Новый градостроительный план определит развитие Южно-Сахалинска на ближайшие 20 лет
В июле Институт Генплана Москвы выиграл конкурс «Создание системы градостроительного планирования, обеспечивающей эффективное использование и устойчивое развитие территории городского округа город Южно-Сахалинск». Руководитель Архитектурно-планировочного объединения территориального развития Александр Котенков рассказал о команде проекта, специфике города и задачах, которые стоят перед разработчиками.
Документы, которые предстоит разработать и согласовать, определят развитие одного из самых интересных городов и регионов страны на ближайшие 20 лет с учетом национальных целей. Поэтому для достижения наилучших результатов также предполагается привлекать к работе отраслевых специалистов других организаций и представителей местного экспертного сообщества.
Согласно условиям конкурса на разработку всего пакета документов отводится чуть более двух лет. По итогам работы будут организованы публичные слушания для обсуждения ее результатов с жителями Южно-Сахалинска.
— Чем для вас лично интересен этот проект?
— Мне интересен любой новый проект, новые территории, города: в этом есть доля профессионального азарта. Кроме того, это возможность поддерживать уровень профессиональных компетенций всего коллектива.
— Успели ли уже посмотреть предыдущий генплан города? Что в нем устарело и почему его нужно менять?
— Предыдущий генплан города актуализировался в начале прошлого года, говорить о том, что он устарел, не очень уместно. Гораздо важнее в новой для нас задаче, что помимо генплана и правил землепользования и застройки (ПЗЗ) мы будем разрабатывать и концепцию пространственного развития. Это значит, что от нас ждут не просто формального подхода, а свежего взгляда на развитие территории.
— Какие работы Институт ранее выполнял для Южно-Сахалинска? В чем их принципиальное отличие от того, с чем нам предстоит работать в рамках создания генплана? Как предыдущие разработки помогут нам?
— Институт ранее разрабатывал проекты планировки и межевания отдельных территорий города, но генплан — это работа другого масштаба. Здесь больше объемы данных, более глобальные задачи. Но, безусловно, опыт выполнения отдельных проектов в городе будет полезен. Даже при разработке решений для отдельного района анализируется и его место в общей структуре города, и связи с другими районами, поэтому с Южно-Сахалинском наша команда уже знакома.
— Расскажите немного о команде проекта. Как вы подбирали людей для такой ответственной задачи?
— Изначально предложение по команде выдвинул директор Института. За концептуальную составляющую будут отвечать Григорий Мустафин и Ирина Корбел. Также в работе примут активнейшее участие Захар Шуклин и Максим Викулин, который ранее принимал участие в реализации проектов планировки и межевания в Южно-Сахалинске. У всех этих специалистов огромный опыт территориального планирования в проектах таких городов как Казань, Севастополь, Уфа, Воронеж. У нас получилась молодая, при этом опытная и очень амбициозная команда.
В Институте также сложилось понимание, какие специалисты смежных подразделений лучше всего встроятся в этот проект. Уверен, с таким коллективом и при активном участии директора мы предложим Южно-Сахалинску действительно рабочие документы, благодаря которым определится развитие города на десятилетия.
— Что дает моделирование? Будут ли при разработке генплана города применяться инновационные методики обследования территории и аналитики?
— Моделирование дает нам возможность проверить гипотезы до начала реализации проекта. Для этого используются программы и специальные алгоритмы, имитирующие транспортные потоки и пассажиропотоки, позволяющие оценить нагрузку на все системы города. Ведь даже небольшая ошибка при проектировании, к примеру, перекрестка может привести к заторам, а значит, и проблемам с экологией, доступностью объектов инфраструктуры и т. д.
Помимо моделирования у нас есть наработанный алгоритм анализа территории, в который входит изучение территории при помощи коптеров, анализ данных камер дорожного наблюдения, социальных опросов в различных форматах и, конечно, данные сотовых операторов. Анонимные данные сотовых операторов дают реальную картину о передвижении людей: на какие транспортные магистрали наибольшая нагрузка в утренние/вечерние часы пик, где люди фактически живут, работают, где предпочитают отдыхать.
Мы выявляем, в каких районах есть дисбаланс по расселению и местам приложения труда, где возникают пробки от ежедневного маятникового передвижения населения. На основе этих данных мы даем предложения по перераспределению функций в городе, стараемся сократить время пребывания жителей в пути. И даже если мы в среднем сэкономим для них 5–7 минут, то это уже успех.
— Будете ли привлекать представителей местного сообщества? Как вы планируете взаимодействовать с ними?
— Архитектурно-планировочное объединение территориального развития имеет уже довольно большой опыт работы в регионах — и мы стараемся всегда привлекать местных экспертов, архитекторов и проектные организации. Мы сами тщательно изучаем город перед началом работы, но мнение специалистов, которые живут на этой территории, для нас особо ценно.
— Какие районы города, центры притяжения в приоритете? В чем фактура города и как вы планируете с ней работать? Чем отличается Южно-Сахалинск от других городов полуострова и других портовых городов?
— Около 40 лет город находился в составе Японии. Из этого периода Южно-Сахалинску по наследству досталась довольно четкая квартальная структура, которую мы будем сохранять, уточнять и оптимизировать. Есть определенная специфика, связанная с тем, что это большой транспортный хаб.
Но у администрации города есть инициатива по развитию туристического потенциала города: в последнее время увеличился приток туристов из Японии. Мы же хотим сделать Южно-Сахалинск более привлекательным и для внутреннего туризма.
На данный момент в городе есть территория опережающего развития «Горный воздух», в которой предусматривается туристический кластер. Но чтобы город стал по-настоящему привлекательным для туристов, необходимо развивать сопутствующую функцию, гостиничное обслуживание.
Другая задача: повысить привлекательность города для постоянного проживания. На данный момент Южно-Сахалинску приходится бороться не только за сохранение населения, но и за вахтовиков, которые приезжают на несколько лет, но не остаются в городе. В рамках решения этой задачи будем предлагать реновировать сложившуюся застройку, а также предложим новые площадки под современную, комплексную застройку, чтобы создать комфортную городскую среду со всей необходимой качественной инфраструктурой для проживания, работы, семьи и досуга.
— Что для вас критерий успеха при такой масштабной работе?
— При любой работе критерий успеха для меня всегда один — утвержденный проект. Это значит, что он прошел все стадии согласований, мы нашли компромиссы, согласовали наши решения с жителями и властью. Это лучшая оценка нашей работы.
- Темы:
- Южно-Сахалинск |
- Генплан