ENG
 
События

Иван Фомин. Неоклассика в рисунках

27 Июля 2015

В Москве проходит выставка дореволюционной графики Ивана Фомина - выдающегося архитектора, теоретика, педагога, крупнейшего представителя неоклассицизма, автора концепции «пролетарской классики».

Выставка ранней графики Ивана Александровича Фомина «От модерна к классике» по стечению обстоятельств расположилась в старинном московском особняке Муравьевых-Апостолов, построенном на рубеже XVIII и XIX веков в эпоху классицизма: это то самое время, история которого всегда интересовала архитектора. В залах, украшенных колоннами, пилястрами и рельефами, представлено более пятидесяти дореволюционных листов — проектные рисунки, эскизы интерьеров, наброски, сделанные во время путешествий, офорты, архитектурные фантазии. «Обычно художественный образ возникает в голове задолго до получения задания, — говорил Фомин в одном из выступлений, — Путешествуя в чужих городах, наблюдая или посещая какие-то здания, всегда думаешь о том, как бы я решил данную задачу. Не все, конечно, темы интересуют в одинаковой мере, но такие, как, например, театр, музей, вокзал, маяк, ангар, набережная и многие другие, получают в моей голове какое-то возможное идеальное решение...». Рисунки многих идеальных и реальных решений вошли в нынешнюю экспозицию.

Проект Курзала на Минеральных водах. Колоннада. 1909 г.Проект Курзала на Минеральных водах. Колоннада. 1909 г.

Проект Курзала на Минеральных водах. Колоннада. 1909 г.

Иван Александрович Фомин (1872-1936) начал свое архитектурное образование в 1894 году в петербургской Академии художеств. В 1897 он был отчислен за участие в студенческих волнениях. Для продолжения обучения требовалось повторно подавать заявление о приеме с согласием соблюдать правила, установленные Академией. Фомин не стал этого делать и отправился в Париж. Через год он вернулся в Москву, сдал экзамен на право производства строительных работ и начал карьеру в сотрудничестве с московскими архитекторами Д. Кекушевым и Ф. Шехтелем. Это было время увлечения модерном. Сам Фомин стал одним из первых и наиболее талантливых архитекторов этого стиля в России. Он спроектировал и построил в нем несколько особняков. В 1902 году он выступил одним из организаторов и экспонентов московской выставки «Архитектура и художественная промышленность нового стиля» (1902), в которой приняли участие не только российские, но и зарубежные архитекторы модерна.

Египет. Луксорский храм. 1909-1910.

В 1905 году для формального завершения образования Фомин возобновил занятия в Академии и в 1909 закончил ее по мастерским Л.Н. Бенуа (архитектура) и В.В. Матэ (офорт). В качестве дипломной работы он представил проект Курзала на Минеральных водах, листы которого можно видеть в нынешней экспозиции. Они показывают эволюцию творческой мысли автора от беглых набросков до законченных эскизов. Проект вызвал одобрение, Фомин получил звание художника-архитектора и право на зарубежную поездку. Он отправился в Египет, Грецию и Италию изучать ордерную архитектуру.

Рим. Строительство памятника Виктору-Эммануилу II. 1910.

Во время путешествия им были сделаны не только натурные рисунки, но и офорты. Надо сказать, что искусству офорта Фомин учился у знаменитого Василия Матэ (1856-1917) — выдающегося мастера репродукционной гравюры, учениками которого были В. Серов, П. Шиллинговский, И. Павлов. В полной мере Фомин усвоил уроки мастерства учителя: он умел добиться в офорте сходства с шероховатостью карандашной линии, текучей прозрачностью акварельного мазка и беглой эскизностью пера. В представленных на выставке листах «Рим. Ворота Фламиа», «Рим. Строительство памятника Виктору-Эммануилу II» эти качества в полной мере проявились.

Рим. Via Cavour. 1910.

Вернувшись в Россию, Фомин работал над множеством проектов, большая часть которых не была реализована. Он делал эскизы интерьеров, фасадов, декоративных росписей особняков. Некоторые из них можно видеть в экспозиции: это проекты интерьеров кабинета графа И.И. Воронцова — Дашкова, эскизы плафона дома М.Г. Щербаковой. В 1911 году Фомин победил в конкурсе на проект памятника героям войны 1812 года. Этот памятник с некоторыми изменениями был построен в Витебске, и до сих пор украшает город. Эскиз к нему показывает большое внимание автора к римской античности — украшенная рельефами колонна во многом напоминает колонну Траяна. Однако в реализованном проекте рельефы отсутствуют, от них пришлось отказаться из-за дороговизны работ.

Береговой устой Бородинского моста в Москве. 1911.

Архитектурная фантазия. 1910-е гг.

В 1915 году Фомин получил звание академика архитектуры. В это время у него было множество заказов, он побеждал на конкурсах, был широко известен и пользовался авторитетом в профессиональной среде. В 1920-1930-е годы его многочисленные проекты и постройки играли большую роль в развитии архитектуры СССР, наряду со Щусевым, Жолтовским и Щуко он считался одним из тех, на чье творчество должна была ориентироваться советская архитектура. Но все это было позже. Начало творческого пути зодчего, прокладывающего пути развития архитектуры от модерна к неоклассицизму, почти неизвестно широкой публике. Ситуация осложняется еще и тем, что многие рисунки этого периода находятся в частных собраниях и почти не выставляются. Таким образом, сейчас у нас есть редкая возможность познакомиться с неизвестной стороной творчества хорошо известного архитектора.

Руины. 1910-е гг.

Выставка «Иван Фомин. От модерна к классике» проходит в доме-музее Муравьевых-Апостолов по адресу ул. Старая Басманная, дом 23/9, стр. 1. Выставка работает по средам и субботам с 16.00 до 20.00.

Проект паркета. Первая половина 1910-х гг.


Изображения: предоставлены Домом-музеем Муравьевых-Апостолов


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.