«Архитектура для жизни»: о чем рассказывает 5-я Московская Биеннале Архитектуры
В рамках деловой программы XXI Международной выставки АРХ Москва прошел круглый стол «Архитектура для жизни» с участием главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.
Проект «Архитектура для жизни» — центральное событие биеннале, он призван очертить области присутствия и влияния архитектуры на жизнь людей. Выступая на круглом столе, Сергей Кузнецов прокомментировал, почему эта тема была выбрана главным месседжем нынешней выставки:
Сергей Кузнецов: «Мы сегодня оказались свидетелями того, что архитектурная профессия вдруг стала совсем другой, и то, чему нас учили в институте и продолжают учить — ошибочно. Нам говорили, что архитектурная профессия — это когда архитектор берет, рисует дом, придумывает фасад, планировку, и у этого проекта есть некое начало и окончание реализации.
Что мы наблюдаем на практике? Есть машины, которые у архитектора отвоевывают компетенции: они сначала научились чертить, делать картинки, скоро научатся и уже умеют делать планировку, искать форму. А что тогда архитектор должен уметь? Получается, что профессия стала не нужна. На самом деле, архитектор должен перестроиться и увидеть, что профессия теперь в другом! Посмотрите, за что сегодня дают Притцкеровскую премию? Это уже не пламенеющие московские высотки....
Сегодня профессия стала работать со средой, с наполнением, с постоянным придумыванием новых смыслов, перевариванием, поиском в дизайне, с балансом типизации и одноразовостью всего на свете
Это совсем уже другая профессия, и мы как комитет, ответственны за ее развитие. Я считаю, что остановить этот процесс, вогнать его в русло старой школы невозможно. Мир стал совсем другим, и он диктует новые вызовы. Мы должны ответить на этот массовый запрос. Есть еще отдельные примеры, когда архитекторы занимаются только дизайном, но в основном те, кто не способны продумать жизнь проекта, его возможное будущее, то, как он функционирует, сегодня уже не работают.
Вот, например, недавно мы провели конкурс на Технопарк Сбербанка, в нем выиграл проект бюро Захи Хадид. Почему? Я считаю, проект выиграл потому, что он рассказывает полностью сначала про жизнь этого офиса, а потом из этой жизни рождается дизайн».
Если для архитекторов «архитектура для жизни» стала новой профессиональной реальностью, то горожанам она дала городскую среду и городскую культуру принципиально иного качества:
Сергей Кузнецов: «Мы видим, что Москва взяла новый курс. О чем сегодня говорит мэр Собянин? Что город понятен своей культурой, и культуру надо развивать. А культура города — это городская среда.
Что вообще сегодня является границей города? Я полагаю, что именно граница культурной среды, которая намного более выражена, чем граница географическая или административная, которую вы не чувствуете
Мы идентифицируем город от не города через его культуру — вот вы увидели, что прошла поливальная машина, стоит газетный киоск, продается мороженое, дом выглядит по-городскому — это все элементы культуры. Для этого не надо ставить значок, что здесь начинается город. Более того, если его поставить в поле, вы все равно не в городе, потому что городская культура еще не случилась в этом месте.
Наша задача — сделать заряд этой культуры положительным, интересным и развивающим. Об этом мы, кстати, говорим в Российском павильоне на Венецианской биеннале. Одна из важнейших тем для архитектурного сообщества заключается в том, чтобы противостоять наплыву корпоративных интересов больших бизнес-групп, которые в какой-то момент отрицательно сказываются на обществе, потому что оно начинает воспринимать жизнь с позиций потребления и только. Мы не случайно приводим в пример территорию ВДНХ: довольно долго она была поглощена спонтанным рынком, но сегодня преобразуется в такой большой рекреационный, спортивный, выставочный проект.
ВДНХ — пример работы среды против наплыва консьюмеристских ценностей. Город должен давать возможность такого выбора
Причем, я считаю, мы должны брать на вооружение технологии продавцов из мира консьюмеризма для того, чтобы формировать и правильно подавать людям другого рода предложения».
- Темы:
- АРХ Москва |
- выставки |
- Венецианская биеннале |
- образование