ENG
 
События

Города будущего надо искать в настоящем

21 Декабря 2016

14 декабря главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов принял участие в открытии лаборатории прототипирования городов будущего в Высшей школе урбанистики при Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».

Участники круглого стола, приуроченного к открытию лаборатории, сошлись во мнении, что для создания городов будущего необходимо анализировать настоящее и не подстраиваться под прогнозы.

«Прогнозы о том, каким будет город в будущем делать бессмысленно – они, как правило, не сбываются. Например, раньше считали, что главная задача города будущего – решить, как убирать с дорог лошадиный навоз. Сейчас мы смеемся над этим, но ведь на самом деле мы так и не знаем проблем будущего. Нельзя придумать некий идеальный город и пытаться под него подстраиваться. История показывает, что гораздо эффективнее работать с настоящей ситуацией и использовать те инструменты, которые нам уже доступны – например, Big Data», – отметил Сергей Кузнецов.

Новая лаборатория станет открытым пространством для студентов и профессиональных разработчиков, где они смогут строить модели и создавать собственные проекты по преобразованию городской среды с использованием новых технологий. Она названа в честь инженера Владимира Шухова не только потому, что он внес огромный вклад в развитие городских, строительных, транспортных и коммунальных технологий. Также он около 30 лет проработал в помещении, где теперь расположится лаборатория его имени.

В «Шухов Лаб» будут учиться и работать студенты международной магистерской программы «Город и технологии». Занятия начнутся в сентябре, а пока в лаборатории будут проходить публичные лекции и встречи с ведущими урбанистами, архитекторами, инженерами. Также на площадке лаборатории в 2017 году будут проводить мастер-классы и воркшопы по прототипированию, 3D-моделированию для школьников, организованные совместно с HSE Lab — Центром прототипирования ВШЭ.

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов считает, что создание подобной лаборатории в Высшей школе экономики — органичное решение, поскольку экономика немыслима без городов и урбанистика является частью современной экономической политики. Он также отметил и нестандартное решение в размещении лаборатории: «В нашем университете — очень интересная урбанистика, для которой мы создаем особую среду, такую, как пространство этой новой лаборатории. Она открыта улице — прохожие могут беспрепятственно заглядывать в окна и наблюдать, как учатся и работают студенты. Эта лаборатория — активный участник городского пространства».

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин подчеркнул, что урбанистам надо работать не только с городами-миллионниками, но и с теми городами, где численность населения составляет менее 250 тысяч. «Эти города не очень привлекательны, из них уезжает молодежь, чтобы где-то в другом месте получить образование и обеспечить более высокий уровень жизни. Важную роль играет облик города, наличие упорядоченности, эстетики, и эту проблему малых городов надо решать», — считает он.

По словам научного руководителя «Шухов Лаб» Висенте Гуаярта, новая лаборатория открыта для всех, кому интересна тема гуманизации городов и вопросы глобальной урбанизации, инновационной экономики, «умных» городов, городского со-управления и так далее. Ведь город будущего уже становится нашим настоящим.

Актуальная проблема современного города — конфликт между динамикой нового городского общества и консервативным физическим пространством. До появления современных технологий казалось, что эти проблемы решить невозможно. Но уже сейчас есть инструменты, которые позволяют формировать качественно новую городскую инфраструктуру: данные мобильных операторов позволяют проанализировать уровень городской мобильности, социальные сети показывают, что люди думают о различных местах в городе, можно анализировать, на что люди тратят деньги и исходя из этих данных формировать экономическую политику и так далее. Появляются новые сервисы, которые решают актуальные проблемы мегаполисов: транспортную — проект Uber-такси или каршеринг, жилищную — сервис по аренде жилья Airbnb и другие.

В то же время многие привычные повседневные вещи уже начинают устаревать. Например, Висенте Гуаярт уверен, что частный автомобиль скоро станет чем-то маргинальным, поскольку появятся новые формы транспортно-коммуникационной связности города. Наши маршруты будут сочетать в себе пешие прогулки, общественный транспорт и, вполне возможно, самоуправляемые автомобили. Ведь, как подчеркивает партнер британского архитектурного бюро Foster and Partners Бруно Мозер, очень важная задача для проектов города будущего — дать возможность горожанину распределять свое личное время, сделать так, чтобы он смог его тратить на что-то более продуктивное, нежели управление автомобилем.

Но урбанисты предупреждают: не надо думать, что существуют универсальные решения для всех городов. Вызов для урбанистов, в частности, для новой Лаборатории прототипирования городов, состоит в том, что все города уникальны, и нельзя придумать один проект, который удовлетворит нужды любого города. «Например, Uber работает в Москве и Нью-Йорке, а в Испании и Франции он запрещен. Значит, им нужно что-то другое, — отметил Алексей Новиков, декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ. — С технологиями, которые могут изменить стиль жизни, надо быть осторожными, потому что то, что работает в Москве, подходит далеко не всем городам».


Изображения: hse.ru


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.