Ольга Хохлова – о новых проектах Wowhaus на Москве-реке
Бюро Wowhaus спроектировало в Москве самые популярные общественные пространства «нового формата», точно рассчитав запрос огромной аудитории их молодых и прогрессивных пользователей. Новая инфраструктура Парка Горького, Крымской и Воробьевской набережных, Сада Баумана, пространство института «Стрелка» — стали примерами того, какой может быть «лояльная» к человеку современная городская среда. Архитектор бюро Ольга Хохлова рассказала, какие еще набережные по проектам Wowhaus вскоре появятся на Москве-реке.
— Wowhaus — авторы проектов ряда популярных сегодня общественных пространств Москвы принципиально нового формата. Что вообще нужно, чтобы проектировать «лояльную» к человеку среду?
— Прежде всего, нужно понять, зачем людям находиться в том или ином пространстве. Мало сделать приятное, красивое место — если оно ненужно людям, они там и не появятся. Поэтому в своих работах мы заняли междисциплинарный подход, мы тут Америку не открываем, но по-другому никак: мы проводим социологические исследования, привлекаем на подряд специалистов, проводим исследования по сервисам, пользователям, целевым аудиториям. Есть, конечно, и ограничения по бюджету, и пожеланиям заказчика, и все это в совокупности позволяет сделать проект, который нужен людям — а чем больше таких людей, тем проект более лоялен городу.
— Что, на Ваш взгляд, влияет на популярность новых общественных пространств у жителей города и коммерческую эффективность инфраструктуры?
— Изначально это было интуитивно, со временем мы стали понимать, что лучше работает, что хуже, сами заказчики тоже стали ориентироваться. Среди москвичей набрали популярность новые виды активностей — всевозможные рынки еды, какие-то необычные лекции, кино под открытым небом.... Со всех сторон идет движение по поиску новых форм досуга, притом, что есть какой-то базовый набор услуг, который необходим практически везде. Вопрос заключается в том, кто будет управленцем, оператором этих услуг, и тут идет процесс постоянного поиска, проб и ошибок.
— Ряд ваших объектов — например, Оливковый пляж в Парке Горького, носит временный характер. Это ведь тоже такой инструмент исследования общественного запроса?
— Да, в случае с Оливковым пляжем, действительно, была задача сделать быстро, и мы исходили из того, что нужна какая-то интервенция, «быстрая победа», которая может запустить это место, поменять его облик и атмосферу и, соответственно, людей. В городах типа Нью-Йорка или Лондона стал уже обязательным такой порядок действий, когда находится какая-то городская точка и туда приходит группа экспертов, делается что-то временное, а дальше смотрят — сработает или нет. Жизнь покажет, возможно, если необходимо, чтобы это осталось еще лет на 10 — это можно поменять на более капитальное.
В случае с пляжем в Парке Горького — это было такое интуитивное понимание того, что нужно для формирования среды, которая позволит людям чувствовать себя расслабленными, ощущения, что любой человек может туда прийти. Хотя, конечно, в этом есть и определенное лукавство — аудитория парка поначалу резко изменилась и стала лояльна к молодежи, к такому креативному классу, но дискомфортна по отношению к пожилым людям или семьям за 40.
— Это был недорасчет менеджмента или целенаправленная политика?
— С одной стороны, было пожелание в целом поменять аудиторию парка на более молодую и прогрессивную — именно она создавала запрос и была двигателем появления в Москве вот таких общественных пространств. Но впоследствии их начали осваивать и остальные люди, и мы видим, например, что в том же Парке Горького сейчас — абсолютно смешанная аудитория, парк стал лояльным ко всем.
— А если это коммерческий проект, как сделать общественное пространство приемлемыми и для жителей строящегося квартала, и для горожан? Одним нужна тишина, другим — движение....
— Для «Донстроя» в проекте жилого квартала «Сердце столицы» мы недавно делали концепцию благоустройства, грубо говоря, мы проектировали все, что «между домами». Сам квартал полузакрытый, но та часть, что выходит к набережной — будет общегородской. Сейчас мы создаем для них такой пул операторов кафе, активностей. На закрытой дворовой территории, конечно, будут совсем другие сервисы, другое ценообразование и другие операторы. Мы постарались сделать набережную максимально равномерно загруженной и летом, и зимой. Летом это пляжные виды спорта, разнообразное благоустройство, то, которое интересно людям посещать не один раз, потому что в основном им будут пользоваться жители квартала. И активности разные, для разных возрастов — мы понимаем, что утром — это пробежки, прогулки с собаками, родители с детьми, вечером — это другой тип досуга.
— Набережная остается прежней, высокой, с ограждением?
— Как раз в том месте — ранее тут были склады песка и других составляющих для производства бетона — набережная оказалась не укреплена и сохранила свой живописный характер, даже деревья на берегу, как в Серебряном бору. По озеленению мы усиливаем этот природный характер, предлагаем даже высадить рощи, в общем, создать природную, но в то же время безопасную среду.
— А как с доступностью набережной для горожан?
— От Сити до нее ехать всего 10-15 минут. В принципе,в планах города сейчас этот кусок от Сити до Шелепихи сделать доступным и для автомобилей, и для велосипедистов и пешеходов, так что можно будет беспрепятственно добраться от «Киевской» до метро «Шелепиха». Квартал «Сердце столицы» очень большой и сразу поменяет характер этого пространства.
— Недавно стало известно, что вы победили в конкурсе на концепцию набережной в квартале «Ривер парк». Какого характера набережная будет там?
— Мы туда съездили несколько раз и поняли, что, конечно, здесь очень важно сохранить загородный дух места. С одной стороны, это очень близко к центру — без пробок по проспекту Андропова минут 10, а с другой стороны, там утки, камыши, заводи, шлюзы чуть дальше, люди жарят шашлыки на берегу, т.е. это абсолютно загородная жизнь. Что важно — это затон, т.е. не в русле реки, и вода спокойная, тихая, даже Коломенское по сравнению с этим смотрится загруженным городским центром. Вводными для нас были также парусная школа и яхт-клуб и достаточно низкий бюджет. Соответственно, какие-то сложные конструкции, павильоны, мощения — это сразу не проходило.
Сам квартал сделан блоками, с поднятым внутренним двором и нет никакого ограждения — т.е. любой человек может там гулять. Сейчас все тяготеют к проспекту Андропова, к метро, что понятно — территория бывшего судостроительного завода (на которой возводится квартал "Ривер Парк" — ред.) занимает гигантский кусок, и если это будет открыто — ситуация перевернется и набережная, по сути, станет центром всего этого района. Плюс рядом начинается стройка гигантского парка развлечений DreamWorks, который, несомненно, повлияет на загруженность этой территории.
Набережная в квартале — узкая длинная полоска — и мы решили сделать тут несколько форматов движения, несколько сценариев. Один — это такой променад, конечной точкой которого является маяк, который стоит на углу.
— Откуда родилась идея с маяком?
— Придя на место, мы поняли, что если идти по Москве-реке с юга, то это первая точка, которая в створе мыса видна как начало Москвы. Потому что до этого там идет гигантская территория Коломенского, а также районы, не контактирующие с водой пока что, а "Ривер Парк" будет стоять прямо на воде и здесь будет классная набережная. Мы поняли, что хочется обозначить это место маяком.
В принципе, если посмотреть на Москву-реку ночью, то там, действительно, выделяются подобные яркие точки светимости, «маяки», к которым тяготеют активности — где-то это просто жилой квартал, как «Алые паруса», где-то будущее Зарядье. В "Ривер Парке" мы это обыграли буквально — здесь будет организован путь движения до маяка и дальше насквозь квартала — к недавно возведенному храму. В принципе, это путь от одной остановки общественного транспорта до другой.
— А что интересного появится для жителей квартала?
— Для жителей, которые каждый день будут использовать эту территорию, такой променад, конечно, менее интересен, им важнее контакт с водой. Т.е. у них идут поперечные связи — они выходят из дома, идут на воду — тут рыбалка, возможность просто посидеть у воды, прокат лодок, парусный спорт, яхт-клуб. Все это диктовало и выбор архитектурных средств, тип покрытий — это все водопроницаемые материалы. Также учитывая ограничения по бюджету, мы предложили использовать давно забытые в Москве породы деревьев — ольху, вяз, рябину.
— Давайте поговорим про Лужники. Сейчас там высокая гранитная набережная — часть сложившего ансамбля 1950-х. Что планируется там?
— Вот здесь как раз проект про начинку, про контент, т.е. действительно, там ничего нельзя поменять и не хочется, честно говоря. Лужники как имели ассоциации с советским спортом, так и остаются таким спортивным сердцем города. Мы привлекали консультантов по спорту, прописали порядка 19-ти сценариев для разных типов целевой аудитории, и, исходя из них, у нас получились такие точки притяжения — возле метро «Воробьевы горы», на въезде с Саввинской набережной, около Престижной аллеи и другие, где сосредоточен базовый набор функций — душевые, туалеты, прокат, камеры хранения и питание.
Кроме того, нам нужно было поменять профиль набережной, сделать более привлекательными зеленые насаждения: к примеру,мы предложили, как можно с помощью ландшафтного дизайна обыграть «зеленые карманы», чтобы они стали максимально использоваться. Потом мы сделали жесткое зонирование —кто где бегает, кто где ходит.... Мы закрываем две полосы из имеющихся четырех, ширина позволяет разместить по две дорожки — туда и обратно — одну для велосипедистов, вторую для роликов, третью для бегунов.
— А еще вы что-то проектируете для Казани....
— Да, в Казани мы разрабатывали концепцию благоустройства Лядского сада и парка Черное озеро. Лядской садик совсем небольшой, там мы такими минимальными средствами облагораживаем то, что уже есть — классический сквер с традиционной планировкой, такой овальный, с фонтанчиком посередине. Мы здесь работаем с местными реставраторами. Парк Черное озеро, напротив, очень длинный сквер-бульвар. Функции, которые мы там размещаем, достаточно традиционны — ресторан, детская площадка, прокат спортивного оборудования, небольшой коворкинг и прочее. Казань —прогрессивный город и у них все это уже есть, к тому жео ни открыты ко всему новому. Думаю, все получится. Парки, кстати, должны открыться уже в следующем году.
- Темы:
- Москва-река |
- набережные |
- конкурсы |
- общественные пространства |
- промзоны