ENG
 
Открытый город 2019 — внутренние
От первого лица

Юрий Милевский: Общественное пространство – это не улица и не бульвар, это сообщество

09 Сентября 2019

Юрий Милевский, управляющий партнер проектно-консалтинговой компании «Новая Земля» рассказал порталу «Архсовет Москвы», что такое общественное пространство в современном понимании, и чего на самом деле хотят горожане.

Прежде чем рассуждать об эффективности и разновидностях общественных пространств, необходимо разобраться в терминологии. Понятие «общественное пространство» используется для определения всего, что отделяет нас от дома и работы. Это не совсем верно. Исторически городское общественное пространство являлось местом встреч городского сообщества, где его представители несмотря на разные взгляды находили способ сотрудничества и коммуникации. Будучи эпицентром общественной жизни функционирование общественного пространства было одновременно связанно и с вопросами органи­зации жизни города, и того, кто может находиться в таком пространстве. Другими словами, идеальное общественное пространство доступно для каждого представителя городского сообщества, где каждый может выстроить коммуникацию с каждым и, таким образом, принять участие в его организации и непрерывном развитии.   Это не улица и не бульвар, это сообщество. Общественным пространством может стать даже кладбище. Например, Пер-Лашез в Париже, где, помимо скорбящих по безвременно ушедшим, собираются музыканты и гуляют молодые мамы с колясками. То есть жизнь, смерть, счастье, печаль – все смешивается, но никто не чувствует дискомфорта, и все участники этого сообщества находят баланс и общий язык между собой.

Что касается Москвы, относительным примером может быть Чистопрудный бульвар, где собирается молодежь, уличные музыканты, жители района. Такое пространство постоянно находится в процессе становления, эволюционирует, обретает новые смыслы и функции.

Говоря же о парках, скверах, набережных, улицах, создаваемых или благоустраиваемых по инициативе государства, города или коммерческой организации, мы имеем в виду, как правило, достаточно конкретный функционал  - что-то, что не относится к нашему дому или работе, но и не является общественным пространством. Это прежде всего инструмент для решения какой-то определенной задачи или достижения определенной цели: реализации имиджевых проектов, развития городской экономики, привлечения туристов, решения образовательной, культурной или экологической задачи. Создание пространств с такими четко определенными функциями часто становится одним из ключевых факторов  развития городской экономики.

Поэтому и об эффективности или неэффективности такого пространства нужно говорить исходя именно из цели его создания. Это довольно просто: если в новый парк никто не ходит, а на торговой улице никто не торгует, значит пространство неэффективно и необходимо что-то менять.

Я считаю, что для создания комфортной городской среды нужно стремиться к симбиозу этих двух понятий. Помимо архитектурного и градостроительного должно вестись и социально-культурное проектирование. Инициатива может исходить от государства, города или представителей бизнеса, но при этом управление и развитие этого пространства происходит в постоянном сотрудничестве с городским сообществом.. В таком случае это пространство не устареет никогда. (Например, при разработке проекта реконструкции центрального парка в городе Новотроицк мы провели круглый стол с представителями заказчика, городской администрации, местного бизнеса и городских сообществ. В нашем онлайн-опросе приняли участие более 6 тыс. жителей города. Все это помогло нам понять их ожидания и потребности и на основании этого создать проект реконструкции.)

Важно помнить, что работа экспертов не заканчивается на вводе объекта в эксплуатацию. Она длится до тех пор, пока сами жители не научатся им управлять. Так, при парке им. Н. А. Никитина в Железногорске мы планируем создать фонд в дирекцию которого войдут все участники «жизни» этого пространства – представители бизнеса, власти, инвестора, а также ключевые представители городского сообщества. Именно они, как нам кажется, должны заниматься культурно-событийным и коммерческим наполнением парка. Важно помнить, что для небольших городов такие пространства не просто выполняют функцию рекреации или решают задачу имиджа, но  помогают местным жителям развиваться вместе с этими объектами, находить новые смыслы и видеть перспективы в родном городе.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.