Энрике Собехано выступил в Пушкинском музее
Член жюри конкурса по развитию Пушкинского музея изобразительных искусств и автор ряда известных проектов музеев и музейных реконструкций, партнер-основатель мадридского бюро Nieto Sobejano Arquitectos, Энрике Собехано выступил с лекцией в Отделе личных коллекций.
Проект музейного городка, который Пушкинский должен получить к 2020 году, – не просто очень сложный, но абсолютно новый для российского контекста, который пока еще никогда не реализовывал музейных кварталов. Как отметил на пресс-конференции по итогам голосования жюри главный архитектор Сергей Кузнецов, «Проект Меганом» стал победителем не только потому, что оказался самым лояльным к наследию и не планировал снос ни одного исторического памятника. Но и потому, что лучше всех подошел под поэтапное освоение площадки, огромного бюджета и реализацию сложных технических решений, проявив обязательную в этих случаях гибкость.
Музейные кварталы формируются, как правило, в плотной исторической среде и часто, как в случае с ГМИИ, имеют в основе несколько разрозненных старых зданий, которые нужно объединить, расширить и сформировать вокруг некую новую среду. При этом тот же ГМИИ закрываться на период реконструкции не собирается и будет продолжать работать в старом здании, пока не получит новые выставочные площади и не переедет туда, чтобы приступить собственно к реконструкции здания Р. Клейна.
Именно в силу новизны таких задач, которые российские архитекторы для себя еще не ставили, присутствие в конкурсном жюри зарубежных экспертов было особенно важным.
В частности, в состав жюри вошел партнер-основатель испанского бюро Nieto Sobejano Arquitectos Энрике Собехано, которого мировое архитектурное сообщество знает как автора изящных и деликатных проектов реконструкции именно музейных зданий. Лекция Собехано, которая состоялась в тот же день вечером, что и объявление итогов конкурса, позволила представить себе примерную картину того, что будет реализовано на Волхонке.
Российским архитекторам Энрике Собехано стал широко известен в прошлом году, когда вошел в тройку финалистов конкурса на проект нового здания ГЦСИ на Ходынском поле. А еще ранее, как напомнил Сергей Кузнецов, Собехано выступил в роли приглашенного издателя номера журнала SPEECH, посвященного музеям, и был почетным гостем презентации.
Каждый свой музейный проект, о которых Собехано подробно рассказал на лекции в Пушкинском музее, он позиционирует на принципах лояльности к историческому контексту, что, впрочем, не означает, что в ткань новых построек цитаты из прошлого вводятся буквально.
Его архитектурные приемы – это новый, современный язык, развивающийся на тонких аллюзиях прошлого.
Как, например, характерный арабский орнамент, который вдохновил Nieto Sobejano Arquitectos на уникальную планировку Центра современного искусства в Кордове. В ее основе — шестигранный модуль, буквально вырастающий в пространство фрагмент исламской вязи, из которых собрана цепь выставочных залов.
В свою очередь, в проекте ГЦСИ экспозиционные пространства возникают из нарезанных по горизонтали «цилиндров» знаменитого дома Мельникова в Кривоарбатском переулке. Объемы здания имеют множество интересных ассоциаций и с перепрофилированным «промышленным гигантом», и с театральной декорацией, и, конечно, с абстрактными композициями русских авангардистов.
Впрочем, в контексте истории с ГМИИ наиболее близким ему по смыслу представляется музейный квартал, созданный Nieto Sobejano Arquitectos в австрийском Граце.
Он включает множество корпусов 17–19 веков (в том числе — знаменитый «Кунстхаус Грац» Питера Кука), которые объединились в ансамбль т.н. Иоаннеум-квартала. Его центральная часть – большой подземный вестибюль – также и самая невидимая часть, и в этом состоит квинтэссенция подхода Собехано к работе в исторической среде: на поверхности он проявляет себя лишь световыми колодцами в форме разрезанных конусов, в одном и которых спрятан эскалатор, ведущий в новый вестибюль.
В концепции «Проекта Меганом» (которая, впрочем, как подчеркнул Сергей Кузнецов, будет еще сильно меняться и учитывать массу замечаний членов жюри и, быть может, даже включит ценные находки проектов двух своих соперников) работа в историческом контексте, в общем, строится по схожим принципам.
Новые музейные объемы выглядят именно как новые, современные и архитектурно нейтральные, на фоне которых старые музейные здания обретают второе дыхание за счет переливающегося между ними вновь создаваемого общественного пространства.
«Я считаю, Энрике Собехано — выдающийся мастер. Его работы отражают сложность в развитии музейной функции в городе, прекрасную работу с контекстом, с исторической частью, соседством старого и нового, — отметил Сергей Кузнецов. — И, надеюсь, мы еще что-то совместно сделаем».
- Темы:
- мероприятия |
- выставки и инициативы |
- ГМИИ им. А.С. Пушкина |
- Сергей Кузнецов |
- ГЦСИ |
- Юрий Григорян