23 мая открывается Венецианская архитектурная биеннале
«Свободные пространства» ‒ так звучит тема Венецианской архитектурной биеннале этого года. В российском павильоне тему раскроют через прошлое, настоящее и будущее железных дорог, связывающих необъятную территорию нашей страны.
Тема биеннале отдает дань способности архитектуры проявить неожиданную щедрость в каждом проекте в разных условиях, подчеркнуть дары природы: свет, воздух, силу тяжести, свойства материалов — природных и созданных человеком.
Национальный павильон в этом году называется «Станция Россия». По идее куратора павильона Семена Ильича Михайловского он посвящён железным дорогам. Организаторы хотят показать архитектуру с точки зрения людей, «очеловечить» свободное пространство. В список участников из России вошли президент САР и главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков, руководитель петербургской «Студии 44» Никита Явейн, архитектурные бюро «Литейная часть-91» (СПб) и «Студия 911» (Москва), а также архитекторы московской группы Citizenstudio Михаил Бейлин и Даниил Никишин.
«Достаточно широкая тема, для того, чтобы быть свободным в свободном пространстве. Мы взяли тему железных дорог, это становой хребет страны, кровеносная система. Наша задача – преодолевать эти пространства, чем мы и занимаемся всю свою историю», ‒ рассказал телеканалу "Культура" комиссар павильона России на Венецианской архитектурной биеннале Семен Михайловский.
В центральном зале установили макет Павловского вокзала ‒ конечной станции первой железной дороги Российской империи. Инсталляцию дополнили модели современных вокзалов и проект первой в России. Один из пяти разделов выставки отдали проектам вокзалов, созданным в «Студии 44» Никиты Явейна и бюро Николая Шумакова, главного архитектора «Метрогипротранса». Остальные представляют лирические образы бескрайних просторов, где вокзал — земля обетованная.
Экспозиция бюро Citizenstudio носит названия «Зал ожидания будущего» и посвящена она, как нетрудно догадаться изменениям, которые должны произойти с городами и транспортной инфраструктурой в далеком или недалеком будущем.
«Мы видим в сегодняшней железнодорожной инфраструктуре огромный потенциал. Нам было интересно рассмотреть развитие города в свете изменяющейся транспортной концепции и неизбежных изменений технологии железнодорожного транспорта. Ведь сегодня железная дорога и ее инфраструктура занимает колоссальные площади в городах, особенно в исторических центрах, где находятся вокзалы. А, значит, стоит ожидать высвобождения пространства с изменением технологии железнодорожного транспорта (гиперлуп и прочие проекты). Это потенциально «Free space» - общая тема 16-й Биеннале Архитектуры в Венеции. Что делать с этим «Свободным пространством» и как правильно использовать - этот вопрос мы и хотели рассмотреть», — рассказывают основатели бюро Даниил Никишин и Михаил Бейлин.
В «Зале ожидания будущего» ребята из Citizenstudio представили два графических эссе. «Великая Русская Река» - исследование того, как железная дорога, в частности Транссиб, проходит через крупные города России. Это наблюдение за феноменом железной дороги: связывая города между собой, в самих городах она является разделяющим фактором, несёт вдоль себя значительную зону отчуждения. Лишнего пространства. «Дихтомия?» - два спекулятивных сценария развития территории железнодорожной инфраструктуры мегаполиса на примере Площади Трёх Вокзалов в Москве. Превращение лишнего пространства в полезное», — пояснили архитекторы.
Также для «Зала ожидания» будущего стрит-арт художник Анатолий Акуе создал диптих, используя 20 литров краски. Тема железных дорог Анатолию близка. Три года он путешествовал по Транссибирской магистрали. Его работы – о влиянии архитектуры вокзалов на чувства людей. «Буду стараться думать о том, как бы я переживал, если бы площадь трех вокзалов выглядела так, если бы люди думали об архитектуре и жили бы таким образом, как бы я себя чувствовал, что должно в уме произойти для этого, как бы я себя чувствовал в перенаселенном городе», ‒ размышляет художник.
Напомним, что курировать выставку в 2018 году будут соосновательницы ирландского бюро Grafton Architects Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара. Их бюро неоднократно участвовало в Архитектурной биеннале в Венеции: в 2002-м, в 2012-м, когда они получили «Серебряного льва», на последней биеннале с проектом «Физика культуры». Постройки Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара в основном находятся в Ирландии, среди них — административный центр Дуншаулина, один из корпусов Тринити-колледжа и Департамент финансов в Дублине, а также здание Университета Боккони в Милане.