Сергей Чобан: В каждой стране на рынке услуг преобладают местные архитекторы
Новый гость нашей рубрики #Мнения - Сергей Чобан, руководитель архитектурного бюро SPEECH (Москва), управляющий партнер бюро Tchoban Voss Architekten (Берлин). Обсуждаем российскую архитектуру в системе мирового рынка проектных услуг.
Архсовет: Как встроена работа вашего бюро в систему мирового рынка архитектурных услуг?
Сергей Чобан: Бюро SPEECH, действительно, обладает определенным опытом работы за границей. В 2010 и 2012 годах SPEECH активно участвовал в создании экспозиции Павильона России на Венецианской архитектурной биеннале, и, как вы наверное знаете, созданный нами в 2012 проект i-city/i-land получил специальный приз жюри – первую в истории участия России на Архитектурной биеннале награду. В 2013 году в Берлине по проекту SPEECH был построен Музей архитектурного рисунка, завоевавший множество международных профессиональных премий. А в 2015 году мы спроектировали павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Милане, который вошел в десятку самых посещаемых объектов выставки. Кроме того, уже шесть лет подряд мы представляем на выставке журнала Interni в Милане авторские инсталляции – как раз на этой неделе состоялась презентация нового проекта «ДНК города» во дворе университета Статале.
Не менее важным аспектом нашего участия в международных проектах я считаю совместную работу с иностранными архитекторами здесь, в России
Мы убеждены: полноценный обмен опытом – это не только приложение наших творческих усилий «там», но и трансляция лучшего зарубежного опыта «здесь». Мы, например, очень активно сотрудничали с бюро AREP в работе над генеральным планом Сколково, а затем с бюро Дэвида Чипперфильда в работе над мастер-планом квартала D1. В настоящий момент SPEECH сопровождает сразу несколько крупных реализаций иностранных архитекторов в Москве: например, реконструкцию стадиона «Динамо» (концепция Эрика Ван Эгераата и Института «Моспроект-2» под руководством М. М. Посохина, архитектурный проект MANICA Architecture) или музей Эрмитаж XXI на ЗИЛАРТе (проект Asymptote Architecture).
Международное сотрудничество реализуется и на других, я бы сказал, смежных с проектированием уровнях: SPEECH поддерживает выставочные проекты, посвященные искусству архитектурного рисунка и зарубежной архитектуре, а также издает двуязычный архитектурный журнал speech:, посвященный наиболее актуальным мировым трендам и распространяющийся как в России, так и за рубежом.
Архсовет: Насколько российские архитекторы способны конкурировать с зарубежными коллегами на международной арене?
Честно говоря, я в принципе не уверен, что такого рода конкуренция – это то, к чему любой ценой должны стремиться российские архитекторы. В России очень много архитектурно-градостроительных задач, которые необходимо решать, причем решать на самом высоком уровне. И с точки зрения плотности квалифицированных архитектурных кадров на квадратный километр нашей стране есть куда стремиться.
Вообще следует признать: на рынке архитектурно-строительных услуг в каждой стране преобладают именно местные архитекторы
Да, глобальные проектные офисы существуют, равно как и офисы архитектурных «мегазвезд», строящих по всему миру, но такие компании можно пересчитать по пальцам. А в основном архитектурную культуру формируют офисы локальные. В Швейцарии работают прекрасные швейцарские архитекторы, в Германии – немецкие, и так далее. И такой большой стране, как Россия, следует стремиться к тому же самому – основной профессиональный опыт архитекторы должны накапливать именно за счет работы у себя на родине. Только в этом случае мы рано или поздно получим глобальную архитектурную компанию русского происхождения.
И потом, Россия ведь сама по себе является глобальным рынком.И сегодня пока ни один архитектурный офис не может похвастаться тем, что работает во всех регионах страны – от Калининграда до Владивостока. А ведь на этой территории может быть получен колоссальный опыт, сопоставимый с опытом работы, например, в Европе и Америке. Поэтому лично я к этой проблематике – быть востребованным на международном рынке – отношусь с пониманием, но не считаю, что это задача номер один. Да, я сам активно работаю и в Германии, и в России, но так сложилось исторически: сначала был организован немецкий офис Tchoban Voss Architekter, а затем появился SPEECH. Компании постоянно обмениваются опытом, но не объединяются в одну глобальную структуру – просто потому что каждая из них активно занята на своем родном рынке.
Архсовет: Что наиболее эффективно для молодых архитекторов - делать проекты за границей, пусть небольшие заказы, или соревноваться в международных конкурсах, даже зная, что не выиграешь?
Я повторюсь: они должны активно работать в России. А задачу и чиновников, и архитекторов более старшего поколения я вижу в том, чтобы помогать им двигаться вперед. Потому что будущее российской архитектуры зависит именно от тех молодых ребят, которым сегодня 25-30 лет. Ни в коем случае нельзя позволить этому опыту уйти за границы России. Во многом именно поэтому, кстати, я согласился стать руководителем жюри Первой Биеннале молодых архитекторов России. Находить талантливых молодых архитекторов, поддерживать их, развивать их интерес к российским регионам – вот самая актуальная задача.
Архсовет: Каково, на Ваш взгляд, отношение к российским архитекторам в мире?
Я думаю, лучшим ответом на этот вопрос является тот факт, что иностранные архитекторы сегодня, в основном, приезжают в Москву для того, чтобы посмотреть памятники конструктивизма. Любители современной архитектуры совершают паломничества в другие мировые столицы – Нью-Йорк, Берлин, Амстердам, Токио. Но всего за 5-10 лет ситуация может измениться, и только от нас, архитекторов, зависит, в какую именно сторону.
- Темы:
- образование |
- выставки |
- мнение