ENG
 
События

23 мая открывается Венецианская архитектурная биеннале

23 Мая 2018

«Свободные пространства» ‒ так звучит тема Венецианской архитектурной биеннале этого года. В российском павильоне тему раскроют через прошлое, настоящее и будущее железных дорог, связывающих необъятную территорию нашей страны. 

Тема биеннале отдает дань способности архитектуры проявить неожиданную щедрость в каждом проекте в разных условиях, подчеркнуть дары природы: свет, воздух, силу тяжести, свойства материалов — природных и созданных человеком. 

Национальный павильон в этом году называется «Станция Россия». По идее куратора павильона Семена Ильича Михайловского он посвящён железным дорогам. Организаторы хотят показать архитектуру с точки зрения людей, «очеловечить» свободное пространство. В список участников из России вошли президент САР и главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков, руководитель петербургской «Студии 44» Никита Явейн, архитектурные бюро «Литейная часть-91» (СПб) и «Студия 911» (Москва), а также архитекторы московской группы Citizenstudio Михаил Бейлин и Даниил Никишин.

«Достаточно широкая тема, для того, чтобы быть свободным в свободном пространстве. Мы взяли тему железных дорог, это становой хребет страны, кровеносная система. Наша задача – преодолевать эти пространства, чем мы и занимаемся всю свою историю», ‒ рассказал телеканалу "Культура" комиссар павильона России на Венецианской архитектурной биеннале Семен Михайловский.

В центральном зале установили макет Павловского вокзала ‒ конечной станции первой железной дороги Российской империи. Инсталляцию дополнили модели современных вокзалов и проект первой в России. Один из пяти разделов выставки отдали проектам вокзалов, созданным в «Студии 44» Никиты Явейна и бюро Николая Шумакова, главного архитектора «Метрогипротранса». Остальные представляют лирические образы бескрайних просторов, где вокзал — земля обетованная.

Экспозиция бюро Citizenstudio носит названия «Зал ожидания будущего» и посвящена она, как нетрудно догадаться изменениям, которые должны произойти с городами и транспортной инфраструктурой в далеком или недалеком будущем.

«Мы видим в сегодняшней железнодорожной инфраструктуре огромный потенциал. Нам было интересно рассмотреть развитие города в свете изменяющейся транспортной концепции и неизбежных изменений технологии железнодорожного транспорта. Ведь сегодня железная дорога и ее инфраструктура занимает колоссальные площади в городах, особенно в исторических центрах, где находятся вокзалы. А, значит, стоит ожидать высвобождения пространства с изменением технологии железнодорожного транспорта (гиперлуп и прочие проекты). Это потенциально «Free space» - общая тема 16-й Биеннале Архитектуры в Венеции. Что делать с этим «Свободным пространством» и как правильно использовать - этот вопрос мы и хотели рассмотреть», — рассказывают основатели бюро Даниил Никишин и Михаил Бейлин. 

В «Зале ожидания будущего» ребята из Citizenstudio представили два графических эссе. «Великая Русская Река» - исследование того, как железная дорога, в частности Транссиб, проходит через крупные города России. Это наблюдение за феноменом железной дороги: связывая города между собой, в самих городах она является разделяющим фактором, несёт вдоль себя значительную зону отчуждения. Лишнего пространства. «Дихтомия?» - два спекулятивных сценария развития территории железнодорожной инфраструктуры мегаполиса на примере Площади Трёх Вокзалов в Москве. Превращение лишнего пространства в полезное», — пояснили архитекторы. 

Также для «Зала ожидания» будущего стрит-арт художник Анатолий Акуе создал диптих, используя 20 литров краски. Тема железных дорог Анатолию близка. Три года он путешествовал по Транссибирской магистрали. Его работы – о влиянии архитектуры вокзалов на чувства людей. «Буду стараться думать о том, как бы я переживал, если бы площадь трех вокзалов выглядела так, если бы люди думали об архитектуре и жили бы таким образом, как бы я себя чувствовал, что должно в уме произойти для этого, как бы я себя чувствовал в перенаселенном городе», ‒ размышляет художник.

Напомним, что курировать выставку в 2018 году будут соосновательницы ирландского бюро Grafton Architects Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара. Их бюро неоднократно участвовало в Архитектурной биеннале в Венеции: в 2002-м, в 2012-м, когда они получили «Серебряного льва», на последней биеннале с проектом «Физика культуры». Постройки Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара в основном находятся в Ирландии, среди них — административный центр Дуншаулина, один из корпусов Тринити-колледжа и Департамент финансов в Дублине, а также здание Университета Боккони в Милане.


Изображения: Василий Буланов


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.