ENG
 
События

На МУФ-2016 прошла дискуссия о развитии проекта Москвы-реки

11 Июля 2016

Крупнейший градостроительный проект по развитию территории главной водной артерии Москвы обсудили на Московском урбанистическом форуме. Темой отдельного круглого стола стал ЗИЛ — превращающийся в один из главных городских портов.

Проект размером более 10 тысяч гектар, предполагающий возведение порядка 30 млн кв. м недвижимости — самый масштабный в градостроительных планах Москвы. В то же время в настоящий момент он непосредственно затрагивает не так уж много людей — на прилегающих к реке территориях, составляющих порядка 10 процентов города, плотность населения в пять раз ниже, чем в среднем по Москве. А должно быть наоборот. Собственно, в этом и состоит главная задача проекта — сделать реку городским центром, а не периферией.

«Было бы неправильно реализовывать этот проект мгновенно, без должного анализа и разработки подходов, — говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — В рамках той концепции, которая была поддержана мэром Сергеем Собяниным, мы сейчас делаем ревизию и серьезно корректируем планы по развитию территорий, которые уже развиваются на реке. Запуск мегапроекта по реке во многом и был направлен на то, чтобы сфокусировать приоритеты на реке, на преимуществах, которые она дает».

Водная составляющая в виде развитой пешеходной набережной появилась в проектах парка «Зарядье», Лужниках. Был пересмотрен первоначальный проект планировки территории ЗИЛа, где по началу была задумана достаточно большая проезжая часть на набережной; транспорт в итоге перенесли вглубь территории, а на реке остались широкие общественные пространства, напоминающие по формату Английскую набережную в Ницце.

«Следующим шагом станут проекты благоустройства там, где территория уже развита, но набережная — недостаточно. Например, Москва-Сити. Думаю, через два-три года мы увидим уже какие-то результаты реально», — сказал Кузнецов, — хотя уже сейчас можно говорить о повышении интереса к реке — трафик на Москве-реке за два года уже вырос на тридцать процентов, и это только на одной пропаганде создания ориентированных на реку объектов«.

Активировать реку, выстроить взаимосвязи и очистить воду — вот те три вызова, которые легли в основу концепции развития Москвы-реки консорциума во главе с бюро «Проект Меганом». Река на периферии и в центре требует разных подходов, напомнил участник консорциума, французский архитектор Эдуард Моро. Если в центре, в первую очередь, нужно дать возможность передвижения пешеходов по набережным и убрать автомобили, то на периферии ключевой задачей было связать городские территории с рекой и, таким образом, активировать потенциал этого пространства.

Делается ставка и на развитие речного транспорта. Уже сейчас, по словам Сергея Кузнецова, закладывается перспектива мест швартовки судов и возможных маршрутов по реке. «Но на реке пока нет населения, чтобы это было особо востребовано, — отмечает главный архитектор города. — Плотность населения здесь в пять раз ниже, чем в среднем по Москве, поэтому и спрос на водный транспорт пока невысок. Но мы понимаем, когда будут развиваться берега, перспектива водного транспорта — и в виде переправ и движения вдоль русла от периферии к центру и наоборот — может стать востребованной».

На протяжении реки будут созданы порядка сорока «портов» — качественных общественных пространств, где появится определенная культурная жизнь. Одним из главных портов станет ЗИЛ, считает куратор проекта застройки территории полуострова Юрий Григорян. Сегодня автор мастер-плана работает над проектированием нового городского района с большой командой лучших российских и зарубежных архитекторов, и эта кооперация, главную роль в которой, безусловно, играет ответственный заказчик — «Группа ЛСР» — обещает дать высококачественный результат.

«Этот проект остается кураторским, и в него вовлечено огромное количество разных архитекторов, — рассказывает Юрий Григорян. — Во второй очереди нам, например, удалось убедить девелопера в строительстве на единых парковках разными бюро. У этой структуры -единый фронт по набережной, сложная высота внутри и вся плотность стянута к бульвару, для того чтобы сделать из него живое место, повысить плотность сервисов и превратить в городскую достопримечательность. Впрочем, в условиях высокой плотности вы встретите там и 6-7-миэтажные дома. Очень большое внимание в дизайн-коде уделено улицам и прозрачности первых этажей. Через одну на ЗИЛе будут пешеходные улицы, по которым дети могут безопасно ходить до набережной и в школу».

Кураторский подход к проекту Юрия Григоряна определил и особое отношение к индустриальному наследию территории ЗИЛа, отметил Сергей Кузнецов. «Память места и восприятие города как очень многослойной субстанции выражается не только в сохранении домов, но и в планировке всей территории. Для нас было краеугольным камнем найти преемственность, показать, что план территории, улицы, по которым ходят жители — не случайны. То есть не только через топонимику, через сохраняемые фасады цехов, но и всю структуру этого места проявляется его история. В процессе исследовательской работы над проектом планировки был сделан даже отдельный, факультативный том, посвященный проблематике места».


Изображения: ТАСС/Московский урбанистический форум, Группа ЛСР


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.