ENG
 
События

Фабричный фасад Москвы-реки. В Музее Москвы открылась выставка

10 Декабря 2014

В Музее Москвы проходит выставка, впервые показывающая широкую панораму «фабричного фасада» Москвы-реки по обоим берегам. Промышленные территории на реке сегодня рассматриваются как объекты интенсивного девелопмента и в то же время объекты наследия и даже своеобразной эстетики. Все эти аспекты вошли в проект Марины Хрусталевой и Натальи Меликовой, который выступает прологом к большому исследованию этого пласта городской среды.

Вдоль обоих берегов Москвы-реки располагаются десятки крупных и мелких промышленных объектов. Многие из них — это дореволюционные фабрики. Для них река более века служила удобной коммуникацией для транспортировки грузов. Но и только. Впрочем, сегодня, когда конкурсом по развитию приречных территории поставлена задача сформировать новый речной фасад города и превратить реку в «главную улицу», обнаруживается, что у объектов прома на этот счет имеется значительный потенциал.

Историк архитектуры Марина Хрусталева и фотограф Наталья Меликова в рамках нынешнего конкурса сделали выставочный проект, который призван показать, что пром на реке, помимо огромного градостроительного резерва, облает еще и архитектурной ценностью. Его не обязательно сносить, а гораздо важнее перепрофилировать в деловые и арт-кластеры и другие современные функции. В поле их зрения попала цепочка промышленных комплексов, расположенных вдоль Москвы-реки в пределах Третьего транспортного кольца, от Москвы-Сити до ЗИЛа.

Центральная электростанция общества электрического освещения / Первая московская электростанция им. Смидовича / ГЭС-1, МОГЭС. 1896, архитектор Басин, инженер Р. Классон (турбинный зал). 1925, архитектор И. Жолтовский (котельная). Раушская наб., 10 / Садовническая ул., 11

«В какой-то момент реки в крупных городах переходили от утилитарной функции к более парадной, и появлялись какие-то интересные объекты на реке, та же галерея Тейт или вокзал Орсе. У нас этот процесс вот-вот начнется, с этими объектами начнет что-то происходить. Их будут либо сносить, строить что-то новое, реконструировать, какие-то будут просто тихо ветшать», — говорит Марина Хрусталева. — Когда я начинала заниматься этой темой более 9 лет назад, позитивных примеров было еще очень мало — была только «АРТСтрелка», а на «Красном октябре» еще работали конфетные цеха. Был «Артплей», только-только появился «Винзавод», никакого «Флакона», арт-кластера на «Красном октябре», то есть эта тема тогда только нащупывалась...».

Трехгорный / Бадаевский пивоваренный завод. Кутузовский пр., 12. Вторая половина XIX в.

На сегодняшний день, когда в рамках конкурса архитекторы наконец-то вплотную приблизились к теме прома на воде (который стал часть конкурсного ТЗ) Марина Хрусталева, по ее словам, уже не досчиталась ряда объектов. Более трети из тех тридцати с лишним фабрик, которые куратор насчитала в самом начале, за 9 лет лишились каких-то своих фрагментов или полностью утрачены.

«Большинство этих объектов не обладает охранным статусом. Так, большая часть построек завода „Динамо“ и находящегося рядом завода Бари за последний год была снесена, хотя там были круглые здания, выстроенные знаменитым инженером Шуховым, — заметила Марина Хрусталева. — Если мы говорим про дореволюционную архитектуру, 1930-е годы, сталинские комплексы, где есть, например, фабричные клубы — эти объекты еще можно поставить на охрану. Но вот убедить экспертов, что корпуса на „Гелиймаше“ или ЗИЛе 1970-х годов достойны быть сохраненными — довольно сложно».

Московский экспериментальный завод гелиевого машиностроения / НПО «Гелиймаш». 1971. Автозаводская ул., 25

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, выступая на открытии выставки, отметил, что промзоны на реке представляют собой главный выявленный потенциал к развитию, т.е. к новому девелопменту.

«Например, по поводу Раушской набережной — действительно, мы активно обсуждаем, правда пока литературную идею, не получившую экономических и архитектурных очертаний — создания некоего центра современного искусства, возможно, с Пушкинским музеем, как Лондон сделал свою Тейт Модерн».

Кружевная фабрика Меттнеров / Фабрика Товарищества Московской кружевной фабрики. Конец XIX в. (утрачена). Саввинская наб., 13

Первым шагом по завершении конкурса будет, по словам Кузнецова, разобраться с правами собственности, «где что огорожено и почему нельзя пройти».

«В ближайшие годы будет сделано немало для того, чтобы открыть территории, прилегающие к реке, — заметил главный архитектор. — По замыслу, река должна стать центральной улицей города, у которой будет фасад, вдоль которой можно будет свободно двигаться пешком или на велосипеде и в меньшей степени на машине».

Станция грубой очистки сточных вод ГУП «Мосводосток». Вторая половина ХХ в. Автозаводская ул., 24а

По задумке куратора, нынешняя выставка «Фабрики на реке» — проект с открытым финалом, пока это скорее пролог к полноценному исследованию «фабричного» пласта наследия, который не перестает «вымывается».

Общежитие фабрики «Московский шелк». Конец XIX в. Саввинская наб., 27

«Множество небольших фабричек в районе Павелецкой сейчас активно перепрофилируются, в основном под бизнес-центры. Сохраняется один-два исторических корпуса, все остальное застраивается новыми, причем некоторые из них даже имитируют старые кирпичные стены. — говорит Марина Хрусталева. — На Овчинниковской и Садовнической набережных появляется очень дорогое жилье, и я думаю, что это пойдет потом и дальше. Известно, что планы у инвесторов есть и на огромную пустующую территорию рядом с Бадаевским заводом, напротив Сити, где была фабрика Сакко и Ванцетти. Одно время там планировались жилые кварталы, а сейчас здесь рассматривается строительство штаб-квартиры „Роснефти“».

Городская канализационная насосная станция / Мосводоканал. 1898, архитектор М. Геппенер. Саринский пр., 13, стр. 5

По мнению Марины Хрусталевой, вероятно, что территории ряда промышленных комплексов на реке со временем станут местами новых градостроительных доминант. Они, считает куратор, были бы уместны в основном там, откуда открываются интересные виды на реку — на ее излучину или поворот.

Кондитерская фабрика «Эйнем» / Фабрика «Красный Октябрь». 1867/1922, архитектор А. Калмыков. Берсеневская наб., 6-8-10

«Речной фасад города очень разорванный, он не является целостным ни в одном своем куске. Даже какая-нибудь парадная Ростовская набережная все равно не однородна. Процент пустот на отрезке от Сити до Киевского вокзала и от Павелецкой и далее — особенно велик. Здесь есть интересные исторические, промышленные объекты, но они не очень масштабны, вокруг них большая „мусорная“ застройка советского времени, так что можно безболезненно ее расчистить и проектировать здесь большие современные комплексы — будущие доминанты».

Алина Сапрыкина, директор Музея Москвы:

«Музей Москвы активно откликается на все самые актуальные изменения жизни мегаполиса. Сейчас у нас можно увидеть выставку, посвященную текущему конкурсу на проект реконструкции набережных Москвы-реки. Пока идет конкурс, музей пригласил куратора Марину Хрусталеву и фотографа Наталью Меликову, которые представили удивительное авторское исследование на эту тему. На выставке посетитель сможет "пройтись" вдоль водной артерии города и увидеть, насколько велико постпромышленное архитектурное богатство набережных Москвы. Большинство из представленных фабрик и других территорий - памятники архитектуры, образцы различных стилей. Вне зависимости от изменений, которые произойдут с набережными Москвы-реки, нам, как музею, исследующему свой город, важно сохранить знание о них».

Проект организован в рамках культурно-образовательной программы Международного конкурса на градостроительное развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. Выставка работает до 14 декабря.


Изображения: фото Натальи Меликовой


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.