ENG
 
События

Непрерывность образования обсудили на "Открытом городе"

29 Сентября 2017

В рамках проекта Москомархитектуры "Открытый город" прошло обсуждение "Непрерывность образования как драйвер развития профессии". Архитекторы, преподаватели профильных вузов и эксперты образования рассказали о том, что нужно для того, чтобы никогда не переставать учиться.

Сама идея непрерывного образования на протяжении всей своей жизни появилась не так давно - в середине 20 века. Тогда оно воспринималось только как способ повышения квалификации сотрудников любых предприятий и по сути пропагандировалось владельцами и начальниками предприятий, рассказала модератор дискуссии архитектор, преподаватель проектной мастерской Юрия Григоряна в МАРХИ Юлия Ардабьевская. Но "lifelong learning" как термин был введен только конце 1990-х годов, после доклада Жака де Лора в ЮНЕСКО. "По сути новый термин определял новую парадигму устройства жизни и мира, неустойчивой, изменчивой, в которой человек должен себя воспринимать как актив, в который он вкладывается, который может перепрофилироваться и углубляться в разные степени. Но остается вопрос о том, как непрерывность образования прочитывается в архитектурной сфере" - рассказала она.

Впрочем, участники дискуссии не указали на одну общую причину, по которой люди могут перестать развиваться и что, наоборот, дает им причину это делать.
Например, профессор МАРХИ, приглашенный преподаватель МАРШ Оскар Мамлеев считает, что недостаток есть в системе лицензирования и переаттестации специалистов и в том, что они сами не хотят учиться и развиваться.
"Обычно при переаттестации человек просто рассказывает о своих достижениях, получает одобрение и продолжает свою деятельность. Хотя мне кажется, что есть источники постоянной, совершенно разной информации, по разным граням жизни. Во многих вузах есть разные образования: факультеты повышения квалификации. Но по большей части это какая-то спекуляция для формирования отчётностей и получения дивидендов. И самое главное в людях для повышения квалификации - самомотивация. Если человек сам не захочет получать знания, то ты его никак не заставишь. На Западе четкая система лицензирования, там нет таких "игр", и в наших условиях только сам человек может чувствовать какую-то необходимость, только это может принести какой-то успех," - рассказал он.

Тем не менее, способы мотивировать специалистов повышать свой уровень есть, считает руководящий партнер архитектурного бюро SPEECH Сергей Чобан.
"Основной стимул для дальнейшего образования - это конкуренция. Потому что в России среди архитекторов она очень небольшая. Ведь офисов на рынке профессиональной архитектуры совсем немного, по сравнению с западными странами. И когда конкуренция небольшая, и заказчик может обратиться к не слишком квалифицированному специалисту. Архитекторы не мотивированы повышать свою квалификацию, чтобы выдержать это соревнование. Основной стимул - осознание ответственности, связанное с качеством конечного продукта. И уровень сервиса, где ты постоянно находишься в конкуренции по отношению к другим, плюс необходимость очень быстро решать проблемы, вместе они ведут к желанию все время двигаться дальше. Потому что всегда возникают новые проблемы, и они должны быть изучены. А на лицензию почти никто не смотрит - ее ты должен положить, когда сдаешь проект на разрешение на строительство. Основной двигатель -   все-таки конкуренция и постоянная необходимость в том, что надо учиться самому дальше. На практике, узнавая новые понятия или понимая, что в той или иной сфере произошли качественные изменения. Например, сейчас офисной сфере они происходят. Этому надо просто постоянно учиться, и здесь может даже не нужны дополнительные инструменты. Если количество архитекторов будет повышаться, большее количество будет приходить на рынок услуг, людей больше - конкуренция больше. И люди должны выдерживать эту конкуренцию, будут совершенствоваться, чтобы существовать." - рассказал он.

При этом, с педагогической точки зрения, современный молодой человек теряет интерес к самообразованию, сталкиваясь с рутинной работой "взрослой жизни", считает Елена Гонсалес, архитектурный критик, куратор, руководитель Архитектурной лаборатории ПН "МАРШ лаб".

"Жизнь после института делится на две области: есть работа и есть остальное время. В институте ты параллельно учишься жизни как таковой. Это интересно, ведь ты по-другому начинишь развиваться. И твои новые знания не ограничиваются профессиональной областью, но позволяют познавать мир в разных ипостасях. А потом, на работе, ты погружаешься в работу, и все. Ты уже не "человек играющий". Ты перестаешь играть, интересоваться другими аспектами жизни. У тебя разделена "работа" и "жизнь". И мне кажется, что это большая проблема, ведь люди засыхают. Да, появляются другие интересы, дети, семья, хобби и так далее. Но на работе мы проводим довольно много времени, и сохранение элемента саморазвития и "игры" в своей профессиональной жизни очень важно. И я вижу в этом огромную потребность у молодых людей. Она может быть не осознанной, но то, чем мы занимаемся, наша философия в том, чтобы позволить людям сохранить себя не только как профессионалов, но и таких вот "людей играющих"." - рассказала она.

Впрочем, и в системе архитектурного образования необходимы достаточно сильные изменения. По словам Олега Алексеева, проректора МПГУ по стратегическому развитию и международному сотрудничеству, прежде всего необходимо перейти к проектному образованию и изменить философию всего процесса, поставив во главе стола не теорию, а практику.

"Наша система высшего образования строится на том, что у студента не формируется паттерн практического отношения к тому, что они делают. Они двигаются в логике работы. Сначала теория - правда, непонятно, зачем в том или ином месте стоит тот или иной предмет. На третьем курсе это становится проблемой, ведь многие студенты начинают работать. И они не понимают, что делать - ведь их работа, практика, вообще не связана с тем, что преподают в университетах. Одна из таких причин в сфере архитектурного образования - в том, что сама архитектура, как и всякое ремесло, оказались униженными и сведенными на низшую ступень человеческих ценностей. А наверху находится наука со всеми своими паттернами организации. Именно научны подход привел к тому, что теория стала выше практики. В этом смысле считать, что сначала мы должны овладеть какими-то азами, а потом их прикладывать - заблуждение. Поскольку ремесло, архитектура, построена на модели постоянного совершенствования, стремления к изяществу и красоте. А все это как раз и требует постоянного, непрерывного усилия и, соответственно, обучения. Второе - то, что мы называем проектным обучением. Казалось бы, там, где есть ремесло - есть дело. Где есть дело - есть реализация проектного подхода. И есть серьезный провал в той части, где студент связан с будущей работой. Ведь в жизни портфолио важнее диплома. Оно отражает нашу жизнь и то, с кем мы это делали, были ли там люди, у которых можно учиться," - рассказал он.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.