Иван Фомин. Неоклассика в рисунках

В Москве проходит выставка дореволюционной графики Ивана Фомина - выдающегося архитектора, теоретика, педагога, крупнейшего представителя неоклассицизма, автора концепции «пролетарской классики».
Выставка ранней графики Ивана Александровича Фомина «От модерна к классике» по стечению обстоятельств расположилась в старинном московском особняке Муравьевых-Апостолов, построенном на рубеже XVIII и XIX веков в эпоху классицизма: это то самое время, история которого всегда интересовала архитектора. В залах, украшенных колоннами, пилястрами и рельефами, представлено более пятидесяти дореволюционных листов — проектные рисунки, эскизы интерьеров, наброски, сделанные во время путешествий, офорты, архитектурные фантазии. «Обычно художественный образ возникает в голове задолго до получения задания, — говорил Фомин в одном из выступлений, — Путешествуя в чужих городах, наблюдая или посещая какие-то здания, всегда думаешь о том, как бы я решил данную задачу. Не все, конечно, темы интересуют в одинаковой мере, но такие, как, например, театр, музей, вокзал, маяк, ангар, набережная и многие другие, получают в моей голове какое-то возможное идеальное решение...». Рисунки многих идеальных и реальных решений вошли в нынешнюю экспозицию.
Иван Александрович Фомин (1872-1936) начал свое архитектурное образование в 1894 году в петербургской Академии художеств. В 1897 он был отчислен за участие в студенческих волнениях. Для продолжения обучения требовалось повторно подавать заявление о приеме с согласием соблюдать правила, установленные Академией. Фомин не стал этого делать и отправился в Париж. Через год он вернулся в Москву, сдал экзамен на право производства строительных работ и начал карьеру в сотрудничестве с московскими архитекторами Д. Кекушевым и Ф. Шехтелем. Это было время увлечения модерном. Сам Фомин стал одним из первых и наиболее талантливых архитекторов этого стиля в России. Он спроектировал и построил в нем несколько особняков. В 1902 году он выступил одним из организаторов и экспонентов московской выставки «Архитектура и художественная промышленность нового стиля» (1902), в которой приняли участие не только российские, но и зарубежные архитекторы модерна.
В 1905 году для формального завершения образования Фомин возобновил занятия в Академии и в 1909 закончил ее по мастерским Л.Н. Бенуа (архитектура) и В.В. Матэ (офорт). В качестве дипломной работы он представил проект Курзала на Минеральных водах, листы которого можно видеть в нынешней экспозиции. Они показывают эволюцию творческой мысли автора от беглых набросков до законченных эскизов. Проект вызвал одобрение, Фомин получил звание художника-архитектора и право на зарубежную поездку. Он отправился в Египет, Грецию и Италию изучать ордерную архитектуру.
Во время путешествия им были сделаны не только натурные рисунки, но и офорты. Надо сказать, что искусству офорта Фомин учился у знаменитого Василия Матэ (1856-1917) — выдающегося мастера репродукционной гравюры, учениками которого были В. Серов, П. Шиллинговский, И. Павлов. В полной мере Фомин усвоил уроки мастерства учителя: он умел добиться в офорте сходства с шероховатостью карандашной линии, текучей прозрачностью акварельного мазка и беглой эскизностью пера. В представленных на выставке листах «Рим. Ворота Фламиа», «Рим. Строительство памятника Виктору-Эммануилу II» эти качества в полной мере проявились.
Вернувшись в Россию, Фомин работал над множеством проектов, большая часть которых не была реализована. Он делал эскизы интерьеров, фасадов, декоративных росписей особняков. Некоторые из них можно видеть в экспозиции: это проекты интерьеров кабинета графа И.И. Воронцова — Дашкова, эскизы плафона дома М.Г. Щербаковой. В 1911 году Фомин победил в конкурсе на проект памятника героям войны 1812 года. Этот памятник с некоторыми изменениями был построен в Витебске, и до сих пор украшает город. Эскиз к нему показывает большое внимание автора к римской античности — украшенная рельефами колонна во многом напоминает колонну Траяна. Однако в реализованном проекте рельефы отсутствуют, от них пришлось отказаться из-за дороговизны работ.
В 1915 году Фомин получил звание академика архитектуры. В это время у него было множество заказов, он побеждал на конкурсах, был широко известен и пользовался авторитетом в профессиональной среде. В 1920-1930-е годы его многочисленные проекты и постройки играли большую роль в развитии архитектуры СССР, наряду со Щусевым, Жолтовским и Щуко он считался одним из тех, на чье творчество должна была ориентироваться советская архитектура. Но все это было позже. Начало творческого пути зодчего, прокладывающего пути развития архитектуры от модерна к неоклассицизму, почти неизвестно широкой публике. Ситуация осложняется еще и тем, что многие рисунки этого периода находятся в частных собраниях и почти не выставляются. Таким образом, сейчас у нас есть редкая возможность познакомиться с неизвестной стороной творчества хорошо известного архитектора.
Выставка «Иван Фомин. От модерна к классике» проходит в доме-музее Муравьевых-Апостолов по адресу ул. Старая Басманная, дом 23/9, стр. 1. Выставка работает по средам и субботам с 16.00 до 20.00.