ENG
 
От первого лица

Парк пяти морей

13 Июля 2017
1 из 15
Аксонометрия
Аксонометрия
2 из 15
Схема парка
Схема парка
3 из 15
Беседка
Беседка
4 из 15
Беседка
Беседка
5 из 15
Бельведер
Бельведер
6 из 15
Бельведер
Бельведер
7 из 15
Беседка
Беседка
8 из 15
Беседка
Беседка
9 из 15
10 из 15
Спортивное ядро
Спортивное ядро
11 из 15
Спортивное ядро
Спортивное ядро
12 из 15
Детская зона
Детская зона
13 из 15
14 из 15
Детская зона
Детская зона
15 из 15
1 / 15

Увеличить

Архитекторы бюро Kleinewelt Architekten и Citizenstudio разработали оригинальную концепцию реставрации и реконструкции парка Северного речного вокзала, предложив путешествовать по нему, как по речной системе Европейской части России.

Об идеологии парка и дизайнерских решениях беседуем с партнерами обоих бюро — Николаем Переслегиным, Сергеем Переслегиным, Георгием Трофимовым, Михаилом Бейлиным и Даниилом Никишиным.

Архсовет: Расскажите о концепции. Откуда появилась идея с географической картой?

Николай Переслегин: Северный речной вокзал связан с устойчивым образом «Москвы — порта пяти морей». Столица обрела такой статус после открытия канала имени Москвы, который соединил Москву-реку с Волгой. После строительства канала «Волга-Дон» из Москвы водным путем можно было добраться до пяти морей: Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского. И мы с коллегами решили сделать этот парк маленьким путешествием.

Сергей Переслегин: Речной вокзал — уникальное место в Москве, единственные «ворота» в водный мир, в речную систему, через которую можно добраться до моря. Этот парк можно метафорически назвать приморским, так как у него есть не только речная, но и морская набережная. В целом, въезд в Москву через реку — совсем иной принцип путешествия. Все в этом парке мы хотели сделать таким неспешным, это не вокзал или аэропорт, а очень размеренное уютное место.

Николай Переслегин: И, конечно, это огромный потенциал. Для нас парк Речного вокзала — это манифест, мы хотели заявить о его уникальности и призвать всех разглядеть ее.

Михаил Бейлин: В этой работе мы для себя выделили две темы: первая — это реставрация памятника архитектуры — здания вокзала и самого парка, объекта садово-паркового искусства, где вся система дорожек является предметом охраны. А вторая — некая новая история, чтобы этот парк стал частью московской системы микротуризма. Мы выделили слой реставрации и создали слой-маршрут в виде географической карты речной системы Европейской части России.

Николай Переслегин: Для нас было принципиально важно разделить эти слои. Есть историческая сетка дорожек, где мы не трогаем даже покрытия, только выполняем проект реставрации. А на него условно накладываем географическую карту и получаем этот новый слой, объединяющий все смысловые части парка. Он представляет собой настил, и всю новую архитектуру — беседки, павильоны, бельведеры — мы расположили именно на нем.

Даниил Никишин: Эту новую историю парка мы увидели как путешествие по речной системе, и каждый ее объект имеет название города и находится ровно в том месте, где он географически расположен. Москву, например, воплощает само здание Речного вокзала. Санкт-Петербург — это большой бельведер. А дальше мы выделили крупные города, как Казань, Самара, Волгоград и более мелкие, например, Каргополь. У нас в парке также есть река Вычегда, которая представляет собой выставочный павильон, и есть спортивное ядро с хоккейным катком — это Онега. Так, приморский южный колорит в парке сочетается с северной стилистикой, отраженной в здании вокзала.

Архсовет: А в каком состоянии сегодня находится парк?

Николай Переслегин: Он выключен из жизни и, по сути, является пространственным брандмауэром между рекой и городом, а все должно быть наоборот.

Георгий Трофимов: Этот знаковый парк был построен в конце 1930-х годов, мы называем его территорией счастливого советского детства. Правда, сейчас он выглядит как лес. И само здание вокзала закрыто.

Сергей Переслегин: На территории нет никаких функций, хотя они там заложены. Мы их частично восстанавливаем, частично добавляем. Наша задача, с одной стороны, отреставрировать, сохранить парк, какой он есть, с другой стороны — внести в него что-то новое. Например, в старом парке был ресторан — мы на его месте делаем новый, называется «Волга» — в стилистике конца 1950 — начала 1960-х гг. Он будет стеклянным, с видом на реку. Это единственное место, где мы можем сделать такое строение, предметом охраны это разрешается.

Георгий Трофимов: Рядом — большая детская зона, через которую «проходит» южная система рек, здесь у нас Ростов-на-Дону и Астрахань. Мы предложили выполнить детский уголок парка в стилистике речных пароходов 1930-х. У детского клуба, например, будет длинная большая кровля, похожая на палубу.

Архсовет: Расскажите о павильонах — что еще появляется в парке?

Михаил Бейлин: У нас будет несколько типов беседок и бельведеров. Нам казалось важным открыть новое измерение этого парка — оно раньше было, когда были открыты колоннады здания вокзала. В концепции эта функция отдана бельведеру — мы расположили беседки в нескольких точках на набережной. Стилистически — это такой оммаж архитектуре вокзала, с его характерными арочными окнами и проемами. Беседки будут легкими, деревянными, на одного или несколько человек. Колоннада спортивного ядра — тоже аркада, характерная для стилистики 1930-х годов, она открытая и сзади есть закрытая часть с тренажерным залом, хранением и прочим.

Архсовет: А что будет с причальной зоной?

Даниил Никишин: Зона причала, так же как и партерная часть, которая должна проектироваться вместе с вокзалом, к сожалению, пока выключена из территории парка. Единственное, мы предлагаем в концепции открыть лестницы со стороны парка к набережной и убрать существующий забор.

Архсовет: Как вы разделили работу между двумя бюро?

Сергей Переслегин: Общую идеологию, конценцепцию, проекта и общий генплан мы придумали вместе. А когда очередь дошла до объектов в парке мы решили поделить территорию на две части: у Kleinewelt Architekten — южная, где располагаются ресторан и большое детское ядро, у Citizenstudio — северная, с выставочным залом и хоккейной коробкой, а также беседки, разбросанные по всему парку. Мы пытались найти компромисс между исторической архитектурой парка, самого вокзала и современностью. У нас больше стилистики 1960-х годов, у Citizenstudio — 1930-х, потому что в парке присутствовали постройки обоих периодов.

Мы считаем, что «Парк пяти морей» с его особой драматургией станет одной из самых притягательных точек на карте города.

 

О парке:

Парк Северного речного вокзала был разбит в 1936-1938 годах, одновременно со строительством самого вокзала в 1937году. Открытие вокзала и парка было приурочено к запуску единой водной системы каналов, рек, шлюзов, водохранилищ, озёр и морей. С открытием Северного речного Вокзала связан эпитет: Москва — Порт пяти морей — Белого, Балтийского, Чёрного, Азовского и Каспийского моря.

Парк является памятником садово-паркового искусства советского периода — это уникальное место, пронизанное историей советской Москвы.

 

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

Kleinewelt Architekten:

Николай Переслегин, архитектор, партнер бюро

Сергей Переслегин, архитектор, партнер бюро

Георгий Трофимов, архитектор, партнер бюро

Дарья Минеева, архитектор, ГАП

Мари Миндиашвили, архитектор

 

Citizenstudio / Горожане:

Михаил Бейлин,

Даниил Никишин


Изображения: Kleinewelt Architekten, Citizenstudio


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.