ENG
 
От первого лица

Никита Выходцев — о новом квартале в Альметьевске

05 Июля 2021
1 из 7
2 из 7
3 из 7
4 из 7
5 из 7
6 из 7
7 из 7
1 / 7

Увеличить

Альметьевск — пример того, как развитие качества городской среды становится частью социальной политики по улучшению качества жизни. Новый квартал Татнефть, созданный по проекту Мастерской «Арканика», включает в себя Общественный центр «Альмет», новое городское общественное пространство с несколькими функциональными зонами и современные офисные здания Штаб-квартиры компании.

Сегодня это самое популярное место в городе и, по словам его автора, архитектора Никиты Выходцева, теперь за уличной жизнью в Квартале ему наблюдать не менее интересно, чем за тусовкой в Сингапуре.

— Каким должно быть место, чтобы люди почувствовали его своим? Что вы закладывали в сценарии изначально? А что не закладывали - а оно случилось?

Чтобы люди почувствовали место «своим», должны соблюдаться 5 основных принципов: идентичность, разнообразие, комфорт, экологичность и безопасность. Звучит обобщенно, но эти характеристики заложены во все успешно функционирующие объекты и это работает как для небольших павильонов, так и для масштабных общественных пространств. Еще одна важная особенность, которую мы всегда учитываем на этапе концепции – journey map, путь, который пройдет гость или сотрудник пространства. Такая матрица функциональных связей позволяет зонировать объект по разным группам пользователей и избежать логических ошибок.

Сценарии использования Общественного центра претерпели множество изменений в ходе реализации. Там, где сейчас расположено пространство для временных экспозиций, изначально планировался музей, посвященный нефтедобыче в Альметьевске, — в ходе разработки РД заказчик решил отказаться от этой функции. В ресторане после выбора арендатора и уточнения его технологических требований появилась дровяная печь и терраса на кровле, а следом за террасой добавился дополнительный лифт. К счастью, повторная экспертиза и разработка специальных технических условий позволила легализовать трансформации объекта.

— Скажите, а какую задачу перед вами ставил заказчик, какой был запрос? Учитывалось ли мнение жителей?

Запрос заказчика состоял в создании точки притяжения для горожан на месте здания в аварийном состоянии. Был определен набор функций, которые задали направление концепции. Облик согласовывался на публичных слушаниях, а название общественного центра выбрано путем голосования из вариантов, предложенных самими жителями.

— Реконструкция — это всегда большая ответственность. Вы изменили до неузнаваемости уже привычное горожанам здание старого универмага. Какие новшества с архитектурной точки зрения были привнесены, а что удалось сохранить?

Кардинально поменялся не только облик, но и характеристики объекта. Вместо 2 этажей стало 5, вместо торговой функции – общественная и образовательная. К сожалению, еще до разработки концепции, обследования показали, что здание в плачевном состоянии, поэтому от первоначального объекта сохранились лишь несущие конструкции. Они задали основные ограничения – конструктивную сетку и высоту этажа.

Если говорить про архитектурные «новшества», сразу же хочется рассказать о фасаде здания. Наши архитекторы и конструкторы проделали колоссальную работу по разработке основного и фальшфасадов, его несущей конструкции, модульности и паттерна с учетом возможности производства.

Применено много адаптивных решений. Например, трансформирующиеся перегородки в языковой школе или складывающаяся гребенка в зрительном зале.

В интерьере много индивидуальных решений, спроектированных именно для этого объекта. Программируемый светильник с динамической подсветкой в вестибюле, дизайн стоек ресепшн или авторская роспись стены, навигационные лайтбоксы – каждый элемент создан, чтобы дополнить впечатление от здания, создать насыщенную, инклюзивную среду для гостей и сотрудников здания.

— В проекте очень многое перекликается с культурой и историей Татарстана. Расскажите об этом немного подробнее.

Наша задача была создать такой объект, который совместит традиции и культурные ценности, с одной стороны, а с другой – задаст городу вектор развития, станет местом, где объединяется искусство и наука. Здесь одновременно находятся и концертный зал, и научно-техническая выставка, и языковая школа.

Если говорить про культуру и традиции Татарстана, то одним из его ярких символов стала скульптура «Каракуз» авторства Даши Намдакова, основанная на мифе о девушке-воительнице, это один из ключевых элементов композиции благоустройства квартала. В тоже время, в архитектуре мы старались оперировать образами и метафорами, а не прямолинейными отсылками, воздействовать на ощущения посетителей. Паттерн перфорированного фасада Общественного центра «Алмет» вдохновлен рисунком среза нефтеносных пластов региона. Его название отсылает к названию деревни, предшествовавшей городу, а в ландшафте квартала применены исключительно местные растения и используется образ холмистых лугов Татарстана.

Внимание к идентичности места проявлено даже в проекте навигации: как в самом здании, так и на территории квартала мы специально продублировали все надписи на русском, татарском и английском языках.

— Сейчас лето, все на улице. Какие прогнозы по зиме, люди переместятся в Общественный центр?

Как показывает практика, Общественный центр — всесезонное пространство, и летом тут можно скрыться от зноя (в Альметьевске +30), так же как зимой — от холода. Не думаю, что к зиме количество посетителей резко возрастет. Однако, мы рассчитываем, что число посетителей увеличится после запуска многофункционального зала.

— Есть ли спрос на рестораны и точки питания в общественном центре, как определяли формат по ним?

Спрос есть, причем очень высокий. Мы исходили из того, что кофейня на первом этаже объединит интерьер здания с площадью и привлечет часть посетителей в сам центр на остальные площадки. На последнем этаже, около многофункционального зала, расположен ресторан с летней верандой на кровле. Предполагалось, что после концерта или мероприятия можно будет остаться и поужинать, обсудить прошедшее выступление. Так как в городе немного ресторанов, оба заведения пользуются спросом на протяжении всего дня.

— Сколько машиномест под общественным пространством? Не было ли тут конфликта интересов?

Подземная парковка рассчитана на 230 машиномест. Конфликта интересов не было, но то, что проект был разработан другой компанией вызвало ряд «нестыковок». Он не предусматривает выход в здания общественного центра или штаб-квартиру, что могло существенно упростить логистику всей территории. Помимо этого, возникли сложности с постаментом скульптуры, установленной на «крыше» паркинга, и выбором типов растений из-за ограниченной глубины почвенного слоя. К счастью, в проекте благоустройства нам удалось обыграть эти нюансы, а павильон парковки, рампу и инженерные выпуски интегрировать в архитектурную концепцию квартала.

— Полностью ли новое пространство оттянуло на себя досуговых функцию из парков? Люди где-то ещё проводят время или только тут?

В городе есть ряд других парков, поэтому сказать, что активность сосредоточена только в квартале, будет излишним. Есть прогулочные зоны вдоль водоемов, где зимой катаются на лыжах, есть парки, сохранившиеся с советских времен с соответствующей планировочной структурой, есть детский парк с большим количеством игровых зон для детей разного возраста.

Достоинство квартала в том, что здесь выдержан баланс. С одной стороны, мы не ушли в «over-programming», чрезмерное программирование, где каждые 10 метров у нас новая тематическая зона, с другой стороны, нам  удалось сделать территорию достаточно насыщенной, чтобы любая группа горожан нашла комфортное пространство для своих целей. Впрочем, если судить по соцсетям и рекламе местного бизнеса, то самое интересное происходит именно в новом центре города.

— Расскажите про жизнь в общественном центре. Что наиболее востребовано у местных жителей?

На мой взгляд, наиболее востребованными являются интерактивный центр «Альметрика» и языковая школа «Ace», однако Многофункциональный зал еще не доступен для публики. В то же время у меня создается впечатление, что как только появится постоянная концертная программа, приоритет горожан может сместиться.

— Есть ли данные по социальному влиянию объектов на жизнь в Альметьевске/жизнь молодежь в Альметьевске?

С открытия Общественного центра прошло меньше года, кроме этого, Многофункциональный зал с трансформирующейся трибуной на 283 места пока не открыт для публики. Мы очень ждем этого момента, чтобы собрать полную информацию о социологическом влиянии на жизнь горожан, о количестве посетителей и их предпочтениях.

— С появлением ОЦ в городе появилась новая точка притяжения, случился бум социальной активности. Значит ли это, что моногорода все же могут быть привлекательным местом не только для работы, но и для жизни?

Кто сказал, что моногорода непривлекательны? На момент создания этих городов они полностью соответствовали представлениям о городском планировании и комфорте. Но время идет, у жителей появляются новые запросы и к городской среде, и к архитектурным объектам, и к времяпровождению. Наша задача — находить такие методы трансформации ткани города, которые не только ответят на текущий запрос, но и запрограммируют последующие этапы развития для создания инклюзивной, полицентричной, всесезонной среды, которая будет адаптироваться под запрос горожан.

— Каково это, знать, что ваш проект фактически поменял привычный образ жизни горожан?

Это радует меня и всю команду.  Общественный центр и квартал стали примером того, насколько подобные объекты необходимы городу и как все-таки возможно за очень короткий срок изменить качество городской среды и главное – жизнь горожан.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.