ENG
 
От первого лица

Новый градостроительный план определит развитие Южно-Сахалинска на ближайшие 20 лет

04 Августа 2020

В июле Институт Генплана Москвы выиграл конкурс «Создание системы градостроительного планирования, обеспечивающей эффективное использование и устойчивое развитие территории городского округа город Южно-Сахалинск». Руководитель Архитектурно-планировочного объединения территориального развития Александр Котенков рассказал о команде проекта, специфике города и задачах, которые стоят перед разработчиками.

Документы, которые предстоит разработать и согласовать, определят развитие одного из самых интересных городов и регионов страны на ближайшие 20 лет с учетом национальных целей. Поэтому для достижения наилучших результатов также предполагается привлекать к работе отраслевых специалистов других организаций и представителей местного экспертного сообщества.

Согласно условиям конкурса на разработку всего пакета документов отводится чуть более двух лет. По итогам работы будут организованы публичные слушания для обсуждения ее результатов с жителями Южно-Сахалинска.

Чем для вас лично интересен этот проект?

— Мне интересен любой новый проект, новые территории, города: в этом есть доля профессионального азарта. Кроме того, это возможность поддерживать уровень профессиональных компетенций всего коллектива.

Успели ли уже посмотреть предыдущий генплан города? Что в нем устарело и почему его нужно менять?

— Предыдущий генплан города актуализировался в начале прошлого года, говорить о том, что он устарел, не очень уместно. Гораздо важнее в новой для нас задаче, что помимо генплана и правил землепользования и застройки (ПЗЗ) мы будем разрабатывать и концепцию пространственного развития. Это значит, что от нас ждут не просто формального подхода, а свежего взгляда на развитие территории.

Какие работы Институт ранее выполнял для Южно-Сахалинска? В чем их принципиальное отличие от того, с чем нам предстоит работать в рамках создания генплана? Как предыдущие разработки помогут нам?

— Институт ранее разрабатывал проекты планировки и межевания отдельных территорий города, но генплан — это работа другого масштаба. Здесь больше объемы данных, более глобальные задачи. Но, безусловно, опыт выполнения отдельных проектов в городе будет полезен. Даже при разработке решений для отдельного района анализируется и его место в общей структуре города, и связи с другими районами, поэтому с Южно-Сахалинском наша команда уже знакома.

Расскажите немного о команде проекта. Как вы подбирали людей для такой ответственной задачи?

— Изначально предложение по команде выдвинул директор Института. За концептуальную составляющую будут отвечать Григорий Мустафин и Ирина Корбел. Также в работе примут активнейшее участие Захар Шуклин и Максим Викулин, который ранее принимал участие в реализации проектов планировки и межевания в Южно-Сахалинске. У всех этих специалистов огромный опыт территориального планирования в проектах таких городов как Казань, Севастополь, Уфа, Воронеж. У нас получилась молодая, при этом опытная и очень амбициозная команда.

В Институте также сложилось понимание, какие специалисты смежных подразделений лучше всего встроятся в этот проект. Уверен, с таким коллективом и при активном участии директора мы предложим Южно-Сахалинску действительно рабочие документы, благодаря которым определится развитие города на десятилетия.

Что дает моделирование? Будут ли при разработке генплана города применяться инновационные методики обследования территории и аналитики?

— Моделирование дает нам возможность проверить гипотезы до начала реализации проекта. Для этого используются программы и специальные алгоритмы, имитирующие транспортные потоки и пассажиропотоки, позволяющие оценить нагрузку на все системы города. Ведь даже небольшая ошибка при проектировании, к примеру, перекрестка может привести к заторам, а значит, и проблемам с экологией, доступностью объектов инфраструктуры и т. д.

Помимо моделирования у нас есть наработанный алгоритм анализа территории, в который входит изучение территории при помощи коптеров, анализ данных камер дорожного наблюдения, социальных опросов в различных форматах и, конечно, данные сотовых операторов. Анонимные данные сотовых операторов дают реальную картину о передвижении людей: на какие транспортные магистрали наибольшая нагрузка в утренние/вечерние часы пик, где люди фактически живут, работают, где предпочитают отдыхать.

Мы выявляем, в каких районах есть дисбаланс по расселению и местам приложения труда, где возникают пробки от ежедневного маятникового передвижения населения. На основе этих данных мы даем предложения по перераспределению функций в городе, стараемся сократить время пребывания жителей в пути. И даже если мы в среднем сэкономим для них 5–7 минут, то это уже успех.

Будете ли привлекать представителей местного сообщества? Как вы планируете взаимодействовать с ними?

— Архитектурно-планировочное объединение территориального развития имеет уже довольно большой опыт работы в регионах — и мы стараемся  всегда привлекать местных экспертов, архитекторов и проектные организации. Мы сами тщательно изучаем город перед началом работы, но мнение специалистов, которые живут на этой территории, для нас особо ценно.

Какие районы города, центры притяжения в приоритете? В чем фактура города и как вы планируете с ней работать? Чем отличается Южно-Сахалинск от других городов полуострова и других портовых городов?

— Около 40 лет город находился в составе Японии. Из этого периода Южно-Сахалинску по наследству досталась довольно четкая квартальная структура, которую мы будем сохранять, уточнять и оптимизировать. Есть определенная специфика, связанная с тем, что это большой транспортный хаб.

Но у администрации города есть инициатива по развитию туристического потенциала города: в последнее время увеличился приток туристов из Японии. Мы же хотим сделать Южно-Сахалинск более привлекательным и для внутреннего туризма.

На данный момент в городе есть территория опережающего развития «Горный воздух», в которой предусматривается туристический кластер. Но чтобы город стал по-настоящему привлекательным для туристов, необходимо развивать сопутствующую функцию, гостиничное обслуживание.

Другая задача: повысить привлекательность города для постоянного проживания. На данный момент Южно-Сахалинску приходится бороться не только за сохранение населения, но и за вахтовиков, которые приезжают на несколько лет, но не остаются в городе. В рамках решения этой задачи будем предлагать реновировать сложившуюся застройку, а также предложим новые площадки под современную, комплексную застройку, чтобы создать комфортную городскую среду со всей необходимой качественной инфраструктурой для проживания, работы, семьи и досуга.

Что для вас критерий успеха при такой масштабной работе?

— При любой работе критерий успеха для меня всегда один — утвержденный проект. Это значит, что он прошел все стадии согласований, мы нашли компромиссы, согласовали наши решения с жителями и властью. Это лучшая оценка нашей работы.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.