Софья Троценко: планируем развивать конкурсную практику
Софья Троценко, руководитель Центра современного искусства ВИНЗАВОД, – о малых и больших проектах, профессиональных «лифтах», конкурсной практике и взаимодействии с городом.
«Завод лифтов»
За время существования ВИНЗАВОДа изменились программы, которыми мы занимаемся, и стали появляться новые направления, в рамках которых мы работаем как культурная институция, а не просто в качестве места или арендованной площадки. Примерно каждые два года мы ищем новое направление работы и развиваем его. На сегодняшний день их четыре: «Лучшие фотографии России», проект «СТАРТ», открывающий и поддерживающий новые имена в искусстве, театральный проект «ПЛАТФОРМА» с Кириллом Серебренниковым и, наконец, «ТЕРРИТОРИЯ ДИЗАЙНА», развивающий промышленный дизайн и архитектуру.
Для себя мы определяем эти проекты как профессиональные «лифты» для талантливой творческой молодежи, которой есть, что сказать в современной культуре. При этом у каждого направления своя специфика, требующая отдельного подхода. Например, художнику, как в случае с проектом «СТАРТ», для начала достаточно быть выставленным на понятной, авторитетной площадке – и его сразу замечают галеристы, кураторы; они знакомятся, общаются. Для дизайнера этого мало, так как дизайн и архитектура более ориентированы на рынок, спрос, заказ. Поэтому важен не просто эскиз, но и реальная возможность реализации идеи.
В связи с этим у «ТЕРРИТОРИИ ДИЗАЙНА» следующая схема. Со своей стороны мы выбираем актуальные темы – как, например конкурс «Старый объект – новое качество»: администрация города Каширы поставила определенную задачу со списком преобразований на текущий год, под этот конкретный запрос мы провели спецконкурс, и у конкурсантов появилась возможность работать с реальным материалом и заказом.
«Завод конкурсов»
Конкурсная практика для нас становится все более актуальной. Это интересно в том числе и мне, так как виден практический результат. В этом направлении будет развиваться и «ТЕРРИТОРИЯ ДИЗАЙНА». И здесь есть принципиальный момент. Неинтересно заниматься просто конкурсами на строительство жилья или офисных центров. Интересно заниматься исследованиями и проектами, которые меняют среду. Проекты, которые решают проблемы и задачи разных территорий, причем не только московских, но и малых, моногородов. Мы сейчас общаемся с несколькими исследовательскими командами, которые готовы сопровождать эту деятельность. Я приведу один пример.
В прошлом году, совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, мы провели масштабный конкурс «Территория дизайна. Новый облик детских садов». С самого начала в рамках конкурса действовало два экспертных органа. Первый – это оргкомитет, а второй – жюри, в состав которого вошли ведущие специалисты в области дошкольного образования и воспитания детей, психологии развития личности, архитекторы и дизайнеры, которые на практике имеют отношение к реализации и эксплуатации.
С самого начала мы с оргкомитетом обсуждали вопрос, стоит ли архитекторов ставить в жесткие рамки действующих норм и правил, или все-таки важно увидеть новые решения и концепции, которые могли бы изменить ситуацию. Ведь очевидно, что действовавшие на тот момент нормы, не давали возможности реализации многих идей, которые успешно развиваются на Западе. В конце концов было принято решение не ограничивать архитекторов. И за то время, пока мы проводили конкурс, как раз уже были приняты новые СанПиНы. Так что все 16 проектов, которые были отобраны по результатам работы жюри, в итоге полностью соответствуют действующим нормативам.
Конечно, они могут меняться, когда речь пойдет уже о приспособлении этой концепции к конкретному пятну застройки. Могут корректироваться и ограничения – в зависимости от того, какие будут выделены средства в том или ином регионе или у того или иного подрядчика. Потому что были применены новые технологии, новые решения по энергосбережению, по остеклению, по типам фасадов. Но это уже совместная работа, в которой, я думаю, заинтересованы обе стороны – и заказчик, и архитектор с дизайнером.
«Завод преобразований»
Конечно, учитывая масштабы ЦСИ «Винзавод», мы всегда хотели развивать территорию вокруг. Но реальная возможность появилась только в последние два года. Я думаю, сыграл свою роль синергетический эффект с соседствующими арт-институциями. Нам удалось наладить отношения с руководством управы. Территорию, прилегающую к ЦСИ «Винзавод», стали регулярно убирать. Раньше здесь зимой были двухметровые сугробы снега, которые никто не увозил, пока не наступала весна. Предыдущая московская власть нас вообще не слышала.
Так что я очень признательна Префектуре ЦАО, а также лично главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову. До этого мы не могли ни до кого достучаться, а сейчас у нас наладились отношения. Мы проводили открытый конкурс по благоустройству сквера, который находится между ЦСИ «Винзавод» и Artplay (на пути следования к ЦСИ «Винзавод» и Artplay). Это было крайне неприятное место на задворках Курского вокзала, не отличающееся безопасностью, да еще и облюбованное вокзальными «жителями». Надеюсь, результаты этого конкурса будут реализованы.
Городские власти также включили дорогу от метро к ЦСИ «Винзавод» в Программу благоустройства пешеходных зон Москвы. Работы по преобразованиям почти закончились, так что посетители уже имеют возможность ощутить разницу.
Еще одна точка «на районе» – мост под железной дорогой (основной пешеходный путь от метро): темное и узкое место, нелегкое для прогулок, трудно приводимое в порядок. Мы реализовали большой проект совместно с граффити-художниками под кураторством Кирилла Кто. Конечно, я вижу, что он еще далек до совершенства, но даже то эстетическое качество, которое в нем появилось благодаря нашим усилиям, – это успех.
Кроме того, продолжает свое существование масштабный проект «АртКвартала», который мы поддерживаем с самого начала. Думаю, что заявленный масштаб дает возможность планировать системные изменения, которые будут видимыми для людей, живущих в городе и на территории этого квартала. Их не так просто реализовывать, поэтому путь, по которому сейчас идет проект, – это освоение «АртКвартала» отдельными участками внутри территории.