Юрий Милевский: Общественное пространство – это не улица и не бульвар, это сообщество
Юрий Милевский, управляющий партнер проектно-консалтинговой компании «Новая Земля» рассказал порталу «Архсовет Москвы», что такое общественное пространство в современном понимании, и чего на самом деле хотят горожане.
Прежде чем рассуждать об эффективности и разновидностях общественных пространств, необходимо разобраться в терминологии. Понятие «общественное пространство» используется для определения всего, что отделяет нас от дома и работы. Это не совсем верно. Исторически городское общественное пространство являлось местом встреч городского сообщества, где его представители несмотря на разные взгляды находили способ сотрудничества и коммуникации. Будучи эпицентром общественной жизни функционирование общественного пространства было одновременно связанно и с вопросами организации жизни города, и того, кто может находиться в таком пространстве. Другими словами, идеальное общественное пространство доступно для каждого представителя городского сообщества, где каждый может выстроить коммуникацию с каждым и, таким образом, принять участие в его организации и непрерывном развитии. Это не улица и не бульвар, это сообщество. Общественным пространством может стать даже кладбище. Например, Пер-Лашез в Париже, где, помимо скорбящих по безвременно ушедшим, собираются музыканты и гуляют молодые мамы с колясками. То есть жизнь, смерть, счастье, печаль – все смешивается, но никто не чувствует дискомфорта, и все участники этого сообщества находят баланс и общий язык между собой.
Что касается Москвы, относительным примером может быть Чистопрудный бульвар, где собирается молодежь, уличные музыканты, жители района. Такое пространство постоянно находится в процессе становления, эволюционирует, обретает новые смыслы и функции.
Говоря же о парках, скверах, набережных, улицах, создаваемых или благоустраиваемых по инициативе государства, города или коммерческой организации, мы имеем в виду, как правило, достаточно конкретный функционал - что-то, что не относится к нашему дому или работе, но и не является общественным пространством. Это прежде всего инструмент для решения какой-то определенной задачи или достижения определенной цели: реализации имиджевых проектов, развития городской экономики, привлечения туристов, решения образовательной, культурной или экологической задачи. Создание пространств с такими четко определенными функциями часто становится одним из ключевых факторов развития городской экономики.
Поэтому и об эффективности или неэффективности такого пространства нужно говорить исходя именно из цели его создания. Это довольно просто: если в новый парк никто не ходит, а на торговой улице никто не торгует, значит пространство неэффективно и необходимо что-то менять.
Я считаю, что для создания комфортной городской среды нужно стремиться к симбиозу этих двух понятий. Помимо архитектурного и градостроительного должно вестись и социально-культурное проектирование. Инициатива может исходить от государства, города или представителей бизнеса, но при этом управление и развитие этого пространства происходит в постоянном сотрудничестве с городским сообществом.. В таком случае это пространство не устареет никогда. (Например, при разработке проекта реконструкции центрального парка в городе Новотроицк мы провели круглый стол с представителями заказчика, городской администрации, местного бизнеса и городских сообществ. В нашем онлайн-опросе приняли участие более 6 тыс. жителей города. Все это помогло нам понять их ожидания и потребности и на основании этого создать проект реконструкции.)
Важно помнить, что работа экспертов не заканчивается на вводе объекта в эксплуатацию. Она длится до тех пор, пока сами жители не научатся им управлять. Так, при парке им. Н. А. Никитина в Железногорске мы планируем создать фонд в дирекцию которого войдут все участники «жизни» этого пространства – представители бизнеса, власти, инвестора, а также ключевые представители городского сообщества. Именно они, как нам кажется, должны заниматься культурно-событийным и коммерческим наполнением парка. Важно помнить, что для небольших городов такие пространства не просто выполняют функцию рекреации или решают задачу имиджа, но помогают местным жителям развиваться вместе с этими объектами, находить новые смыслы и видеть перспективы в родном городе.