Финалисты конкурса реновации рассказали о подготовке проектов
В рамках 25-го международного фестиваля «Зодчество» прошла сессия «Дневники конкурса: реновация». На ней финалисты конкурса поделились тем, как проходит подготовка концепций пяти экспериментальных площадок.
По мнению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова работы всех 20 финалистов будут крайне интересными, а выбор победителя на каждой из площадок - сложным.
«У нас есть пять участков, которые мы называем пилотными. Они выбраны в пяти разных округах, то есть мы имеем пять разных ситуаций, связанных со сносом старого пятиэтажного фонда и предложением новой, комфортной, жилой застройки, развития жилой среды», - рассказал он.
Подход и видение комфортной среды у каждого из финалистов - своя. Например, компания UNK Project выступила в международном консорциуме с японским бюро Nikken Sekkei. По словам управляющего партнера российского бюро Юлия Борисова, такой выбор не был случайным.
«Наш подход в том, что качественный продукт можно достичь только с помощью качественной команды. Мы на земле, в Москве - все понимаем, знаем ситуацию, нормативы, ментальность, хорошо понимаем общую среду и возможности. Но нам показалось этого мало. Поскольку архитектура - вещь интернациональная, мы посмотрели - а кто в мире в принципе находится в схожей ситуации. И как это ни странно, ближайшей аналогией и ситуацией оказалась Япония. Там тоже идет замена жилищного фонда. Там похожая плотность, схожие условия по климату и свету. И тогда мы выбрали самую опытную команду Nikkei Sekkei. И они добавили компетенцию - взгляд снаружи ,с позиции мирового опыта. И что мы еще добавили - вопросы техники и экономики. Ведь этот проект - социальное жилье, и даже малейшая экономия позволяет использовать эти средства на улучшение среды», - пояснил он.
Другой финалист, также выступающий в международном консорциуме - Masters Plan. Они выбирали зарубежного партнера из уже проверенных бюро, с которыми был плодотворный опыт, рассказала генеральный директор компании Юлия Зубарик.
«В нашем случае выбор был очевиден - Ricardo Boffil наши проверенные партнеры, и нам очень понравилось с ними работать. Они емкие, быстрые, готовы работать с нашими нормами. Поэтому мы предложили им участвовать в конкурсе. Работа ведется до сих пор - мы сдаем наши работы. Мы постоянно переписываемся, и мы ездили к ним в Испанию. У нас было три дня "воркшопа", когда мы работали с 10 утра до 8 вечера. Добивались точности по всех показателям, стройности территории», - отметила она.
Третий из выступавших финалистов, старший партнер ландшафтной компании ARTEZA Денис Кусенков, рассказал о работе в консорциуме с Zaha Hadid Architects.
«У нас четыре участника проекта под их общим лидерством. Они и есть основные креаторы нашей идеи. Есть наш партнер - компания ПРАЙД, есть экспертиза от концерна КРОСТ. То есть у нашей команды есть как большой опыт прикладной работы в городе, так и уникальное видение и стиль Захи Хадид», - рассказал он.
Международных консорциумов в конкурсе действительно достаточно, но есть и российские объединения, и отдельно выступающие бюро. Например, Андрей Асадов, руководитель одноименного архитектурного бюро, смог собрать российские компании, специализирующиеся в самых разных плоскостях: от экономики до изменений климата.
С другой стороны, AI Architects решили привлекать не компании, а отдельных людей - лучших в своей области.
Такая разница в подходах естественным образом отразилась на итоговых проектах. Например, в основу концепции UNK Project легли социологические исследования и встречи на самых разных уровнях и разных социальных группах: от спортсменов до пенсионеров и муниципальных депутатов.
«Мы посмотрели, в чем проблема - город в этих областях «болен». И первая наша история - на разных уровнях жителей понять, что именно «болит». И с помощью опросов мы выяснили первичные диагнозы. Дальше мы их проанализировали и в цифрах проверили наши гипотезы. Сейчас мы прописываем «курс лечения», и проектное наше решение это предложение по тому, что нужно изменить в городе, чтобы дальше он был здоровым, сильным и мог качественно существовать», - рассказал Юлий Борисов.
Не менее внимательно к местным жителям прислушивался Masters Plan. «Опыт общения с жителями был положительный. И все комментарии легли в основу нашей работы, нашей планировочной структуры, и про третью функцию мы подумали, пообщавшись с жителями», - отметила Юлия Зубарик.
В свою очередь, AI Architects взяли общение с жителями за ключевой и основной источник всех идей своей концепции.
«Главная идея - полное погружение в территорию проектирования. Мы провели очень много встреч, полноценные общественные слушания, на которые шли сгорбившись и думая о худшем. Но все прошло хорошо, и мы и дальше будем проводить такие слушания. Мы раздавали жителям много разных анкет с опросниками, и за счет этого возникла масса идей. В результате большая часть нашего проекта сложилась на основе социокультурного проектирования, с полным погружением в жителей, их желания, учет их интересов. Включая их интерес в процессе переезда - потому что это стресс для людей, неудобство. И пока не представлено, как они будут переезжать вообще. Мы старались учесть в проекте и такой аспект - ведь важно, чтобы этот неприятный, но необходимый процесс прошел максимально комфортно.», - рассказал Юрий Шередега, представлявший бюро.
При этом финалисты не ограничивают себя только удовлетворением потребностей местных жителей. Например, в основу концепции Zaha Hadid Architects легла идея о сохранении природного ландшафта.
«Мы работаем в устоявшемся историческом районе, в котором есть каркас из ценных пород деревьев, которые нужно точно сохранять и развивать. И вся концепция благоустройства будет построена вокруг ландшафта. Вся архитектура будет скорее его поддержкой, чем разрушением. Не ожидайте супер-урбанистических идей. Все будет элегантно, красиво. Если у города хватит сил дойти до реализации, то Москва точно станет лучше и интереснее», - рассказал Денис Кусенков.