5
3 из 5
4 из 5
5 из 5
1 / 5

Увеличить

Консорциум под лидерством бюро Wowhaus (Москва, Россия), в который входят бюро Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония), Werner Sobek AG (Штутгарт, Германия), «ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича» (Казань, Россия), стал победителем международного конкурса архитектурных концепций. 

Театр Камала — старейший национальный театр России. Его почерк узнаваем в переосмыслении национального искусства, насыщенности репертуара, использовании разных языков и техник. C 1985 года он занимает здание-парусник — яркий символ советского модернизма, который стоит на берегу озера Кабан и является одной из визитных карточек Казани. 

Наталия Фишман-Бекмамбетова, помощник Президента Республики Татарстан, сопредседатель экспертного совета: «Когда Казань выбирает из настоящих мировых звёзд, мне кажется, это уже огромная победа в любом случае.Во-вторых, я горжусь тем, каких людей мы сумели собрать и вовлечь в этот процесс. Очень здорово, что это делается вместе с театром, вместе с казанскими профессионалами, вместе с казанскими краеведами.  В-третьих, это готовность Казани и Татарстана, нашего Президента, реализовывать такие проекты. Готовность строить такое здание, готовность не просто создавать эффектный снаружи объект, а оснащать всем необходимым оборудованием, всеми процедурами, всеми процессами, которые нужны театру ― это тоже большой шаг». 

Концепция 

Геометрия нового театра навеяна редким природным явлением: «ледяными цветами» на озере Кабан. Зимой объем сольется с окружающей средой и станет частью облика озера. Летом единение с природой места будет обеспечено за счет многогранного отражения прозрачных фасадов в водной глади. «Заостренность», устремленность — характерные черты татарской культуры, архитектуры и искусства. 

Новое здание задумано как часть топографии места, как парк с пешеходными маршрутами и рекреационными зонами, интегрированными и продолжающими существующее благоустройство набережных. Форма, вдохновленная самой татарской душой: острая/закрытая снаружи и мягкая/гостеприимная внутри. Концепция освещения — зажечь теплое нутро фойе и постепенно растворить свет треугольными панелями фасада. Яркая орнаментальная отделка панелей в интерьере отсылает к традиционным татарским изделиям и создает теплую атмосферу.

Фойе как «городская гостиная» визуально соединяет город и озеро. Входы со всех сторон здания создают маршруты движения посетителей, а также обеспечивают естественный свет и вентиляцию. Концепция создает комфортную среду и удобные маршруты для всех работников театра: просторный этаж для артистов и администрации, комфортное размещение всех мастерских. Минимизируется площадь подземного этажа, чтобы облегчить доступ и обслуживание, а также снизить стоимость строительства и эксплуатации. 

Новое пространство не имеет аналогов в стране. Впервые в постсоветской культуре театр будет создан в точном соответствии с запросами коллектива: у труппы появятся возможности для экспериментов с технологиями и пространством, проведения современных форматов — от лекций до перформансов. В то же время новый Театр Камала призван стать дружелюбным инклюзивным местом, востребованным у посетителей, демонстрируя, каким разным может быть современный театр. 

Став новой архитектурной доминантой, здание не утратит связи с контекстом — уникальной экосистемой цепочки озер Кабан, центром насыщенной городской жизни. Театр станет еще одним местом притяжения для казанцев и гостей города. 

О конкурсе

Конкурс проходил в два этапа. Перед участниками стояла нетривиальная задача: с одной стороны, выполнить условия функционального задания, которое было составлено вместе с представителями театрального коллектива. С другой — в процессе знакомства с местом, актерами и зрителями суметь почувствовать и отразить в архитектуре здания облик «сердца татарского народа». 

В жюри конкурса под председательством мэра Казани Ильсура Метшина вошло более 30 представителей мира архитектуры, городского развития, театрального искусства. Среди них: директор премии Aga Khan Award Фаррух Дерахшани, главный режиссер Театра Камала Фарид Бикчантаев, основатель Archdaily.com Дэвид Базульто, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Сергей Кузнецов, народная артистка России Чулпан Хаматова, художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов, художественный руководитель Электротеатра Станиславский Борис Юхананов.

В итоге 537 архитекторов со всего мира отправили заявки на участие. На втором этапе было выбрано восемь консорциумов-финалистов. Они создавали концепции с опорой на особенности места и глубинные потребности тех, кто здесь работает и живет. Важным решением в ходе подготовки конкурса стал «Тамашачы тамашасы» — спектакль в формате «театра горожан», где казанцы, непрофессиональные актеры, поделились со сцены своими ожиданиями о будущем театра. Архитектурная экскурсия, ток-шоу «Театр Камала в 2056 году», вовлекающая экскурсия по театру, серия установочных семинаров и 45 индивидуальных консультаций с представителями города Казани и коллектива театра — лишь некоторые из шагов на пути от начала работы консорциумов до презентации готовых концепций жюри. 6 уникальных аналитических материалов ученые и деятели культуры создали для финалистов, 75 экспертов в области истории и этнографии помогали участникам прочувствовать дух места и понять содержательную культуру жителей.

Тремя лучшими стали концепции:

1) консорциума под лидерством ООО «Ваухаус» (Москва, Россия), в который входят

Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония),

Werner Sobek AG (Штутгарт, Германия),

ООО «ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича» (Казань, Россия);

2) консорциума под лидерством Bespoke (Казань, Россия), в составе:

«Асиф Хан» (Лондон, Англия),

Charcoalblue (Лондон, Великобритания),

AKTII (Лондон, Великобритания),

Atelier Ten (Глазго, Великобритания);

3) консорциума под лидерством ООО «Метрополис» (Москва, Россия), включающего:

Кооп Химмельблау Вольф Д. Прикс & Партнеры (Вена, Австрия),

ООО «Мириада групп» (Казань, Россия).

Они получат вознаграждение в размере 2,5 млн, 1,5 млн и 1 млн рублей соответственно. Реализация проекта-победителя запланирована на 2026 год.

Инициаторами конкурса являются Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и Татарский государственный Академический театр им.Г.Камала. Конкурс проходит при поддержке Правительства Республики Татарстан, Министерства культуры Республики Татарстан, Исполнительного комитета города Казани и Фонда «Институт развития городов Республики Татарстан». Оператором Конкурса выступает Международная урбанистическая лаборатория «ЦЕНТР Lab».


Изображения: Wowhaus+Kengo Kuma & Associates+Werner Sobek AG+«ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича»


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.