Владимир Плоткин: Концертный зал справился с нагрузкой на «отлично»
Главный архитектор и партнер-основатель ТПО «Резерв» Владимир Плоткин рассказал порталу Архсовета о концертном зале в парке «Зарядье». Как она выдержала нагрузку Московского урбанистического форума, и каково проектировать знаковое подземное здание - в нашем интервью.
- Владимир Ионович, в здании филармонии сейчас проходит Московский урбанистический форум. Выдержала ли филармония нагрузку от такого масштабного мероприятия?
С учетом того, что последние работы там до сих пор ведутся - справилась на «отлично». Там ведь еще идут работы по вентиляции, по отделке и еще некоторым вещам. Правда, все окончательно будет ясно после того, как форум закончится и все стенды будут убраны.
А что касается вентиляции - она по определению не могла работать полноценно. Ведь до конца ее ввести не могли - это было запланировано чуть позже. Как минимум, в большом зале она работала отлично. А в остальных местах еще нужна регулировка. Зато интерьеры понравились всем, с кем я общался.
Единственное замечание с моей стороны было по световому оформлению большого зала во время форума, но это временно. В целом сцена доказала, что приспособлена для самых разных видов мероприятий, а не только концертов.
- В целом, реализация проекта сильно отходит от концепции?
Все реализовано в соответствии с концепцией на 100%. Если вы посмотрите на фотографии зала и на рендеры, которые мы делали, то они идентичны. Даже я своим опытным глазом не всегда их различал. Все сделано один к одному.
- И трансформирующийся зал тоже реализован в полной мере?
Конечно. Все получается, все хорошо. Идея, которую Сергей Кузнецов предложил в самом начале, чтобы интерьер фойе работал на экстерьер через нейтральный стеклянный фасад, реализована полностью.
В целом я доволен, осталось только доделать несколько моментов, которые мы надеемся, что доделают к полноценной сдаче филармонии.
- Одна из особенностей филармонии - в том, что она практически находится под землей. Насколько сложно было проектировать такой объект?
Главная сложность заключается в том, что все-таки здание располагается под холмом. Соответственно, оно должно быть построено так, чтобы оно могло выдержать массу самой земли. Второй момент связан именно с концепцией самого здания, которую мы обсуждали с главным архитектором Москвы. У здания по большому счету только один главный фасад. Изначально была идея - все видимые фасады сделать максимально нейтральными, а сквозь них просматривались бы интерьеры фойе. Соответственно, на них не могли выходить никакие коммуникации, а их огромное количество. Их в результате интегрировали в рельеф. Это была колоссальная задача. Ведь на крыше - стеклянная кора, поэтому вентиляционные решетки мы не могли туда выводить, это нарушило бы искусственный климат. В результате мы экспериментировали с внешним видом вентиляционных шахт и вытяжек. В результате то пространство, которое мы видим через стекло фасадов, максимально доступно взгляду.
- Скоро начнутся финальные акустические испытания главного зала филармонии. Как вы оцениваете результаты строительства?
Несмотря на то, что непосредственно акустикой занимается приглашенный японский специалист Ясухиса Тоёта, мы проектировали весь зал. Я надеюсь, что все будет в порядке, хотя это было безумно сложно.
Постоянно менялась геометрия, конфигурация зала. Практически все периода проектирования постоянно приходили измерения моделей, реальных виртуальных. И постоянно приходили корректировки по материалам, поверхности - все, для того чтобы звук правильно распространялся и отражался во всем зале. Эта работа велась постоянно.
Скоро будет реальное тестирование, с настоящей музыкой в законченном зале. После этого возникнут корректировки, надеюсь, не очень значительные. Ведь все-таки главное в филармонии это звук. Главным препятствием было все-таки то, что зал трансформируется. А для акустики важно, чтобы в нем не было никаких пустот и отверстий. Но это мы смогли нивелировать за счет конструкции и материалов. Но после такой кропотливой работы все будет в порядке.
В целом, и я, и наш авторский коллектив очень доволен результатом.