ENG
 
События

Архитектура объектов культуры: опыт проектирования и мировые тенденции

03 Декабря 2016

3 декабря на V Санкт-Петербургском культурном форуме состоялась сессия "Архитектура объектов культуры", где ведущие мировые архитекторы рассказали о своем опыте реализации проектов, связанных с искусством, поговорили о мировых тенденциях в проектировании таких объектов и особенностях работы в России.

"Сегодня зарождаются две тенденции: во-первых, объединение нескольких музеев, как МоМА, в творческие союзы, создание более неформальных связей с другими городскими площадками. Во-вторых, концентрация множества культурных объектов на одной территории, создание кластеров. И тут мы сталкиваемся с противоречием - ведь нужно использовать всю территорию города, чтобы доступ к культурным ценностям был в каждом районе.

Барселона известна во всем мире своими общественными пространствами. Мы прошли долгий путь. В 80-е гг. мы проектировали музеи, ориентированные только на внутреннее содержание, на экспозиции. В 90-е гг. мы начали трансформировать историческую среду, было выполнено много новых проектов в сфере современного искусства, стали развиваться различные районы города, на только центр. В "нулевые" популярность получила идея музейных франшиз, как, например, музей Гуггенхайма, однако в нашей культуре она не очень прижилась. Сегодня мы активно занимаемся реновацией. Вчера на Культурном форуме прошла презентация проекта ГЭС-2, у нас есть похожий объект, который мы тоже думаем трансформировать - электростанция недалёко от набережной в Каталонии. У нас ведётся полемика о создании кластера по примеру Парижской выставки 1889 года, сделать общественное пространство, где можно весь день провести", - рассказал Висенте Гуайарт, сооснователь института передовой архитектуры Каталонии (IAAC), руководитель лаборатории экспериментального проектирования городов Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, главный архитектор Барселоны.

"Культурные пространства должны использоваться наиболее эффективным способом. Музей сегодня - это колоссальное по своей посещаемости общественное пространство, которое должно быть интересным и приспособленных для посещения большого количества людей.То есть это не создание какой-то иконы, абстрактного композиционного элемента, а поражающее воображение пространство для искусства. Кроме того, очень важно продолжить этот музей в общественном пространстве города.

Наш Берлинский музей рисунка, созданный при участии Кристин Файрайсс, пользуется успехом как раз потому, что это не обособленный объект, а часть крупного общественного пространства, концентрации музейных институций. И благодаря созданию такого кластера, наш музей конкурирует и сотрудничает с лучшими музеями мира", - отметил Сергей Чобан, сооснователь архитектурного бюро SPEECH (Россия) и совладелец архитектурного бюро «nps tchoban voss» (Германия).

"Сегодня во всем мире наблюдается конкуренция за экономически активных людей, и наша задача не проиграть в этой борьбе. Зачастую люди уезжают из страны только потому, что они живут в некомфортной среде. Пространства в городе должны быть качественными, ориентированными на людей, город должен быть зелёным и открытым. Надо научиться слушать городские сообщества, налаживать с ними диалог, не бояться экспериментов. Культура сегодня не абстрактное понятие - это жизнь, музеи без общественных пространств становятся неинтересными. У нас есть несколько ключевых задач. Во-первых, сохранение тех объектов, которые существуют, их у нас с городах по всей России множество, но зачастую они находятся в плачевном состоянии. Во-вторых, создавать новые культурные ценности", - сказал Андрей Чибис, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

"Все считают, что Венецианская архитектурная биеннале задаёт тренд в мире, но мне так не кажется. Ведь каждый куратор имеет свой собственный взгляд на то, что происходит в мире. Например, в этом году большое внимание уделялось социальной составляющей, которая без сомнения имеет большое значение, однако это всего лишь один из аспектов, которые делают городскую жизнь такой динамичной и разнообразной. Вопрос состоит не в том, чтобы создавать только знаковую архитектуру или типовую. Такого просто не бывает - в городе всегда есть многообразие, потому что в нем живут абсолютно разные люди, и нет ничего плохого, чтобы думать о социальном жилье, но нельзя, чтоб оно заслоняло другие вещи", - отметила Кристин Файрайз, куратор и соучредитель независимого архитектурного форума Aedes.

"Архитекторы, которые работают с известными иностранными бюро над знаковыми проектами, и те, кто работают с госзаказом, это не одни и те же люди. Мне в свое время надо было собрать международную команду архитекторов, когда мы занялись парком "Зарядье". И мы столкнулись с тем, что в существующей системе закупок мы должны иметь дело с людьми, мало имеющими отношение к архитектуре. Это дико трудоемко и не может ни в коем случае быть системой", - сказал Сергей Кузнецов, главный архитектор г. Москвы и куратор секции "Креативная среда и урбанистика" в рамках V Санкт-Петербургского культурного форума.

"Как музею стать не просто фоном для фотографии? На мой взгляд, все великие музеи в мире отличают 5 ключевых аспектов. Первый - связь с общественными пространствами. Музей должен быть вплетён в ткань городской среды, например, музей Соломона Гуггенхайма, построенный по проекту архитектора Фрэнка Ллойда Райта, демонстрирует новый этап урбанизма - стирание границ между застройкой и улицей, среду, которая существует и внутри здания, и снаружи. Второй - "драма и действо". Музей может стать катализатором городского развития, но для этого он должен как-то выделиться, предложить свою историю, быть активным. Это такое место встречи нарративов, воронка, который затягивает разные виды городской деятельности.

Кроме того, музей должен иметь тайну и загадку. Интересные решения музеев всегда рождаются из какого-то конфликта или противоречия. Например, проект вестибюля Лувра в виде пирамиды в исторической среде воспринимался как богохульство, однако в итоге стал культовым. Также мы видим все больше четкости мышления, логики в планировке и архитектуре музеев, которые становятся лаконичным воплощением идей, действий. Ещё один ключевой аспект - "космическая атмосфера и свет". Проницаемость и воздушностью обязательно должны присутствовать.

Наконец, это вдохновение. Архитектура должна вдохновлять город. Музеи перестают быть местом, куда вы идёте полюбоваться объектами, сегодня музеи вдохновляют, пробуждают эмоции. Современное искусство текучее, динамичное, и музейные пространства стали трансформироваться вслед за ним", - рассказал Хани Рашид, глава бюро Asymptote.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.