ENG
 
От первого лица

Приводим избранные цитаты участников «АРХ Парохода»

08 Июля 2021

На ежегодной плавучей конференции «АРХ Пароход» речь зашла про подходы к реновации, зданиях «образных и (без)образных», судьбе общественных пространств, бывших промышленных территорий и объектах культурного наследия. Вспоминаем, как это было. 

Юлий Борисов, UNKproject:

В отличие от работы с индустриальным наследием, архитектору в уже построенном и жилом городе приходится несладко. В конкурсе на создание нового облика столицы творчество столкнулось с жизнью. Конкурсное ТЗ ограничивало полет фантазии архитекторов 10 тысячами рублей за квадратный метр. Для сравнения – то, что реально хотелось сделать, стоило бы порядка 35 тысяч. Найти и применить один прием на всю страну – не получится. Но надо пытаться сделать максимально качественно, несмотря на давление обстоятельств.

Михаил Бейлин, Citizenstudio:

Мы предложили сделать на месте бывшего завода ландшафтный парк, где оставшиеся бетонные конструкции и фермы будут интегрированы в ландшафт. Мы добавили деревянные подиумы, дорожки и МАФы, использовав те материалы, которые уже были на территории. Это очень простое, экономичное решение с минимальной архитектурой. Главное, что за всем этим практически не надо ухаживать.

Никита Маликов, Архитектурное бюро Маликова:

В России нет ни одного самоокупаемого парка и не появится еще в ближайшие лет двадцать. Для того, чтобы парковая территория начала окупаться, на ней должна располагаться коммерческая недвижимость, соизмеримая с площадью  этого парка. То есть, по сути – торговый центр. В Европе 50% парков, реализованных за последние 5 лет, уже объявили себя банкротами. Благоустройство – дело не окупаемое, но, безусловно, нужное. И нам еще только предстоит понять, как создать общественное пространство, которое работает и мы, как и весь мир, только в самом начале этого пути.

Михаил Шатров, продюсер городских изменений, руководитель образовательных проектов МАРШ лаб:

В  Тюмени, где мы исследовали по заказу Норникеля территорию Речного порта, мы сделали реестр городских сервисов, креативных индустрий, нашли пассионарных людей, которые формируют культуру в городе. Затем собрали их на  воркшоп и начали договариваться. И в результате мы точно знаем, в каком месте какой будет бизнес. Т.о. наша экономика территории будет даже если не прибыльной, то точной – мы точно знаем, где и что будет работать.

Олег Распопов, YOarchitects:

На развитие общественных территорий в малых городах сейчас выделены деньги. Но такая возможность случается раз в 10, а то и в 30 лет. Поэтому  крайне важно правильно выбрать место, которое будет благоустроено. При этом мало кто понимает, что конкретно хотелось бы сделать на той или иной территории, что именно нужно городу – парк или набережная. Зачастую парки, которые все так хотят, не выполняют свой функционал, потому что оказываются вынесены за пределы существующих городских маршрутов: зимой они пустуют, а летом все уезжают на дачу, и все наше программирование попросту не работает.

Никита Явейн, Студия 44:

К промышленному наследию должно быть особое отношение. Если в особняке 19 века ты не можешь взять, разобрать, заново построить – ну не хорошо это, неправильно, то в «промке» главное - сохранить дух, сохранить сердцевину. И, наверное, для этой архитектуры требуется немного смягчить ту жесткую охранную схему, которая есть сейчас. Может быть не надо наделять промышленный объект статусом памятника, просто надо его бережно сохранять и наделять новой функцией.

Наринэ Тютчева, АБ «Рождественка»:

Мы разобрали 10 самых удачных проектов редевелопмента промышленных территорий за рубежом и выяснили, что первый фактор их успеха – это наличие объекта культурного наследия. Я всегда говорю, что объект культурного наследия – это не обременение, а подарок для девелопера.Это уже готовый, эффектный, уникальный объект, на котором можно построить весь маркетинг своей площадки. Но подход к определению предмета охраны требует системного пересмотра.

Сергей Малахов, СамГТУ:

Та пластическая идея, которую исповедует органическая архитектура, например, в лице Райта или Сааринена, страсть к соединению с ландшафтом в России сегодня никак не востребована. Мы засели на ортогональных сетках, параллелепипедах, на типовых алгоритмах мультипликации этажей, на создании бесформенных пространств внутри решеток. Поэтому не является ли современная архитектура простым декорированием оболочек, дизайном, стайлингом, тюнингом коробок для повышения стоимости продукта? 

Евгения Репина, СамГТУ:

Новая эпоха требует нового типа автора, который бы одновременно и субъектен, и этичен. Этот тип автора, «сложный человек» уже поддержан запросом  и готовностью со стороны нового поколения 20-летних. Тип харизматичного автора-одиночки, в основном, конечно, мужчины, с громким голосом и узнаваемым почерком - это уходящий образец. Сегодня формируется новый тип автора, и если архитектурное образование его упустит, оно окажется не у дел.


Изображения: .

 

Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.