ENG
 
События

На АРХ Москве состоялась дискуссия «Дворцы воды. Архитектура для водных видов спорта»

26 Мая 2023

Авторы трех крупнейших российских дворцов водного спорта в Екатеринбурге, Казани и Москве рассказали о специфике архитектуры этих объектов, о том, как влияют на нее спортивные нормативы и требования операторов телевидения, как делать «дворцы воды», используя деревянные конструкции, и почему огромный масштаб позволяет особую свободу в работе с фасадами. 

Недавно в Екатеринбурге открылся один из самых масштабных спортивных объектов России – Дворец водных видов спорта, построенный по проекту бюро ARCHINFORM. И несмотря на то, что Универсиаду, для которой новое здание строилось, в итоге отменили, дворец сохранил свой статус места проведения международных профессиональных соревнований, одновременно став центром совершенно нового городского района: и архитектурно, и функционально. 

Проекты такого масштаба всегда порождают интерес и обсуждения, поэтому на АРХ Москве состоялась дискуссия о том, в чем специфика архитектуры дворцов водных видов спорта, в которой помимо автора проекта в Екатеринбурге Тимура Абдуллаева, ARCHINFORM, приняли участие автор Дворца водных видов спорта в Казани Николай Гордюшин, ТПО «ПРАЙД» и Юлий Борисов, основатель UNK Project, создатель нового Дворца водных видов спорта «Лужники». 

Завершенный весной 2023 года, Дворец спорта в Екатеринбурге представляет собой не просто спортивный объект с тремя большими чашами бассейнов (50, 50 и 25 метров), но спортивно-зрелищный. Общая вместимость трибун — более 5000 зрительских мест. Как рассказал Тимур Абдуллаев, самым сложным в таких проектах является соблюдение международных требований FISU для проведения соревнований, которые жестко регламентируют разведение потоков разных категорий посетителей – спортсменов, зрителей, судей, персонала. Как следствие, здание имеет сложнейшую логистику: на первом уровне находятся входы в здание для спортсменов, судей, персонала и прессы. А входы для зрителей организованы со второго яруса, с открытых пешеходных галерей, расположенных вдоль протяженных фасадов. Поскольку здание строилось для Универсиады, но с тем, чтобы потом стать спортивным ядром нового жилого района, в нем заложены сразу две программы: как центра для международных соревнований, так и спортивного комплекса для массового спорта. Спорткомплекс вошел в состав деревни Международного фестиваля университетского спорта, генеральным подрядчиком строительства которой выступила компания «Синара-Девелопмент». Строительство Дворца водных видов спорта возглавил «Атомстройкомплекс». 

«Сложная программа использования здания и его уникальный масштаб позволили нам большую свободу работы с фасадами, – рассказал Тимур Абдулаев. – Такое огромное здание люди не будут воспринимать единой формой, а отдельными ракурсами. Это позволило нам экспериментировать с богатством ракурсов и форм, с ассоциациями. Здесь и огромный лайнер, который плывет по новому району. Здание стало флагманом не только для нового квартала, но и для всего Екатеринбурга».

Николай Гордюшин, управляющий партнер ТПО «Прайд» рассказал об опыте создания Дворца водных видов спорта в Казани, который строился десять лет назад к Универсиаде 2013 года.  Архитектурные решения были разработаны бюро SPeeCH. Инженерные решения, которые закладывались в проект, как и архитектура здания планировались нестандартными, поэтому для проекта были привлечены инженеры с мировым опытом - Ove Arup, их адаптировали Казанский ГипроНииАвиапром.

Здесь также три чаши бассейнов 50, 50 и прыжковый 25 м, но в отличие от Екатеринбургского дворца – они расположены в одном цельном пространстве – практически единая большая гладь воды.

Самые интересные решения – деревянные большепролетные конструкции, которые влияют на всю архитектуру здания и авторская, бионической формы, прыжковая вышка, опалубка которой была изготовлена на авиационном заводе. «Дерево, хотя это неочевидно, очень хороший хоть и сложный в расчетах материал для водных объектов, – пояснил Николай Гордюшин, – оно очень хорошо себя ведет во влажных средах, таких как бассейны, в отличие от стали». Заодно архитектор раскрыл загадку почти полного отсутствия окон в рассчитанных на международные соревнования бассейнах Казани и Екатеринбурга – это требования телекомпаний: любые блики от воды очень сильно портят кадр и с ними потом почти невозможно работать. А сложная нарезка стеклянных поверхностей треугольниками на торцах здания связана с ветровой нагрузкой: здание стоит на намыве реки Казанки и там сильнейшие ветра. Таким образом, архитектура складывается из сотен и тысяч требований, нормативов, пожеланий и необходимостей. 

Юлий Борисов, основатель UNK Projectрассказал о Дворце водных видов спорта в Лужниках. Это хорошо известный и уже давно любимый москвичами проект полной перестройки старого советского сооружения под новые нужды и требования, но с сохранением стилистики и духа места. Для этого первоначальное здание было отсканировано и местами воссоздано с использованием фибробетона: в частности, на фасаде появились увеличенные исторические рельефы, что позволило сооружению все так же оставаться частью исторического ансамбля Лужников, будучи увеличенным по площадям в три раза. «Мы предложили не менять архитектуру, но увеличить масштаб, применив стилистические элементы, свойственные авторам оригинального проекта. Словно мы глазами вместе с авторами постарались реконструировать их же объект», - поделился Юлий Борисов. Так на фасаде появились ставшие уже знаковыми ажурные круглые элементы, подсказанные другим проектом авторов оригинального здания – станцией метро Электрозаводская.  В отличие от проектов в Казани и Екатеринбурге это не соревновательное сооружение, а место для массового спорта и семейного отдыха, поэтому требования совсем иные, меньше ограничений, но больше функций. 

Серьезные объекты, очень серьезные вложения и большие амбиции, но насколько долго простоят это здания? Опыт того же исторического бассейна в Лужниках, который дошел до аварийного состояния и был перестроен с большими изменениями наполнения показал, что здания устаревают как технически, так и функционально. На вопрос модератора, насколько рассчитаны здания все архитекторы ответили по-разному. 

Тимур Абдуллаев: «Любые объекты отражение своей эпохи, образа жизни, развития технологии. У таких знаковых объектов есть право на жизнь веками, как символа своего времени».

Юлий Борисов: «Здания существуют в том виде, котором они есть, пока они нужны. Потом их надо переделывать или ломать. Поскольку мы проповедуем зеленое строительство и понимаем, какой ущерб наносить экологии любой снос и новая стройка, мы постарались заложить в него максимальный потенциал. В целом подобные здания рассчитаны на столетний срок службы, при условии капитального ремонта». 

Николай Гордюшин: «Мир развивается слишком стремительно, технологии меняются буквально постоянно, архитекторы как никто чувствуют скорость этих изменений. Я думаю, что вскоре поменяется слишком многое и мы станем свидетелями перестройки очень многих зданий».


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.