Экс министр по вопросам Большого Парижа – о том, как работает полицентричная модель городов
Экс министр по вопросам городской политики и Большого Парижа Морис Леруа в рамках Московского урбанистического форума рассказал Порталу «Архсовет Москвы», по каким принципам расширяются современные мегаполисы, почему горожане уезжают из центра в пригороды и в чем заключается секрет успешного городского планирования.
— В должности министра Вы были автором проекта исторического соглашения между Правительством Франции и Регионом Иль-де-Франс о развитии Большого Парижа и в настоящее время являетесь советником по развитию проекта «Большая Москва». На Ваш взгляд, в чем заключается польза от присоединения новых территорий?
— Мне кажется, что это скорее естественный процесс — все крупные города растут, меняются их потребности. К примеру, если раньше нормально было иметь производство в городе, то сейчас фабрики и заводы выносят на периферию, потому что появились новые экологические стандарты и прочее. Но эти городские функции все равно нужны, производство должно быть в любом городе, поэтому появляется необходимость в территориальных резервах, которые позволили бы мегаполису нормально развиваться. Такое происходит повсеместно — что в Европе, что в Азии. А если было принято решение развивать новые территории, то логичны и изменения территориальных границ. Понятно, что при этом возникают споры, полемика... Но почему бы и нет, в конце концов.
— Москве, которая пока еще не определилась с целостным видением будущего своей агломерации, конечно, интересен опыт Большого Парижа. На что, например, делалась ставка при развитии среды — на многоэтажную застройку как наиболее экономически выгодную или на более комфортную малоэтажную?
— Во-первых, мне кажется, есть немалое количество стереотипов, которые гуляют в разных странах. Самый популярный касается плотности застройки. Вот вам пример — в Париже есть Avenue de l’Opéra с красивыми домами 19 века и есть Place d’ltalie, где возвышаются небоскребы.
Если показать картинку и спросить, где плотность застройки выше, то однозначно все скажут, что это Площадь Италии... все, кроме архитекторов. Специалисты точно знают — это ошибочное впечатление, ведь самые плотные по застройке как раз старые улицы.
Так что дело не в числовом эквиваленте, а в выборе оптимального варианта для каждой конкретной ситуации. И это решение принимается сообща — архитекторами, урбанистами, местными жителями, политическими структурами. Поэтому, прежде, чем делать выбор в пользу какого-то проекта, необходимо «потратить» время на совместное обсуждение при участии всех заинтересованных сторон.
Когда я называю это время «потерянным», отчасти я говорю правду — зачастую мы тратим на обсуждения массу времени на начальном этапе, но поверьте моему опыту, если мы этого не сделаем, то потратим потом гораздо больше времени на судебные процессы, акции протеста и так далее.
— На ваш Взгляд, что является залогом успеха качественного городского планирования?
— Градостроительство — процесс комплексный, очень сложный и долгий. И главное в нем — постараться освоить то, что можно назвать «управлением временем», даже несколькими нитями времени, поскольку у каждого этапа градостроительного процесса есть свой временной этап.
Во Франции даже самое банальное строительство — со всеми согласованиями, разрешениями, стройкой, экспертизой, сдачей в эксплуатацию — занимает не менее шести лет.
Но есть и другое время — у политиков, которые принимают решение, есть избирательный срок, у прессы, которая освещает события, чтобы рассказать о вашем объекте, есть час. Поэтому одна из задач градостроительной деятельности — это способность правильно управлять всеми этими нитями времени, идущими параллельно, но в абсолютно разном темпе.
— Можете привести пример из Вашей практики?
— До того, как стать министром, я работал в градостроительной сфере и занимался пригородом Парижа, где было много социального и смешанного жилья. И вот 15 лет спустя, на очередном совещании по пригородным территориям, я обнаружил, что часть принятых мною решений была реализована, а часть нет. Это как раз показатель того, как много времени занимают подобные процессы.
— Чем привлекают людей новые осваиваемые территории городов — качеством жилой среды или, может быть, стоимостью жилья?
— В первую очередь, это вопрос цены. В Париже и Лондоне стало так дорого жить в центре, что люди стали селиться в пригородах. Но сейчас они переезжают в еще более отдаленные районы, следуют за «эволюцией цен». Во-вторых, это качество жизни и уровень развития транспортной системы. Вот, пожалуй, два основных фактора.
— Современные города в качестве модели развития выбрали полицентризм. Есть ли альтернативные способы?
— На Московском урбанистическом форуме представители Барселоны, Лейпцига, Милана говорили об одном и том же: полицентричное развитие — это тот метод, который сейчас все применяют, и он дает некий эффект. Я не знаю, единственный ли это способ, но другого пока не придумали. Это абсолютно глобальное явление. Конечно, невозможно предсказать заранее, что будет правильным и прогрессивным через 20-30 лет, поэтому очень полезно общаться с международными экспертами и регулярно обмениваться опытом.
Справка:
Морис Леруа - Министр по вопросам городской политики и Большого Парижа с 2010 по 2012 г. Депутат Национального собрания Французской Республики, Председатель Генерального Совета департамента Луар-и-Шер, Советник Заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства по развитию проекта «Большая Москва».
- Темы:
- полицентричное развитие |
- жилье |
- Новая Москва