Фабричный фасад Москвы-реки. В Музее Москвы открылась выставка
В Музее Москвы проходит выставка, впервые показывающая широкую панораму «фабричного фасада» Москвы-реки по обоим берегам. Промышленные территории на реке сегодня рассматриваются как объекты интенсивного девелопмента и в то же время объекты наследия и даже своеобразной эстетики. Все эти аспекты вошли в проект Марины Хрусталевой и Натальи Меликовой, который выступает прологом к большому исследованию этого пласта городской среды.
Вдоль обоих берегов Москвы-реки располагаются десятки крупных и мелких промышленных объектов. Многие из них — это дореволюционные фабрики. Для них река более века служила удобной коммуникацией для транспортировки грузов. Но и только. Впрочем, сегодня, когда конкурсом по развитию приречных территории поставлена задача сформировать новый речной фасад города и превратить реку в «главную улицу», обнаруживается, что у объектов прома на этот счет имеется значительный потенциал.
Историк архитектуры Марина Хрусталева и фотограф Наталья Меликова в рамках нынешнего конкурса сделали выставочный проект, который призван показать, что пром на реке, помимо огромного градостроительного резерва, облает еще и архитектурной ценностью. Его не обязательно сносить, а гораздо важнее перепрофилировать в деловые и арт-кластеры и другие современные функции. В поле их зрения попала цепочка промышленных комплексов, расположенных вдоль Москвы-реки в пределах Третьего транспортного кольца, от Москвы-Сити до ЗИЛа.
Центральная электростанция общества электрического освещения / Первая московская электростанция им. Смидовича / ГЭС-1, МОГЭС. 1896, архитектор Басин, инженер Р. Классон (турбинный зал). 1925, архитектор И. Жолтовский (котельная). Раушская наб., 10 / Садовническая ул., 11
«В какой-то момент реки в крупных городах переходили от утилитарной функции к более парадной, и появлялись какие-то интересные объекты на реке, та же галерея Тейт или вокзал Орсе. У нас этот процесс вот-вот начнется, с этими объектами начнет что-то происходить. Их будут либо сносить, строить что-то новое, реконструировать, какие-то будут просто тихо ветшать», — говорит Марина Хрусталева. — Когда я начинала заниматься этой темой более 9 лет назад, позитивных примеров было еще очень мало — была только «АРТСтрелка», а на «Красном октябре» еще работали конфетные цеха. Был «Артплей», только-только появился «Винзавод», никакого «Флакона», арт-кластера на «Красном октябре», то есть эта тема тогда только нащупывалась...».
Трехгорный / Бадаевский пивоваренный завод. Кутузовский пр., 12. Вторая половина XIX в.
На сегодняшний день, когда в рамках конкурса архитекторы наконец-то вплотную приблизились к теме прома на воде (который стал часть конкурсного ТЗ) Марина Хрусталева, по ее словам, уже не досчиталась ряда объектов. Более трети из тех тридцати с лишним фабрик, которые куратор насчитала в самом начале, за 9 лет лишились каких-то своих фрагментов или полностью утрачены.
«Большинство этих объектов не обладает охранным статусом. Так, большая часть построек завода „Динамо“ и находящегося рядом завода Бари за последний год была снесена, хотя там были круглые здания, выстроенные знаменитым инженером Шуховым, — заметила Марина Хрусталева. — Если мы говорим про дореволюционную архитектуру, 1930-е годы, сталинские комплексы, где есть, например, фабричные клубы — эти объекты еще можно поставить на охрану. Но вот убедить экспертов, что корпуса на „Гелиймаше“ или ЗИЛе 1970-х годов достойны быть сохраненными — довольно сложно».
Московский экспериментальный завод гелиевого машиностроения / НПО «Гелиймаш». 1971. Автозаводская ул., 25
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, выступая на открытии выставки, отметил, что промзоны на реке представляют собой главный выявленный потенциал к развитию, т.е. к новому девелопменту.
«Например, по поводу Раушской набережной — действительно, мы активно обсуждаем, правда пока литературную идею, не получившую экономических и архитектурных очертаний — создания некоего центра современного искусства, возможно, с Пушкинским музеем, как Лондон сделал свою Тейт Модерн».
Кружевная фабрика Меттнеров / Фабрика Товарищества Московской кружевной фабрики. Конец XIX в. (утрачена). Саввинская наб., 13
Первым шагом по завершении конкурса будет, по словам Кузнецова, разобраться с правами собственности, «где что огорожено и почему нельзя пройти».
«В ближайшие годы будет сделано немало для того, чтобы открыть территории, прилегающие к реке, — заметил главный архитектор. — По замыслу, река должна стать центральной улицей города, у которой будет фасад, вдоль которой можно будет свободно двигаться пешком или на велосипеде и в меньшей степени на машине».
Станция грубой очистки сточных вод ГУП «Мосводосток». Вторая половина ХХ в. Автозаводская ул., 24а
По задумке куратора, нынешняя выставка «Фабрики на реке» — проект с открытым финалом, пока это скорее пролог к полноценному исследованию «фабричного» пласта наследия, который не перестает «вымывается».
Общежитие фабрики «Московский шелк». Конец XIX в. Саввинская наб., 27
«Множество небольших фабричек в районе Павелецкой сейчас активно перепрофилируются, в основном под бизнес-центры. Сохраняется один-два исторических корпуса, все остальное застраивается новыми, причем некоторые из них даже имитируют старые кирпичные стены. — говорит Марина Хрусталева. — На Овчинниковской и Садовнической набережных появляется очень дорогое жилье, и я думаю, что это пойдет потом и дальше. Известно, что планы у инвесторов есть и на огромную пустующую территорию рядом с Бадаевским заводом, напротив Сити, где была фабрика Сакко и Ванцетти. Одно время там планировались жилые кварталы, а сейчас здесь рассматривается строительство штаб-квартиры „Роснефти“».
Городская канализационная насосная станция / Мосводоканал. 1898, архитектор М. Геппенер. Саринский пр., 13, стр. 5
По мнению Марины Хрусталевой, вероятно, что территории ряда промышленных комплексов на реке со временем станут местами новых градостроительных доминант. Они, считает куратор, были бы уместны в основном там, откуда открываются интересные виды на реку — на ее излучину или поворот.
Кондитерская фабрика «Эйнем» / Фабрика «Красный Октябрь». 1867/1922, архитектор А. Калмыков. Берсеневская наб., 6-8-10
«Речной фасад города очень разорванный, он не является целостным ни в одном своем куске. Даже какая-нибудь парадная Ростовская набережная все равно не однородна. Процент пустот на отрезке от Сити до Киевского вокзала и от Павелецкой и далее — особенно велик. Здесь есть интересные исторические, промышленные объекты, но они не очень масштабны, вокруг них большая „мусорная“ застройка советского времени, так что можно безболезненно ее расчистить и проектировать здесь большие современные комплексы — будущие доминанты».
Алина Сапрыкина, директор Музея Москвы:
«Музей Москвы активно откликается на все самые актуальные изменения жизни мегаполиса. Сейчас у нас можно увидеть выставку, посвященную текущему конкурсу на проект реконструкции набережных Москвы-реки. Пока идет конкурс, музей пригласил куратора Марину Хрусталеву и фотографа Наталью Меликову, которые представили удивительное авторское исследование на эту тему. На выставке посетитель сможет "пройтись" вдоль водной артерии города и увидеть, насколько велико постпромышленное архитектурное богатство набережных Москвы. Большинство из представленных фабрик и других территорий - памятники архитектуры, образцы различных стилей. Вне зависимости от изменений, которые произойдут с набережными Москвы-реки, нам, как музею, исследующему свой город, важно сохранить знание о них».
Проект организован в рамках культурно-образовательной программы Международного конкурса на градостроительное развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. Выставка работает до 14 декабря.
- Темы:
- Москва-река |
- конкурсы |
- выставки