ENG
 
События

Объявлены победители Второй Российской молодежной архитектурной биеннале

28 Октября 2019
1 из 8
2 из 8
3 из 8
4 из 8
5 из 8
6 из 8
7 из 8
8 из 8
1 / 8

Увеличить

26 октября 2019 года жюри Второй Российской молодежной архитектурной биеннале назвало имена победителей. Из 30 конкурсных проектов, разработанных финалистами, были выбраны четыре лучшие работы, награжденные золотыми и серебряными призами. Были вручены специальные призы от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Правительства Республики Татарстани присуждены два специальных упоминания жюри.

В номинации «Территория бывшего завода «Сантехприбор»Золотой приз получил Александр Аляев (Москва), Серебряный приз бюро «КБ 11»(Уфа). В номинации «Портовый элеватор»  Золотого приза удостоен проект творческого объединения «Лето» (Москва), Серебряный приз присужден проекту бюро Megabudka (Москва).

Специальный приз Министерства строительства и ЖКХ РФ получил Илья Ободовский (Симферополь). Специальный приз Правительства Республики Татарстан вручили Ксении Воробьевой (Москва). Специальными упоминаниями жюри отмечены проекты Архитектурного бюро ХВОЯ (Санкт-Петербург) и архитектора Азата Ахмадуллина (Уфа).

Вместе с председателем жюри Сергеем Чобаном работы участников оценивали Михил Ридайк, основатель и партнер бюро Neutelings Riedijk Architects, профессор Делфтского технического университета (Нидерланды); Филип Юань, основатель бюро Archi-Union, профессор Колледжа архитектуры и городского планирования Университета Тунцзи (Шанхай); Кристин Файрайз, куратор и соучредитель независимой архитектурной галереи Aedes Architecture Forum в Берлине. Наряду с мировыми экспертами в жюри вошли трое победителей Первой Российской молодежной архитектурной биеннале — основатели архитектурной группы CITIZENSTUDIO Михаил Бейлин и Даниил Никишин (Москва), Надежда Коренева (Москва), Олег Манов (FUTURA Architects, Санкт-Петербург).

«Наиболее важным критерием оценки проектов для нас была их реализуемость, четкое понимание того, какие элементы застройки можно сохранить, какие можно не сохранять, какие можно трансформировать для того, чтобы обеспечить по-настоящему устойчивое долгосрочное развитие территории. Дискуссия по поводу выбора победителей была сложной, но итоговым решением мы все остались довольны и готовы его представлять», — сказал куратор молодежной архитектурной биеннале Сергей Чобан.

Помимо основного конкурса в этом году в рамках биеннале впервые состоялся архитектурно-художественный конкурс для учащихся 9–10 классов российских школ. Юные участники представили собственные архитектурные проекты, иллюстрирующие комфортное, функциональное и визуально привлекательное образовательное учреждение — школу, в которой им самим хотелось бы учиться. Победителями стали Василий Говорун из школы 2054 (Москва; Серебряный приз) и Альмира Фаттахова из Детской архитектурной школы ДАШКА (Казань; Золотой приз).

«Уже произошли важные изменения. Мы выбрали тему, предполагающую работу не с абстрактными территориями, а с конкретными объектами. Таким образом мы можем повлиять на развитие знаковых для нашей столицы территорий. Мы по сути создаем каталог решений, который будем использовать и для иных аналогичных объектов. Мы намерены заказать реальные проекты у всех победителей и обладателей специальных призов», — отметила директор биеннале Наталия Фишман-Бекмамбетова.

ПРОЕКТЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

ТЕРРИТОРИЯ БЫВШЕГО ЗАВОДА «САНТЕХПРИБОР»

ЗОЛОТОЙ ПРИЗ

Проект архитектора Александра Аляева, Москва

Проект ревитализации направлен на принципиальную трансформацию градостроительной структуры территории в пользу максимальной проницаемости и доступности. Излишне протяженный северный участок завода «Сантехприбор» разбивается на две части, соответствующие габаритам стандартного городского квартала (100 х 150 м); на месте южного участка возникает три аналогичных квартала. Помимо смягчения масштаба застройки планировочное решение позволяет сформировать новую транспортно-пешеходную ось в границах Адмиралтейской слободы. Оба участка получают смешанное функциональное назначение, но у каждого своя «специализация»: северную территорию бывшего завода «Сантехприбор» занимает преимущественно жилье, южную – креативно-производственный кластер: офисные пространства, мастерские, небольшие современные мануфактуры и т. д. Морфологическое родство кварталов подчеркнуто на уровне их композиционно-планировочного решения: каждый из них скомпонован из небольших блоков, формирующих систему последовательно развивающихся общественных пространств, различающихся по степени уединенности и камерности. Все исторические здания на территории бывшего завода сохраняются и наделяются преимущественно общественной функцией, вокруг них образуются буферные зоны, позволяющие объектам наследия «звучать» максимально свободно и полно. В оформлении общественных пространств также используются МАФы и инсталляции, метафорически отсылающие к промышленному прошлому участку. В жилой застройке преобладают 4-этажные дома, и лишь важнейшие пространственные оси зафиксированы с помощью более высоких доминант (до 24 м).

СЕРЕБРЯНЫЙ ПРИЗ

КБ «11», Уфа

Вместо производства и промышленности генератором развития территории бывшего завода «Сантехприбор» становится культура. Монофункция уступает место широкому спектру разнообразных функций, что влечет за собой трансформацию отдельно стоящих предельно рациональных объемов в максимально гибкие градостроительные структуры. Северный участок решается как преимущественно общественное пространство, ограниченное существующими стенами промышленных построек и временными павильонами. Здесь формируется предельно активный рельеф – создать его помогает законсервированный исторический слой производственного мусора, намеренно оставленного на площадке как память о прошлом места и его нынешнем трагическом упадке, с которым сегодня необходимо справиться. Границы площади фиксируются с помощью колонн и декоративных водоемов, которые своей конфигурацией повторяют контуры некогда существовавших здесь корпусов. Между этими элементами благоустраивается уже сложившаяся протоптанная тропа, которую дублирует система из мостов и переходов. Создается своеобразный город-утопия, где человек может пережить уникальный пространственный опыт, в том числе за счет размывания границ между улицей и интерьером, городской и домашней мебелью. Чтобы сделать руины пригодными для всесезонного использования, в них и между ними выполняются вставки в виде лаконичных стеклянных оранжерей и подвижных световых объемов на вертикальных рельсах, которые днем служат гостеприимными лаунжами на уровне земли, а вечером поднимаются над площадью, обеспечивая ее освещение. В противовес данному пространству пространство южного участка разыгрывается как средоточие ярких акцентов и активных пространственных форм.

СПЕЦИАЛЬНОЕ УПОМИНАНИЕ ЖЮРИ

Архитектурное бюро «ХВОЯ», Санкт-Петербург

Проект реновации территории завода «Сантехприбор» опирается на две ключевые идеи: бережное и внимательное отношение к участку, реалистичная и вписывающаяся в контекст функциональная программа. За основу генплана развития южной части территории архитекторы приняли существующее расположение домов, формирующих ряд сообщающихся, но отдельных и действительно разных пространств, а также саму типологию застройки участка сборными типовыми промышленными зданиями. Здесь авторы проекта предлагают создать т. н. light-industrial кластер, в котором преобладают пространства для размещения небольших местных производств, совмещающих «чистую» часть производства, склад и шоурум произведенной продукции. Создание такого центра производств-мануфактур даст импульс развитию окружающих территорий, в первую очередь, северной части участка проектирования. Основу планировочного решения последней формируют «силовые линии»: стены, оставшиеся от поперечных дореволюционных корпусов, задают поперечные направления улиц, а дымовая труба котельной – главную продольную ось. На основании этой сети координат архитекторы проектируют три квартала. Существующие руины сохраняются и консервируются, застройка новых кварталов примыкает к ним вплотную. В месте сопряжения с домом Алафузова новое здание располагается по границе некогда существовавшего, выявляя утраченный объем и превращая дом-фантом в сад. Такой же подход применяется для сохранившихся сооружений вдоль улицы Клары Цеткин. Это решение позволяет получить значительную зеленую буферную зону, которая с одной стороны отделяет новую застройку от шума улицы, а с другой – увеличивает очевидно недостаточную ширину тротуара. Функционально кварталы представляют собой жилье для сдачи в длительную аренду: здесь есть как отдельно стоящие дома, так и небольшие многоквартирные модули. Планировочные решения позволяют варьировать функциональное наполнение, заменяя жилье на офисы или гостиничные номера.

ПОРТОВЫЙ ЭЛЕВАТОР

ЗОЛОТОЙ ПРИЗ

Творческое объединение «Лето», Москва

Проект предусматривает развитие данного участка и всей прилегающей территории в соответствии с градостроительными принципами исторического центра, где плотная городская ткань образована многофункциональной застройкой средней этажности. Высокую проницаемость территории и продуманную систему визуальных связей с набережной призваны обеспечить ортогональная сетка улиц и компактность возводимых на ней кварталов. Каждая поперечная улица имеет свою идентичность и атмосферу. Элеватор в проекте рассматривается как ценный объект промышленного наследия и главный символ локального центра. Переосмысляя его градостроительное положение и функциональное наполнение, архитекторы трактуют его как новый храм: подобно культовым сооружениям средневековых городов, он вступает во взаимодействие с окружающей застройкой более мелкого масштаба, образуя систему площадей, которые примыкают к каждому из его четырех фасадов. Каждая площадь имеет собственную идентичность, обусловленную функциональном наполнением корпусов элеватора и прилегающей застройки. Расположенная с северо-запада «Водная площадь» имеет рынок, амфитеатр, ведущий к воде, и общественный бассейн, что превращает ее в своего рода буфер между городом и рекой, позволяя последней максимально мягко приближаться к застройке. «Спортивная площадь» примыкает к юго-западному фасаду элеватора: здесь расположены спортивный центр, скалодром, скейт-парк. Северо-восточный фасад граничит с «Научной площадью»: сюда обращены медиатека в здании элеватора и школа, построенная напротив него. На «Городскую площадь» выходит музей, и это сердце всего локального центра, а также его главный транспортный хаб с остановкой общественного транспорта, стоянкой такси и подземной парковкой личного автотранспорта. Пятая и самая зрелищная площадь расположена на крыше элеватора и является главной рекреационной и видовой площадкой всего района.

СЕРЕБРЯНЫЙ ПРИЗ

Архитектурное бюро Megabudka, Москва

Вся застройка косы, кроме здания элеватора, демонтируется, и по ее внешнему периметру создается единая набережная шириной 50 метров с озеленением, велодорожкой и нанизанными на нее общественно-развлекательными функциями (кафе и бары, спортивные и детские площадки, места отдыха). С этим линейным парком перекликается организованный на мысе косы большой полукруглый парк. Поскольку очистка акватории от продуктов деятельности грузового порта неизбежно займет длительное время, для летнего отдыха авторы проекта предусматривают «сухой» пляж с сохранением существующей подпорной стенки косы, а для купания организуют вместительный плавучий бассейн на старой барже. Архитектурные решения реконструкции элеватора всецело продиктованы геометрией и конструктивными особенностями этого здания. Бережно сохраняя общий брутальный характер постройки, ее исходные пропорции и круглую в плане форму образующих ее силосов, архитекторы прорезают каждый внешний цилиндр элеватора высокими арочными окнами, а два центральных ряда вынимают полностью для организации атриума. Верхний этаж элеватора предлагается преобразовать в стеклянный, что позволит открыть максимально выигрышные виды на Волгу и осветить атриум, а в центре здания разместить многофункциональное пространство со сводами из цилиндров, поддерживаемых металлическим каркасом. Функциональное наполнение самого здания также подчеркнуто разнообразно: здесь найдется место и для культурно-просветительских учреждений, и для коммерческих площадей, и для апарт-отеля. Вдоль длинных фасадов элеватора благоустраиваются пешеходные площади, в облике которых сохраняются рельсы как важный элемент индустриальной идентичности. На рельсах в память о предыдущей функции сформирована композиция из грузовых вагонов – в них разместятся детская игровая площадка, кафе, зона отдыха, буккроссинг.

 

СПЕЦИАЛЬНОЕ УПОМИНАНИЕ ЖЮРИ

Азат Ахмадуллин, Уфа

Проект предусматривает максимальное сохранение элеватора и его тактичное приспособление под актуальные функции, а исходное назначение здания как места хранения стратегически важных запасов зерна символически переосмысляется в решениях генерального плана развития прилегающей территории. Единый для всех корпусов элеватора стилобат превращается в просторную общественную зону, окруженную по периметру открытой галереей: здесь расположены многочисленные небольшие кафе и выставочные пространства. Самая большая часть элеватора – 12-рядный корпус – имеет в основе атриум с прорезанными через верхнюю надсилосную галерею башнями, которые обеспечивают равномерное освещение внутреннего пространства. В этой части расположены дайвинг-труба, аэротруба и скалодром, что является интерпретацией технологических процессов очистки и сушки, которые зерно раньше проходило в элеваторе. Истории места будет посвящен и Музей зерна, расположенный в центральной части элеватора. Постоянное жилье представлено двумя урбан-виллами, таунхаусами, расположенными вблизи основного здания, а также коливингами в надсилосной галерее элеватора. Пространство между элеватором и набережной трактовано как ландшафтный парк, в котором преобладают зерновые культуры. Со временем здесь сформируется золотое поле, символизирующее новую жизнь зерна, которое когда-то хранилось в элеваторе.  А корабли и грузовые вагоны, которыми зерно поставлялось сюда, станут элементами туристического маршрута, проложенного по территории и связывающего между собой многочисленные игровые и спортивные площадки, амфитеатр, предназначенный для публичных мероприятий и концертов, а также главную пешеходную площадь перед самим элеватором.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Ксения Воробьева, Москва

Проект ревитализации промзоны бывшего завода «Сантехприбор», в основу которого положено тактичное и предельно внимательное отношение к истории участка и всех существующих на нем строений, а также понимание того, что только детально продуманная стратегия может служить залогом успешной второй жизни бывшей промзоны.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

Илья Ободовский, Симферополь

Стремясь сохранить общий масштаб и монументальный образ здания элеватора, архитекторы стремились превратить его в более дружелюбную и открытую городу структуру. Подсилосный этаж сделан полностью прозрачным, просветы между отдельными блоками здания увеличены, его нижняя часть частично срезана, чтобы создать ощущение отодвинутого театрального занавеса и сформировать четкую визуальную связь с Волгой. Каждый отдельный блок с силосами несет разные функции: музейное пространство и медиатека, офисы и коворкинг, жилье и хостелы. В надсилосном этаже располагаются клубы, рестораны и смотровые площадки. Ограждающие конструкции этого уровня выполнены из стекла и латуни, образно отсылающей к зерну, которое когда-то здесь хранилось, фасады элеватора выкрашены в темно-бордовый цвет. Центральная продольная ось участка превращается в бульвар, вокруг которого возникает несколько дополнительных новых зданий: офисов, жилья, многоуровневых паркингов, современная архитектура которых дополняет динамичный образ элеватора. Территория промзоны косы, прилегающая к участку, трактован  как масштабное общественное пространство с озелененными участками, благоустроенной набережной, пешеходными мостами и велодорожками, яхт-клубами, деловыми центрами и жильем. На прибрежной площади сформированы концертная площадка на воде и амфитеатры с ресторанами, зимой используемые для хоккея и фигурного катания. Берегоукрепительные сооружения выступают элементами единого дизайн-кода, формируя еще более разнообразный и дружелюбный облик набережной.

Вторая Российская молодежная архитектурная биеннале

Организатор: Фонд «Институт развития городов Республики Татарстан».

С 24 по 26 октября 2019 года в Иннополисе (Республика Татарстан) прошла Вторая Российская молодежная архитектурная биеннале, основной целью которой стала поддержка молодых архитекторов и их активное вовлечение в сферу градостроительства. Учредители биеннале — Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Правительство Республики Татарстан, при поддержке Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ.

Куратором и председателем жюри Второй Российской молодежной архитектурной биеннале выступил руководитель архитектурных бюро SPEECH (Россия) и Tchoban Voss Architekten (Германия) Сергей Чобан. Директором проекта второй год подряд является помощник Президента Республики Татарстан Наталия Фишман-Бекмамбетова.

Тема этого года — вторая жизнь промышленных пространств: территории бывшего завода «Сантехприбор» и портового элеватора, расположенных в Казани.

В 2020 году проекты финалистов биеннале будут представлены в Aedes Architecture Forum в Берлине — первой независимой архитектурной галерее Европы, где экспонируют работы профессионалов современной архитектуры и городского дизайна.

В рамках Второй Российской молодежной архитектурной биеннале состоялись 6 арх-марафонов, 5 круглых столов, 3 дискуссии, 3 лекции, 3 кейс-сессии, 2 пленарные сессии, 1 семинар, 1 мастер-класс и 1 стратегическая сессия.

archbiennale.ru

facebook.com/architectbiennale

instagram.com/archbiennale


Изображения: Фото с церемонии награждения Даниила Шведова


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.