Победители конкурса на метро: MAParchitects
Представляем проект победителей конкурса на три станции метро — бюро MAParchitects — разработавших оригинальную концепцию «техногенного леса» для станции «Стромынка». Подробности проекта комментирует руководитель бюро Александр Порошкин.
Архсовет: Как бы вы охарактеризовали архитектурную тему станции «Стромынка»?
Александр Порошкин: Станция является фактически связующим звеном между парком Сокольники и городом. Именно эта связь заложена в основу архитектурной темы станции. Образ метро, как сложного инженерно-технического объекта, и образ городского леса, как места комфортного пребывания, соединились в концепцию «техногенного леса». Данная концепция построена на контрастном сочетании современного лаконичного технологического дизайна и атмосферы леса, уловимой только на уровне ощущений.
— Как устроена станция? Куда ведут балконы-переходы?
«Стромынка» представляет собой станцию мелкого заложения колонного трёхпролётного типа с одной платформой в центре. Станция входит в состав нового третьего пересадочного контура Московского метрополитена, с переходом на станцию Сокольники. Вход на станцию возможен через три надземных павильона и по переходу со станции «Сокольники». Именно для связи со станцией «Сокольники» предусмотрены балконы-переходы. Данные элементы служат для организации движения и позволяют избежать пересечения потоков людей.
— Из каких материалов будут выполнены элементы станции?
В интерьерах станции принято единообразное решение применяемых материалов. Напольные покрытия — серый гранит, зарекомендовавший себя временем материал для зон с интенсивной пешеходной нагрузкой. Колонны и стены в местах движения людей — оцинкованные панели, устойчивые к физическому контакту. Стены вне зоны прямого доступа и потолки — алюминиевые панели. Ограждения — градиентно-прозрачное стекло. Разнообразие восприятия станции строится на нюансных решениях алюминиевых панелей: различные виды перфорации, окрашивание, применение тактильного рельефа.
— Расскажите о конструкции наземного павильона. И что собой будет представлять благоустройство территории вокруг?
— Задача была сделать выделяющийся объём, не конфликтующий с окружающей застройкой. При поиске его образа мы вновь обратились к теме леса и обыграли павильон как вырезанный и приподнятый вверх фрагмент земли, так что обнажились скрытые ранее «корни». Сам павильон — лаконичный прозрачный объем, выполненный из матового стекла на металлическом каркасе. Центральным элементом является динамичная свисающая конструкция из металлических труб разной длинны со встроенными в торцы светильниками. Именно этот элемент притягивает внимание, создает эффектное внутреннее свечение павильона в темное или сумеречное время, которого в Москве достаточно.
Появление нового павильона между станцией «Сокольники» и парком, безусловно, изменит ситуацию на Сокольнической площади. Часть транзитных потоков людей, идущих из парка в метро, будет перенаправлена на станцию «Стромынка». Это позволит сделать территорию Сокольнической площади менее проходной, с большим потенциалом для тихого отдыха, ожидания, прогулок.
Именно на усиление рекреационной составляющей площади направлены предложения по благоустройству территории вокруг: дополнительное озеленение, увеличение числа мест для сидения и ожидания, снижение сквозных потоков людей за счет грамотной организации маршрутов и их пересечения.
В рамках конкурса мы расширили «границы проектирования», включив в осмысляемую территорию и зоны, примыкающие к жилой застройке, предложив реализовать их коммерческий и эстетический потенциал: организовать дополнительные зоны торговли, кратковременного отдыха, новые парковочные места.
— Расскажите подробнее о концепции освещения станции.
— Концепция освещения основана на достижении того эффекта, который мы наблюдаем в лесу в солнечный день: рассеянный свет пробивающихся сквозь листву лучей солнца. Прямая аналогия в условиях жестких требований к освещению в метро не возможна: равномерное освещение, отсутствие слепящих направленных световых потоков, нормативная освещенность, — но при этом, возможно добиться той магической игры света и тени, которое так завораживает.
Для достижения данного эффекта мы применили ориентированные по направлению движения людей светильники, подвешенные к бетонному перекрытию, ниже которых расположен подвесной перфорированный потолок. Данное решение позволяет создать рассеянное равномерное освещение и дополнительно сделать ориентацию человека в пространстве интуитивно более понятной. Выравнивание освещенности и усиление светотеневого эффекта достигается размещением точечных светильников непосредственно над отверстиями перфорации потолочных панелей.
Дополнительно, для достижения нормативной освещенности и повышения безопасности вблизи путей, в нишах потолка между колоннами и в торцах балконов-переходов, размещаются накладные и встроенные светильники.
Переходы и входные туннели решаются аналогичным образом — проникающий сквозь перфорацию свет равномерно распределенных светильников, плюс встроенная в стены подсветка вдоль путей движения.
Освещение входного павильона — описанная выше конструкция свисающих металлических трубок с встроенными светильниками в торцах. Дополнительно можно сказать, что возможно исполнение труб из гибкого материала, для создания эффекта их колыхания на потоках воздуха, зачастую присутствующих во входных павильонах. Но это вопрос дальнейшей технической проработки.
— Как обеспечены в дизайне станции такие вещи, как функциональность и безопасность, удобство эксплуатации и сомасштабность человеку?
При разработке станций метрополитена основными критериями являются безопасность, удобство движения, понятность навигации и экологический комфорт. Большинство этих задач решается при проектировании непосредственно инженерно-конструктивной части, еще до передачи задания на разработку дизайна. Однако они сохраняются и при работе над обликом станции. Частично данные решения описаны выше, постараемся резюмировать их.
В проекте дизайна станции «Стромынка» применяются лёгкосъёмные и вандалоустойчивые оцинкованные панели, износоустойчивый термообработанный гранит с нескользящей поверхностью, легко заменяемые светильники, обеспечивающие освещенность сверхнормативной (с запасом на естественное тускнение в пыльной среде).
Зоны особой опасности, вдоль путей и на входе / сходе с эскалатора, дополнительно освещены. Отсутствуют сужающие пространство, выступающие и мешающие движению людей элементы. Навигация размещена в просматриваемых зонах и усиливается интуитивно понятными решениями: ориентированными по направлениям движения людей светильниками, раскладкой гранитных полов, цветовыми акцентами.
Для комфортного пребывания людей с ограниченными возможностями организован лифт, на полах предусмотрена тактильная плитка. Предусмотрены эргономичные ограждения, мебель, читаемые шрифты и знаки.
Особое внимание стоит уделить непосредственно перфорированным панелям и тем эффектам, которые они позволяют достичь. Помимо описанного эффекта рассеянного света, они дополнительно служат элементами шумопоглощения. Безусловно, решение проблемы шума — комплексная и сложная инженерная задача, но в рамках тех инструментов, которыми мы могли оперировать, это в большей степени выбор отделочных материалов. Перфорированные панели — обоснованное решение для достижения оптимального экологического комфорта.
Акцент на экологический комфорт и качество среды в плане уровня шума, освещенности, визуального комфорта — это главное в достижении эффекта связанности пространства станции метро с окружающим контекстом. Спуск в метро — это постепенное погружение из размеренного пространства парка в интенсивную и насыщенную жизнь города, одним из символов которого является московское метро.
Надеемся, в процессе реализации, удастся достичь всех заложенных в проект решений и достичь желаемого эффекта.
- Темы:
- метро |
- транспорт |
- конкурсы |
- образование