«Русский Burning man»: как проектировалиТавриду
В августе в Крыму с размахом прошел молодежный фестиваль «Таврида-Арт». Обширная культурная программа, масштабные инсталляции и впечатляющая инфраструктура, оборудованная на фоне уникального природного ландшафта – все это принесло мероприятию негласное звание «русского Burning Man».
Организатором мероприятия стал Центр развития культурных инициатив, а работой с рельефом площадки и проектированием инфраструктуры фестиваля вместе с нимзанималось столичное архитектурное бюро Noor Architects под руководством Михаила Белякова.
— «Таврида» – это очень значимый и большой проект. Приходилось ли вам ранее работать на площадках схожего формата и масштаба?
— Действительно, мы не в первый раз занимаемся крупномасштабным событийным проектированием на международном уровне. Временный редевелопмент связан с динамичной сменой вида и формата работы той или иной площадки, а также не менее быстрым возвращением ее в обычное состояние. Такая архитектурная деятельность требует максимальной гибкости, оперативности управления техническими процессами и концентрации внимания на деталях. Создание Поп-ап проекта, рассчитанного на несколько тысяч людей, можно сравнить с постановкой грандиозного спектакля для гастролирующего театра, который задержится на месте всего на несколько дней, а затем уедет, не оставив после себя и следа. Например, знаменитый фестиваль Burning man в штате Невада в США выглядит именно как невероятно зрелищная и сложная постановка. Всего за несколько недель в пустыне возводится настоящий город, в котором живут и работаюттысячи людей. После завершения мероприятия от него не остается малейшего напоминания, а территория фестиваля выглядит так, как будто на нее вообще никогда не ступала нога человека.
— Расскажите подробнее о вашем предыдущем опыте работы с проектами такого рода.
— В 2015 году мы занимались строительством временных сооружений для проведения предварительной жеребьевки Чемпионата мира по футболу. Работы проводились на территории Константиновского дворца в Стрельне и в Михайловском саду в Санкт-Петербурге. Площадь зала проведения жеребьевки составила порядка 10 тыс. кв. м, а общая площадь всех объектов достигала более 20 тыс. кв. м. На площадках были проведены представительские мероприятия международного масштаба, а спустя не которое время они вновь обрели прежний вид. Еще один сходный кейс был реализован нами на территории «Лужников» в Москве. Там также была создана инфраструктура для проведения Чемпионата мира общей площадью примерно 10 тыс. кв.м.
— Почему местом проведения форума и фестиваля стала именно бухта Капсель?
— Локация для проведения широкомасштабных фестивалей должна вдохновлять на нечто грандиозное еще до начала проведения на ней каких-либо работ по благоустройству и строительству. Бухта Капсель расположена рядом с мысом Меганом. Она защищена от холодных ветров, но всегда заполнена солнечным светом. Долина рядом с бухтой выглядит как пейзаж с другой планеты. Здесь очень приятно отдыхать и хочется быть как можно дольше.
Важно, что участок для проведения мероприятия находится в комфортной автомобильной, а при желании даже в пешей доступности от крупного города Судак, но одновременно, благодаря ландшафту, скрыт от посторонних глаз.
— Как такой ландшафт повлиял на вашу работу?
— Как я уже говорил ранее, временный редевелопмент требует минимального вмешательства в ландшафт. Рельеф долинырядом с бухтой можно назвать неповторимым. Там есть большое количество естественных складок, сопок и т.д. Этот факт усложняет работу, но делает процесс проектирования невероятно увлекательным. Территория фестиваля занимает 55 гектаров. Для того, чтобы отыскатьна ней подходящие для сооружения временных построек участки, спрятанные в рельефе, необходимо много времени и сил. Однако плюс в том, что рельеф данной местности естественным образом помогает провести зонирование. Всего за 3 дня фестиваль посетило 92 тыс. человек, которые с комфортом работали, жили и отдыхали на территории фестиваля, что говорит верном выборе места и подхода к работе.
— Как удалось превратить зону для арт-объектов в место, благодаря которому «Тавриду» некоторые называют «русским Burning Man»?
— «Таврида — АРТ» действительно стала чем-то большим,чем фестиваль. Пространство сгенерировано таким образом, чтобы не быть статичным, а функционировать в роли живой экспериментальной арт-площадки, где природа выступает в качестве художественного фона. Были намерено оставлены места для пеших прогулок и крупных арт-объектов, которые развивались и меняли свою форму в течение всего фестиваля. Организаторы предоставили гостям мероприятия необходимую основную инфраструктуру и дали им возможность самим формировать и подстраивать под настроение атмосферу вокруг.
— То есть фестиваль – это не просто размеченные столбиками участки для палаток?
— Если вы планируете фестиваль профессионального туризма, то можно ограничится столбиками. Обычным людям необходимо где-то позавтракать, принять душ, получить медицинскую помощь. А для проведения творческих мероприятий еще понадобятся сцены, залы для мастер-классов и семинаров с необходимой аппаратурой, зоны для персонала и т.д. На фестивале все должно быть функционально взаимосвязано друг с другом, формируя единый отлаженный механизм. Работа архитектора заключается, в том числе и в том, чтобы настроить такой механизм. Другим важным фактором успеха для крупного фестиваля является степень искренней увлеченности процессом организатора. В случае с «Тавридой» необходимо отметить высочайший уровень ответственности и профессионализм организаторов.
Всего «Тавриды» была поделена на 5 большихфункциональных зон. В их числе — зона для мероприятий; зоны проживания почетных гостей и официальных лиц; зона проживания гостей форума; прогулочная зона, зона дляарт-объектов и сервис зоны.
— Какие инфраструктурные объекты появились на территории фестиваля?
— Зона для временного проживания гостей «Тавриды» состоит из деревянных быстровозводимых домов, модульныхобъектов и объектов гигиены. Перечень МАФов включает площадки для отдыха и занятия йогой. Также в нескольких местах были оборудованы костровые, которые работали в качестве общественных хабов между различными зонами фестиваля. Для почетных гостей были возведены модульные жилые сооружения, кафе и здание администрации. Для проведения разноформатных мероприятий созданы театральная и концертная площадки и несколько шатров. Также мы участвовали в разработке зоны штаба техобеспечения.
— Все это действительно появилось на ровном месте?
— Помимо уникальной концепции и локации «Таврида» отличается отлаженной системой работы. За три дня на главной площадке фестиваля прошло 834 события - спектаклей, концертов, творческих встреч и др. Также в восьми арт-кварталах на протяжении 7 дней проводились десятки кастингов, концертов, вечеринок, спортивных активностей и т.д. Для их реализации, а также для поддержания систем функционирования фестиваля была необходима соответствующая техническая инфраструктура. При этом на площадке не было необходимых коммуникаций и мощностей. Системы водоснабжения и канализации необходимо было разрабатывать с ноля. Система электроснабжения и электроосвещения была реализована с учетом всех потребностей обитателей фестиваля. В ходе проведения форума, а затем и фестиваля команда организаторов пристально следила за тем, чтобы все системы работали в штатном режиме. Все что касается инженерно-технических аспектов, было реализовано на одном уровне с крупнейшими международными проектами подобного формата.
— Как обеспечивалась безопасность и комфортное пребывание такого количества гостей?
— Территория проведения форума и фестиваля была полностью огорожена. Также, учитывая сложный рельеф локации, которая находится рядом с морем, было принято решение тщательно перекрыть все потенциально опасные места — обрывы и овраги и т.д. Было важно обеспечить всех гостей и участников «Тавриды» качественным водоснабжением. На территории и во всех объектах были установлены емкости с чистой питьевой водой. Снабжение технической водой работало при помощи специально сооруженного магистрального водопровода. На случай возникновения внештатных ситуаций дополнительно на участке были установлены емкости с объемом в половину суточного потребления.
— Каким должен быть идеальный фестиваль с точки зрения архитектуры и организации пространства?
— Если говорить коротко — то понятным! Посещая подобное мероприятие, его гость должен легко и без посторонней помощи ориентироваться внутри территории. Достигнутьтакого эффекта позволяет концентрическая система, на которой основана структура того же Burning man. Сработала она и в нашем случае. На «Тавриде», находясь на центральной площади, люди могли без труда найти инеобходимые им объекты и локации и сразу понять функциональное назначение той или иной зоны. Такая пространственная схема работает на формирование ощущения комфорта и дружелюбия.
- Темы:
- Таврида |
- Михаил Беляков