ENG
 
От первого лица

Илья Машков: «Тенденция последних лет — жилые комплексы, в которых есть всё»

04 Июня 2020

Руководитель столичного архитектурного бюро «Мезонпроект» Илья Машков рассказал о современной архитектуре, своем особом подходе к творчеству и наиболее ярких проектах.

— Илья, если говорить об актуальных тенденциях в жилищном строительстве, какие из них вы бы выделили?

— Конечно, есть национальные особенности, которые прослеживаются в архитектуре новостроек, можно поговорить о моде, но я хочу отметить привычки поколений покупателей жилья, которые ярко видны в России, не так давно пережившей повторное обретение частной собственности (так называемые 90-е). Требования современных россиян к планировочным решениям квартир довольно резко отличаются от требований их «советских» родителей. К примеру,  кухня (зачастую совмещенная с гостиной) стала значительно больше, чем спальная комната. И для современных людей это уже не кажется неудобным. Меняется сценарий жизни — меняются и планировки. Общественное, гостевое, социальное пространство квартиры становится более значимым. 

Когда мы делали наш знаковый проект с «Группой ЛСР», учитывали этот фактор. Поэтому в нашем четвертом лоте в «ЗИЛАРТе» кухня может быть и 21 кв. м, а спальня, наоборот, компактная. Современный человек работает дома, получает государственные и банковские услуги, не выходя из дома, делает покупки и многое другое. В спальной же комнате следует отложить все дела и отдыхать.

В подходе к формированию облика зданий, мне кажется, завершается период архитектурно-девелоперского затмения, когда на совершенно плоском фасаде свет, цвет и тень «отрисовывались» красками для мнимого создания объема. Этот период длился довольно долго, примерно с 2013 года, когда большую популярность приобрела так называемая «пиксельная» архитектура фасадов в ее плоском варианте.

Массивный, непропорциональный дом, как его ни раскрашивай, силуэт и глубину фасада не обретет. Такими «плоскими» архитектурными инструментами очень редко можно добиться хорошего результата в многоэтажном строительстве. Я надеюсь, что девелоперы и архитекторы окончательно это осознали и возвращаются к традиционно разнообразным, хотя и более дорогим приемам работы с фасадами.

Если снова вернуться к четвертому дому в «ЗИЛАРТе», то, конечно, его фасады при всей своей лаконичности, получились с хорошо просчитанным ритмом, значительной глубиной и, конечно, полной гармонией с основным  использованным материалом — полнотелым ангобированным клинкерным кирпичом производства, кстати, заводов ЛСР. Фасады должны быть, безусловно, адекватны функции, массе здания и окружающему контексту.  

— Различаются ли архитектурные тенденции в больших городах и в регионах?

— Есть одна особенность, которая, полагаю, связывает крупные города и регионы: прежде, чем начать проект, заказчик всегда должен решить, будет ли на объекте работать профессиональный архитектор. 

Если застройщик решит, что такой профессионал ему нужен, значит, как правило, проект удается. Если нет, то тенденция возникает, но не архитектурная, а определяемая двумя русскими поговорками: «Простота – хуже воровства» и «Замах на рупь, удар на копейку».

Какие бы тенденции мы сейчас ни обсуждали, если бы в свое время Андрей Юрьевич Молчанов не придумал вместе с профессиональными архитекторами интересную концепцию для «ЗИЛАРТа», который стал значимым и масштабным объектом, на его месте мог бы стоять просто обычный жилой комплекс.

Да, я утверждаю, что хороший архитектор определяет, будет ли проект качественным, но на самом деле не только он. Работает связка «профессиональный запрос от девелопера плюс хороший архитектор». «ЗИЛАРТ» в этом смысле — именно профессиональный запрос девелопера на комплексное освоение территории. Была заказана прекрасная работа у Юрия Григоряна по дизайн-коду в целом и компоновке всех лотов, а потом были набраны команды хороших архитекторов. И это привело к результату.

Чем вы руководствуетесь, создавая свои архитектурные проекты?

— В основе работы нашей проектной команды, состоящей из очень талантливых людей, лежат витрувианские принципы. Однако они не ограничены лишь известным тезисом «Прочность, Польза, Красота». Это — только база. 

Если говорить об ориентирах, я бы, во-первых, употребил возможно некорректный с точки зрения русского языка термин, «насмотренность», который очень точно характеризует общекультурный, визуальный опыт архитектора. «Насмотренность» складывается из любви к путешествиям, вниманию к искусству, общей и профессиональной наблюдательности и многого другого. Человек профессии всегда что-то находит, адаптирует для своих задач, пытается применить, попробовать. «Насмотренность» — база для поиска многообразия визуальных ассоциаций, она помогает достигать хороший творческий результат.

Во-вторых, ориентир — это контекст. На примере нашего 4-го дома на ЗИЛе можно хорошо проиллюстрировать работу как самой команды «Мезонпроект», так и хорошего взаимодействия между архитектурными группами. В частности, у нас есть имитация кортена, который использован в соседних домах мастерской Сергея Скуратова.

А архитектурный дизайн нашего дома — очень спокойный, цельный и выверенный. Одна из его задач — уравновесить стоящие рядом дома Евгения Герасимова, бюро «Цимайло и Лященко» и мастерской «Урбис», в которых присутствует некоторая разноголосица. Своим архитектурным решением мы как бы скрепили все дома. А если бы работали, не глядя на соседей, создали тоже что-то яркое и разноцветное, и  общая композиция не собралась бы.

В заключение не могу не упомянуть еще один секретный ингредиент наших архитектурных работ. У каждого места есть право получить уникальную архитектуру, вместе с тем, создавая свои объекты, мы всегда стараемся фиксировать «память места». 

Вот и на ЗИЛе в наших домах есть изображения некогда производившихся на заводе ЗИЛ машин. Мы взяли модельный ряд, главный архитектор проекта Андрей Колпиков интерпретировал его, подготовил эскизы. Затем мы договорились с известным российским керамистом Володей Ковалевым и создали особую плитку с изображениями этих машин.

Возможно ли сегодня при создании новых проектов учитывать разносторонние интересы потенциальных покупателей недвижимости? Так, чтобы в жилой квартал было «все включено»?

— В последнее время у дальновидных девелоперов возникает осознание необходимости строительства подобных кварталов. А общество воспитывается — кто-то съездил за границу, кто-то пожил в разных обстоятельствах… Хорошо, когда выходишь из дома, а рядом детский сад. Хорошо, когда во дворе одно, три, пять деревьев, а лучше сквер или парк. Хорошо, когда под боком есть магазин или тренажерный зал, это удобно.

И сегодня, мне кажется, итог работы определяет комплексное взаимодействие всех вышеперечисленных факторов качества среды. Девелоперы меняются. Рассчитывая даже высокую плотность заселения и количество квартир, они, тем не менее, хотят, чтобы в комплексах были перетекающие дворы, малые архитектурные формы, разнообразные места для коворкинга, досуга и общения. Все это встраивается в городские проекты: сюда протянут метро, тут будет широкий бульвар, тут парк или сквер. Городскую среду начали проектировать! Пусть пока профессионалы в этой области только появляются, но главное — не останавливаться. Когда мы говорим про «квартал под ключ», квартал «все включено», именно его и можно считать трендом последних лет.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.