«Работа с детьми дает архитектору гигантский импульс»
Зачем архитектору работать с детьми? Как научить детей осмыслять городское пространство? На эти темы портал «Архсовета Москвы» побеседовал с Анной Родионовой, партнером и ведущим архитектором бюро «Дружба», сооснователем детского архитектурного клуба «Кони на балконе».
Проект Москомархитектуры «Открытый город» в рамках предстоящей конференции открывает цикл интервью, посвященных проблемам образования, карьеры и роли архитектора в современном мире. В разговоре о репутации профессии принимают участие ведущие эксперты российского рынка.
ТО, ПОВЕЗЕТ ЛИ ВАМ С УЧИТЕЛЯМИ, ОПРЕДИТ ВСЮ ВАШУ ЖИЗНЬ
Мне было сложно в средней школе: то, как организован традиционный учебный процесс, оценочная система и общее ощущение скуки вызывало у меня протест и нежелание вписываться в заданные рамки.
В 13-14 лет мы с родителями начали думать про выбор профессии – у меня была определенная склонность к рисованию. Когда пришло время выбирать, я просто стала искать институт, где главным было рисовать. В МАрхИ меня захватила загадочная атмосфера и люди, так что выбор был очевиден. При этом я абсолютно не понимала, какой итоговый продукт я буду производить, как архитектор.
Мой первый педагог – Анна Эдмундовна Гурьянова. Она помогала нам освоить базовые архитектурные навыки и через них обучала красоте, обладая совершенным тонким вкусом. Любовь к мастерству в его необходимых формах, когда нужно долго сидеть и технично что-то делать, это ее заслуга!
Следующий учитель – Александр Васильевич Баженов, с которым мы делали диплом. Он научил нас видеть и создавать совершенно непривычные и инновационные для той образовательной среды вещи. То, что тогда дал нам Баженов в сфере архитектуры и городского планирования, не было ни в каких учебниках, только сейчас появляется какая-то литература. Человек в буквальном смысле опередил время.
НАС УЧИЛИ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПРОФЕССИИ
Настоящее понимание профессии пришло из рабочей практики. Первые работы были вовсе нетворческие: студентам, как правило, поручают очень утилитарные задачи. Но я видела, как устроен процесс, как это все физически происходит, из каких этапов состоит.
Рутина студенческих подработок компенсировалась творческими процессами во время занятий. Я считаю, что мне повезло с учителями. От нас требовали всегда чуть более качественного результата, чем мы могли дать.
Совместно с коллегой мы сделали дипломную работу о развитии города через 200 лет. Мы изучали города будущего, креативные кластеры на базе старых промышленных территорий за долго до появления их в нашей стране.
ЗАЧЕМ ПРОЕКТИРОВАТЬ ТО, В ЧЕМ НЕТ СМЫСЛА?
Дипломная работа задала мне очень высокую планку и создала определенную проблему в будущей социализации. Я настолько глубоко и детально погрузилась в глобальную проблематику городов, что, выйдя из МАРХИ, не понимала, чем дальше заниматься. Практически никто в реальности таких масштабных проектов не создавал.
Наблюдая за работой мастерских проектных институтов, где утилитарно укомплектовывали жилые районы секциями домов, соблюдая все отступы по гостам, я испытала большое разочарование. Тогда начался мой собственный поиск внутри профессии. Мне повезло работать и учиться у Тотана Кузембаева, а потом в бюро Wowhaus, там, где в архитектурные проекты вкладывают смысл и культурный импульс.
Сейчас, объединившись в команду друзей и единомышленников, мы создали бюро «Дружба», в котором фокусируемся на городской среде, комфортной для всех жителей города, даже для самых маленьких. Мы работаем над созданием нескольких уникальных детских городских пространств. В частности, завершили концепцию благоустройства для жилого комплекса в Санкт-Петербурге, где основное внимание отдали формированию добрососедского центра и детского автономного маршрута. Мы применяем многие техники, изобретенные нами для детского клуба, в своей архитектурной практике, особенно на стадии рождения образа.
ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА ПЛОХО ПРОДАЕТСЯ
Что касается заработка в архитектуре, то здесь нередко приходится выбирать. Или работать над авторским проектом в команде «звездного» архитектора и получать больше знания и опыта, нежели денег. В такие бюро стоит очередь из практикантов, готовых работать за еду. Или работать в составе крупной девелоперской или архитектурной компании над типовыми проектировочными задачами, поставленными на поток и хорошо оплачиваемыми. Вариант третий: найти баланс. Но это редко.
Студентам архитектурных вузов можно начать зарабатывать в этой профессии достаточно рано. Постпродакшн, визуализации – прибыльная занятость, спрос на которую сейчас велик. Многие подрабатывают, проектируя интерьеры.
Архитектор может очень хорошо заработать, будучи менеджером проекта и руководя стройкой объекта. Парадоксально, но сложнее всего зарабатывать на самом проектировании. Рынок не очень готов платить архитектору за идею и философию.
«КОНИ НА БАЛКОНЕ» ПОЯВИЛИСЬ НА МОЕЙ КУХНЕ
Детский архитектурный клуб «Кони на балконе» родился 2,5 года назад у меня дома – в среде единомышленников, большинство из которых архитекторы. Нас объединило желание создать настоящую творческую среду для своих детей.
Мы начали с образовательного проекта в домашнем формате. О нем узнали друзья, у которых тоже были дети и схожие с нашими запросы и ценности. Со временем мы нашли помещение, организовали первые системные программы, наборы учеников, создали концепции, участвовали в фестивалях, благодаря которым о нас узнавали.
Сейчас мы организовали в клубе стационарную образовательную программу, работающую в течении всего года. Она построена на стыках различных дисциплин и отраслей. У нас нет задачи «выращивать» именно архитекторов. Наша цель – показать возможности этой профессии, ее междисциплинарную сущность.
Один из примеров – программа «Архитектура и биология». Для реализации этого проекта мы пригласили специалиста из МГУ Дмитрия Кнорре – создателя игры «Эволюция».В коллаборации мы выстроили обучающий процесс как игровой маршрут, чтобы дети захотели сами погрузиться в этот мир и стали его соавторами. Ребята изучали биологические процессы, выращивали культуры, изучали материал под микроскопом. Затем мы предложили детям сыграть в микромир и самим стать микроорганизмами, изобрести среду обитания. Вот здесь подключилась архитектура со своим инструментарием. В итоге участники программы создали арт-объект – вымышленную планету со своими пространственными законами, населением и архитектурой.
Другая междисциплинарная программа - «Театр и пространство». Мы придумали несуществующего персонажа, а затем выстроили, материализовали его миры: пространство его путешествий, снов, страхов. Это был настоящий калейдоскоп перетекающих друг в друга пространств на площади в сто квадратных метров. Апогеем проекта стал дом главного героя: абсолютно осмысленное жилище, мир, созданный детьми, в котором каждый предмет имеет свое значение и назначение. Мы выставили его на АРХ Москве, и в итоге все дети-посетители выставки буквально жили в этом доме.
Детская стройка – отдельное направление в деятельности клуба, основанное на соучастном проектировании и строительстве с детьми. В коллаборации с Любовью Гурарий из проекта «Балду кидс» мы создали проект «Город для детей». Так мы объединили проекты, в которых изменение реальной городской среды происходит с участием ребят. Например, на фестивале «Арт-Овраг» в Выксе мы провели исследование о том, как должны быть устроены места для детей в городе и инициировали реализацию одной из идей – переустроили пространство двора перед музыкальной школой и домом технологического творчества.
Работа с детьми дает мне гигантский творческий импульс. Часто в архитектурном проекте технические, административные и согласовательные процессы вытесняют креативные. Чем крупнее заказ, тем сложнее путь проекта. По сути, работа архитектора над проектом – это постоянная борьба за идею с различными регуляторами и нормативами. «Кони на балконе» компенсировали мне недостаток творчества и сделали эту борьбу осмысленной.
О ПРОЕКТЕ
Конференция «Открытый город» – крупнейшее событие в сфере архитектурного образования, пройдет в Москве 28-29 сентября. В ее программе: воркшопы от ведущих архитектурных бюро, сессии по актуальнейшим вопросам российского архитектурного образования, презентация исследования «Профессиональное развитие в России и за рубежом: традиционные модели и альтернативные практики», ярмарка дополнительных образовательных программ, Portfolio Review – презентация студенческих портфолио перед ведущими архитекторами и девелоперами Москвы и многое другое.
- Темы:
- Открытый город |
- образование