ENG
 
События

Как прошла дискуссия «Город для всех» на «Открытом городе»

08 Декабря 2021

Как велосипедисту договориться с молодой мамой с коляской, поймет ли патриот Щукина жителя Пресни, кто отвечает за доступность инфраструктуры и как услышать голос разума в многоголосии городских шумов, обсуждали на дискуссии «Город для всех», которая состоялась в финале фестиваля архитектурного образования и карьеры «Открытый город». Пока у горожан и специалистов больше вопросов, чем ответов, но грамотно сформулированная городская проблема – уже существенная часть  решения.

«Наш общественный диалог еще очень молод, - рассказывает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. - Этот диалог начался в конце 80-х годов в момент принятия Генплана  и стал откровением для архитекторов и урбанистов. Впервые появилась идея учитывать мнения не только представителей профессионального сообщества, но и голоса различных групп населения. А сегодня Москва находится на пике обсуждения городских проблем и многие вопросы решаются путем взаимодействия. Именно поэтому многие вопросы, которые решались много лет без участия жителей, становятся темой активной дискуссии, особенно в таком огромном мегаполисе как Москва».

Одной из ключевых тем в разнообразии интересов городских групп становится тема справедливости. Урбанист Артем Герасименко, основатель центра «Здоровые города» отслеживает истоки термина «право на город» с конца 60-х, с «левой», социальной концепции Анри Лефевра о городской мобильности, которая понимается широко, не только как транспортная система, но и как движение капитала, миграция, изменение статусов территорий. Сегодня принято говорить об инклюзивности города, идущего навстречу разным слоям общества, но на практике такой подход достигается многолетними усилиями в результате сложных компромиссов и переговоров между всеми «пользователями» города – жителями, бизнесом, властью. Мегаполис часто поляризует общество, кого-то максимально приближая к возможностям, которые дает город, кого-то максимально отдаляя. «Болевые точки возникают от несправедливости, невозможности одних сторон слышать или видеть других, - считает Артем Герасименко. - Часто те, кто не желают слышать других, находятся в более сильной позиции и хотят сохранить свое преимущество». Городские институты работают как раз для того, чтобы создавать механизмы влияния на сильнейших и устанавливать вопросы регулирования.

Надежда Папудогло, главный редактор портала «МЕЛ» развивает тему: «Если спросить у каждого горожанина, что ему не нравится в городе, получилось бы невозможное многоголосие, где каждый говорил бы про свою боль. Когда происходит быстрое изменение среды, трудно выделить что-то основное. Кроме велосипедов и самокатов есть много проблем, например, вопросы шаговой доступности для пожилых людей, которые трудно решаются в сформировавшемся городе. Учет всех мнений - главный вопрос о городе как справедливой системе»

Тему установления справедливости и диалога озвучивает и Лев Левченко, редактор «The Village.Город», который отмечает, что все вопросы, связанные с различными аспектами городского планирования и глобальных нововведений развиваются крайне медленно: «Например, лишь недавно начало меняться отношение к средствам индивидуальной мобильности и их стали рассматривать всерьез. – считает он, - Прошло 6-7 лет с появление первых велодорожек и у горожан только сегодня начинает появляться мнение, что это нужно, что это существенная часть городской жизни. Этот простой пример показывает, что для любого новшества надо заранее начинать публичное обсуждение, с тем чтобы подготовить общественное мнение к тем или иным изменениям».

Наиболее актуальная тема сегодня – вопросы мобильности и доступности с целью преодолеть излишнюю централизацию и укрупненность советского города с его огромными предприятиями и большими микрорайонами. Одним из вариантов разукрупнения, дробления городской ткани стала программа реновации, которая решает не только проблему несовременного жилья, но и перекомпоновывает город в более мелкий и диверсифицированный формат с активными первыми этажами, где все необходимое для комфортной жизни горожанина расположено в зоне пешей досягаемости.

Такие задачи масштабной и современной застройки проще решать комплексно, на новом месте, а не в старом, застроенном районе. Один из перспективных примеров - новая застройка жилого квартала Shagal на участке ЗИЛ-юг площадью 109 гектар. О том, как идет работа над этим масштабным проектом рассказал вице-президент Группы «Эталон» по региону Москва Максим Берлович:

«У нас был проект планировки территории, разработанный Институтом Генплана Москвы в 2016 году. Но нам хотелось освежить взгляд на территорию с учетом актуальных запросов клиентов. Поэтому мы провели со специалистами Citymakers социокультурное исследование окружения и совместно с голландским бюро KCAP Architects&Planners разработали концепцию адаптации и доработки качества среды без необходимости корректировки ППТ. Результатом этой работы стало появление пешеходных маршрутов, более комфортный выход к воде, увеличение городских площадей и общественных пространств. Это пример работающего диалога между властью, градостроителями и девелоперами. Нашей целью было создать мотивацию у жителей проводить максимальное время в районе, чтобы они свободное время с удовольствием проводили у себя в район.

Сегодняшний город требует от девелопера способности уметь разбираться в вопросах развития территорий. Мы задались вопросом, даем ли мы территории больше, чем мы у нее забираем? Ответ на этот вопрос и определяет во многом успешность и перспективы проекта».

Разнообразие подходов - еще один важный тренд, без которого сегодня невозможно гармоничное развитие городской среды. Москва перестала восприниматься как что-то цельное и монолитное и делится на важные для горожанина районы – его спальный район, место работы, место, где он любит проводить досуг. У людей появилось осознание, что центр города – это довольно большая и разнообразная территория с разными характерами и форматами застройки. Появился локальный патриотизм, который распространяется на те кварталы, например, Щукино, Марьино, где человек проводит значительную часть своего времени. Эта социальная локальность дает мощный стимул в развитии программ соучаствующего проектирования, которые сейчас вступили в фазу реализации и будут распространяться на все большее количество дворов, кварталов и домохозяйств. В результате развития таких площадок, созданных при участии жителей, и, параллельно, при создании новых точек притяжения в виде новых культурных и спортивных объектов, создается та самая полицентричность, которая стала одной из ключевых целей в современном преобразовании Москвы. Сейчас формируются новые крупные кластеры за пределами Третьего транспортного кольца, которые в перспективе станут локальными центрами – это ЗИЛ, Южный порт, Большой Сити. Через 10-20 лет этих точек может  стать значительно больше.

На формирование полицентричности города работает и тема благоустройства, озеленения. «Перенося функции центра на периферию, создавая новые парки и набережные за Садовым кольцом, мы распределяем потоки, создаем новые зоны комфорта,  – говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. – Протяженность берегов Москвы реки в границах Москвы около 180 километров, из них сегодня обитаемых берегов - 20-25 километров, но постоянно строятся новые набережные, которые как ленты позволяют растянуть преимущества благоустроенного центра на всю периферию города».

К этому процессу уже активно подключились девелоперы, которые не ограничиваются лишь минимальной детской или спортивной инфраструктурой, но и большое внимание уделяют озеленению и благоустройству, малым архитектурным формам. В этом процессе город задает высокую планку, и коммерческая застройка волей-неволей стремится ей соответствовать.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.