Проект нового пространства Театра Камала разработает консорциум архитекторов из России, Германии и Японии
Консорциум под лидерством бюро Wowhaus (Москва, Россия), в который входят бюро Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония), Werner Sobek AG (Штутгарт, Германия), «ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича» (Казань, Россия), стал победителем международного конкурса архитектурных концепций.
Театр Камала — старейший национальный театр России. Его почерк узнаваем в переосмыслении национального искусства, насыщенности репертуара, использовании разных языков и техник. C 1985 года он занимает здание-парусник — яркий символ советского модернизма, который стоит на берегу озера Кабан и является одной из визитных карточек Казани.
Наталия Фишман-Бекмамбетова, помощник Президента Республики Татарстан, сопредседатель экспертного совета: «Когда Казань выбирает из настоящих мировых звёзд, мне кажется, это уже огромная победа в любом случае.Во-вторых, я горжусь тем, каких людей мы сумели собрать и вовлечь в этот процесс. Очень здорово, что это делается вместе с театром, вместе с казанскими профессионалами, вместе с казанскими краеведами. В-третьих, это готовность Казани и Татарстана, нашего Президента, реализовывать такие проекты. Готовность строить такое здание, готовность не просто создавать эффектный снаружи объект, а оснащать всем необходимым оборудованием, всеми процедурами, всеми процессами, которые нужны театру ― это тоже большой шаг».
Концепция
Геометрия нового театра навеяна редким природным явлением: «ледяными цветами» на озере Кабан. Зимой объем сольется с окружающей средой и станет частью облика озера. Летом единение с природой места будет обеспечено за счет многогранного отражения прозрачных фасадов в водной глади. «Заостренность», устремленность — характерные черты татарской культуры, архитектуры и искусства.
Новое здание задумано как часть топографии места, как парк с пешеходными маршрутами и рекреационными зонами, интегрированными и продолжающими существующее благоустройство набережных. Форма, вдохновленная самой татарской душой: острая/закрытая снаружи и мягкая/гостеприимная внутри. Концепция освещения — зажечь теплое нутро фойе и постепенно растворить свет треугольными панелями фасада. Яркая орнаментальная отделка панелей в интерьере отсылает к традиционным татарским изделиям и создает теплую атмосферу.
Фойе как «городская гостиная» визуально соединяет город и озеро. Входы со всех сторон здания создают маршруты движения посетителей, а также обеспечивают естественный свет и вентиляцию. Концепция создает комфортную среду и удобные маршруты для всех работников театра: просторный этаж для артистов и администрации, комфортное размещение всех мастерских. Минимизируется площадь подземного этажа, чтобы облегчить доступ и обслуживание, а также снизить стоимость строительства и эксплуатации.
Новое пространство не имеет аналогов в стране. Впервые в постсоветской культуре театр будет создан в точном соответствии с запросами коллектива: у труппы появятся возможности для экспериментов с технологиями и пространством, проведения современных форматов — от лекций до перформансов. В то же время новый Театр Камала призван стать дружелюбным инклюзивным местом, востребованным у посетителей, демонстрируя, каким разным может быть современный театр.
Став новой архитектурной доминантой, здание не утратит связи с контекстом — уникальной экосистемой цепочки озер Кабан, центром насыщенной городской жизни. Театр станет еще одним местом притяжения для казанцев и гостей города.
О конкурсе
Конкурс проходил в два этапа. Перед участниками стояла нетривиальная задача: с одной стороны, выполнить условия функционального задания, которое было составлено вместе с представителями театрального коллектива. С другой — в процессе знакомства с местом, актерами и зрителями суметь почувствовать и отразить в архитектуре здания облик «сердца татарского народа».
В жюри конкурса под председательством мэра Казани Ильсура Метшина вошло более 30 представителей мира архитектуры, городского развития, театрального искусства. Среди них: директор премии Aga Khan Award Фаррух Дерахшани, главный режиссер Театра Камала Фарид Бикчантаев, основатель Archdaily.com Дэвид Базульто, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Сергей Кузнецов, народная артистка России Чулпан Хаматова, художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов, художественный руководитель Электротеатра Станиславский Борис Юхананов.
В итоге 537 архитекторов со всего мира отправили заявки на участие. На втором этапе было выбрано восемь консорциумов-финалистов. Они создавали концепции с опорой на особенности места и глубинные потребности тех, кто здесь работает и живет. Важным решением в ходе подготовки конкурса стал «Тамашачы тамашасы» — спектакль в формате «театра горожан», где казанцы, непрофессиональные актеры, поделились со сцены своими ожиданиями о будущем театра. Архитектурная экскурсия, ток-шоу «Театр Камала в 2056 году», вовлекающая экскурсия по театру, серия установочных семинаров и 45 индивидуальных консультаций с представителями города Казани и коллектива театра — лишь некоторые из шагов на пути от начала работы консорциумов до презентации готовых концепций жюри. 6 уникальных аналитических материалов ученые и деятели культуры создали для финалистов, 75 экспертов в области истории и этнографии помогали участникам прочувствовать дух места и понять содержательную культуру жителей.
Тремя лучшими стали концепции:
1) консорциума под лидерством ООО «Ваухаус» (Москва, Россия), в который входят
Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония),
Werner Sobek AG (Штутгарт, Германия),
ООО «ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича» (Казань, Россия);
2) консорциума под лидерством Bespoke (Казань, Россия), в составе:
«Асиф Хан» (Лондон, Англия),
Charcoalblue (Лондон, Великобритания),
AKTII (Лондон, Великобритания),
Atelier Ten (Глазго, Великобритания);
3) консорциума под лидерством ООО «Метрополис» (Москва, Россия), включающего:
Кооп Химмельблау Вольф Д. Прикс & Партнеры (Вена, Австрия),
ООО «Мириада групп» (Казань, Россия).
Они получат вознаграждение в размере 2,5 млн, 1,5 млн и 1 млн рублей соответственно. Реализация проекта-победителя запланирована на 2026 год.
Инициаторами конкурса являются Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и Татарский государственный Академический театр им.Г.Камала. Конкурс проходит при поддержке Правительства Республики Татарстан, Министерства культуры Республики Татарстан, Исполнительного комитета города Казани и Фонда «Институт развития городов Республики Татарстан». Оператором Конкурса выступает Международная урбанистическая лаборатория «ЦЕНТР Lab».
- Темы:
- Татарстан |
- конкурсы |
- Театр Камала |
- Казань