ENG
 
От первого лица

Победители конкурса на метро: MAParchitects

16 Июня 2017
1 из 22
2 из 22
3 из 22
4 из 22
5 из 22
6 из 22
7 из 22
8 из 22
9 из 22
10 из 22
11 из 22
12 из 22
13 из 22
14 из 22
15 из 22
16 из 22
17 из 22
18 из 22
19 из 22
20 из 22
21 из 22
22 из 22
1 / 22

Увеличить

Представляем проект победителей конкурса на три станции метро — бюро MAParchitects — разработавших оригинальную концепцию «техногенного леса» для станции «Стромынка». Подробности проекта комментирует руководитель бюро Александр Порошкин.

Архсовет: Как бы вы охарактеризовали архитектурную тему станции «Стромынка»?

Александр Порошкин: Станция является фактически связующим звеном между парком Сокольники и городом. Именно эта связь заложена в основу архитектурной темы станции. Образ метро, как сложного инженерно-технического объекта, и образ городского леса, как места комфортного пребывания, соединились в концепцию «техногенного леса». Данная концепция построена на контрастном сочетании современного лаконичного технологического дизайна и атмосферы леса, уловимой только на уровне ощущений.

— Как устроена станция? Куда ведут балконы-переходы?

«Стромынка» представляет собой станцию мелкого заложения колонного трёхпролётного типа с одной платформой в центре. Станция входит в состав нового третьего пересадочного контура Московского метрополитена, с переходом на станцию Сокольники. Вход на станцию возможен через три надземных павильона и по переходу со станции «Сокольники». Именно для связи со станцией «Сокольники» предусмотрены балконы-переходы. Данные элементы служат для организации движения и позволяют избежать пересечения потоков людей.

— Из каких материалов будут выполнены элементы станции?

В интерьерах станции принято единообразное решение применяемых материалов. Напольные покрытия — серый гранит, зарекомендовавший себя временем материал для зон с интенсивной пешеходной нагрузкой. Колонны и стены в местах движения людей — оцинкованные панели, устойчивые к физическому контакту. Стены вне зоны прямого доступа и потолки — алюминиевые панели. Ограждения — градиентно-прозрачное стекло. Разнообразие восприятия станции строится на нюансных решениях алюминиевых панелей: различные виды перфорации, окрашивание, применение тактильного рельефа.

— Расскажите о конструкции наземного павильона. И что собой будет представлять благоустройство территории вокруг?

— Задача была сделать выделяющийся объём, не конфликтующий с окружающей застройкой. При поиске его образа мы вновь обратились к теме леса и обыграли павильон как вырезанный и приподнятый вверх фрагмент земли, так что обнажились скрытые ранее «корни». Сам павильон — лаконичный прозрачный объем, выполненный из матового стекла на металлическом каркасе. Центральным элементом является динамичная свисающая конструкция из металлических труб разной длинны со встроенными в торцы светильниками. Именно этот элемент притягивает внимание, создает эффектное внутреннее свечение павильона в темное или сумеречное время, которого в Москве достаточно.

Появление нового павильона между станцией «Сокольники» и парком, безусловно, изменит ситуацию на Сокольнической площади. Часть транзитных потоков людей, идущих из парка в метро, будет перенаправлена на станцию «Стромынка». Это позволит сделать территорию Сокольнической площади менее проходной, с большим потенциалом для тихого отдыха, ожидания, прогулок.

Именно на усиление рекреационной составляющей площади направлены предложения по благоустройству территории вокруг: дополнительное озеленение, увеличение числа мест для сидения и ожидания, снижение сквозных потоков людей за счет грамотной организации маршрутов и их пересечения.

В рамках конкурса мы расширили «границы проектирования», включив в осмысляемую территорию и зоны, примыкающие к жилой застройке, предложив реализовать их коммерческий и эстетический потенциал: организовать дополнительные зоны торговли, кратковременного отдыха, новые парковочные места.

— Расскажите подробнее о концепции освещения станции.

— Концепция освещения основана на достижении того эффекта, который мы наблюдаем в лесу в солнечный день: рассеянный свет пробивающихся сквозь листву лучей солнца. Прямая аналогия в условиях жестких требований к освещению в метро не возможна: равномерное освещение, отсутствие слепящих направленных световых потоков, нормативная освещенность, — но при этом, возможно добиться той магической игры света и тени, которое так завораживает.

Для достижения данного эффекта мы применили ориентированные по направлению движения людей светильники, подвешенные к бетонному перекрытию, ниже которых расположен подвесной перфорированный потолок. Данное решение позволяет создать рассеянное равномерное освещение и дополнительно сделать ориентацию человека в пространстве интуитивно более понятной. Выравнивание освещенности и усиление светотеневого эффекта достигается размещением точечных светильников непосредственно над отверстиями перфорации потолочных панелей.

Дополнительно, для достижения нормативной освещенности и повышения безопасности вблизи путей, в нишах потолка между колоннами и в торцах балконов-переходов, размещаются накладные и встроенные светильники.

Переходы и входные туннели решаются аналогичным образом — проникающий сквозь перфорацию свет равномерно распределенных светильников, плюс встроенная в стены подсветка вдоль путей движения.

Освещение входного павильона — описанная выше конструкция свисающих металлических трубок с встроенными светильниками в торцах. Дополнительно можно сказать, что возможно исполнение труб из гибкого материала, для создания эффекта их колыхания на потоках воздуха, зачастую присутствующих во входных павильонах. Но это вопрос дальнейшей технической проработки.

— Как обеспечены в дизайне станции такие вещи, как функциональность и безопасность, удобство эксплуатации и сомасштабность человеку?

При разработке станций метрополитена основными критериями являются безопасность, удобство движения, понятность навигации и экологический комфорт. Большинство этих задач решается при проектировании непосредственно инженерно-конструктивной части, еще до передачи задания на разработку дизайна. Однако они сохраняются и при работе над обликом станции. Частично данные решения описаны выше, постараемся резюмировать их.

В проекте дизайна станции «Стромынка» применяются лёгкосъёмные и вандалоустойчивые оцинкованные панели, износоустойчивый термообработанный гранит с нескользящей поверхностью, легко заменяемые светильники, обеспечивающие освещенность сверхнормативной (с запасом на естественное тускнение в пыльной среде).

Зоны особой опасности, вдоль путей и на входе / сходе с эскалатора, дополнительно освещены. Отсутствуют сужающие пространство, выступающие и мешающие движению людей элементы. Навигация размещена в просматриваемых зонах и усиливается интуитивно понятными решениями: ориентированными по направлениям движения людей светильниками, раскладкой гранитных полов, цветовыми акцентами.

Для комфортного пребывания людей с ограниченными возможностями организован лифт, на полах предусмотрена тактильная плитка. Предусмотрены эргономичные ограждения, мебель, читаемые шрифты и знаки.

Особое внимание стоит уделить непосредственно перфорированным панелям и тем эффектам, которые они позволяют достичь. Помимо описанного эффекта рассеянного света, они дополнительно служат элементами шумопоглощения. Безусловно, решение проблемы шума — комплексная и сложная инженерная задача, но в рамках тех инструментов, которыми мы могли оперировать, это в большей степени выбор отделочных материалов. Перфорированные панели — обоснованное решение для достижения оптимального экологического комфорта.

Акцент на экологический комфорт и качество среды в плане уровня шума, освещенности, визуального комфорта — это главное в достижении эффекта связанности пространства станции метро с окружающим контекстом. Спуск в метро — это постепенное погружение из размеренного пространства парка в интенсивную и насыщенную жизнь города, одним из символов которого является московское метро.

Надеемся, в процессе реализации, удастся достичь всех заложенных в проект решений и достичь желаемого эффекта.


Изображения:


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.