Зачем нужны исследования: 5 примеров от Юлии Бурдовой
Сооснователь архитектурной мастерской Buromoscow и преподаватель МАРШ Юлия Бурдова выступила на public talk «Как проводить исследования и для чего они нужны», который прошел в рамках четвертого ежегодного образовательно проекта «Открытый город». Она рассказала о 5 видах исследований — от масштаба 1:1 до глобального анализа территории, которые молодые и практикующие архитекторы могут использовать в своей работе.
Читайте также: Зачем нужны исследования: мы не идем в бой без разведки
За анонсами «Открытого города» следите здесь
Мы как преподаватели и практикующие архитекторы все время что-нибудь исследуем, и я приведу пять совершенно разных примеров, чтобы показать, с чем мы сталкиваемся. Скачать презентацию
Пример № 1. Глобальное исследование
Два года назад со студентами МАРШа мы замахнулись ни много ни мало на всю Московскую область. Встал вопрос — как в рамках 12 студентов и 1,5 месяцев времени подступиться к территории, которая равна по площади европейскому государству? Ответом стало создание атласа области, определенного руководства по эксплуатации, в который в итоге вошло порядка 200 страниц. В этой работе нам очень помогли большие данные из открытых источников. Например, карта движения электричек показала, что дорога до Москвы из самой удаленной точки составляет 2,5 часа, таким образом мы на себе смогли почувствовать временной период.
Мы также смотрели маятниковую миграцию, зоны покрытия сотовой связью, освещенность, стоимость аренды квартир и т.д. Весь объем работы мы поделили на 5 глав, каждую из которых делали 3-4 человека. Потом проанализировав весь собранный материал, каждый из них нашел, с чем конкретно он бы хотел работать. Таким образом, исследование помогло нам понять из чего состоит эта огромная территория и какие проекты хотят делать наши студенты.
Пример № 2. Общение с сообществами
Мы участвовали в конкурсе, организованном «Стрелкой» на проект парка «Динамо» в Хабаровске. Речь шла о старом городском парке с очень сложным рельефом, богатой историей и растительностью. Путь в Хабаровск не близкий, поэтому наш архитектор стал искать местные сообщества, чтобы познакомиться со спецификой территории и мнением людей. Он нашел сразу две группы.
Первая называлась «Ботанический овраг» и охраняла растительность парка, включающую краснокнижные растения. Вторая — маунтинбайкеры, которые по этим краснокнижным растениям ездили на велосипедах.
И вот эти две конфликтующие группы показали нам ракурс, с которого нужно было работать с такой территорией. Первые рассказали на какие растения обратить внимания, велосипедисты же проехали с камерой GoPro по этим оврагам, чтобы мы смогли увидеть, что там вообще происходит.
Пример № 3. Работа с деталями
Исследование может касаться не только градостроительного контекста, но и решений в масштабе 1:1. При работе над проектом жилого комплекса мы предложили фасад с нетиповым решением кирпичной кладки. Чтобы показать заказчику и проверить самим как это будет работать, как пилить кирпич, как сделать решение экономичным, мы сделали макет — кирпичи, вырезанные из серой пены на струне и склеенные. Вообще помимо компьютерного анализа мы очень много работаем руками, проверяя, можно сказать, думая руками, и считаем, что это очень важный момент в работе архитектора.
Пример № 4. Работа с планировками
При работе с жилыми комплексами, мы сталкиваемся с квартирографией. Сейчас каждая квартира имеет свою градацию и зачастую они отличаются друг от друга всего на 2-3 кв. м. Почему так? Это не просто квадратные метры, отраженные в таблице, это ответ на проведенный анализ тех наборов мебели, которые покупатель может поставить в своем жилье. Например, в спальне маленькой квартиры он сможет поставить детскую люльку, а в большой — кроме люльки еще и трюмо. Это исследование позволило понять за что люди платят и что конкретно заказчик предлагает покупателю.
Пример № 5. Исследование стереотипов
Интересный опыт, которым мы хотим поделиться, это работа со студентами Колумбийского университета, где мы вели студию. Мы предложили им поработать с участком Московских центральных диаметров, понять, что представляет собой эта территория и как с ней работать. Понятно, что речь шла о градостроительном исследовании и у нас был набор стандартных слоев, таких как население, рельеф, функциональное наполнение, словом, список, который мы даем всем студентам. Но отработав его американские студенты пошли своим путем, отличным, скажем, от аналогичных решений ребят, с которыми мы работаем в МАРШе. Они не были в России и стали использовать клише. Например, интересный проект сделала одна девушка, которая попыталась посмотреть, что же есть интересного в Москве, в стране в целом. И она выделила три элемента: кухню (имелась ввиду, коммунальная кухня, примеров которой было много, и которая также ассоциировалась у нее с тайм-кафе, которых в Америке нет), баню и дачу, и четвертый элемент — объединяющее проходное пространство, которое в соответствии с советской типологией никому не принадлежит. Составив эти 4 типа помещений, она сделала необычный проект (мы прорабатывали территорию Текстильщиков) локального центра, который объединял интерпретированные кухню, баню, дачу и пространство между. Такое исследование на ассоциациях — интересный взгляд из-за океана.
«Открытый город» — образовательный проект, который Москомархитектура проводит уже четвертый год подряд. Он включает в себя обширную программу воркшопов, круглых столов, экскурсий на строящиеся и построенные проекты, и завершается 2-дневной конференцией «Открытый город», которая в этом году пройдет 3-4 октября в Музее архитектуры им. Щусева. Подписывайтесь на группы проекта в VK и FB, не пропускайте анонсы, новости и фотоотчеты со всех мероприятий «Открытого города».