ENG
 
От первого лица

«Русский Burning man»: как проектировалиТавриду

30 Сентября 2019
1 из 10
2 из 10
3 из 10
4 из 10
5 из 10
6 из 10
7 из 10
8 из 10
9 из 10
10 из 10
1 / 10

Увеличить
Фото: Таврида-Арт

В августе в Крыму с размахом прошел молодежный фестиваль «Таврида-Арт». Обширная культурная программа, масштабные инсталляции и впечатляющая инфраструктура, оборудованная на фоне уникального природного ландшафта – все это принесло мероприятию негласное звание «русского Burning Man».

Организатором мероприятия стал Центр развития культурных инициатив, а работой с рельефом площадки и проектированием инфраструктуры фестиваля вместе с нимзанималось столичное архитектурное бюро Noor Architects под руководством Михаила Белякова.

«Таврида» – это очень значимый и большой проект. Приходилось ли вам ранее работать на площадках схожего формата и масштаба?

Действительно, мы не в первый раз занимаемся крупномасштабным событийным проектированием на международном уровне. Временный редевелопмент связан с динамичной сменой вида и формата работы той или иной площадки, а также не менее быстрым возвращением ее в обычное состояние. Такая архитектурная деятельность требует максимальной гибкости, оперативности управления техническими процессами и концентрации внимания на деталях. Создание Поп-ап проекта, рассчитанного на несколько тысяч людей, можно сравнить с постановкой грандиозного спектакля для гастролирующего театра, который задержится на месте всего на несколько дней, а затем уедет, не оставив после себя и следа. Например, знаменитый фестиваль Burning man в штате Невада в США выглядит именно как невероятно зрелищная и сложная постановка. Всего за несколько недель в пустыне возводится настоящий город, в котором живут и работаюттысячи людей. После завершения мероприятия от него не остается малейшего напоминания, а территория фестиваля выглядит так, как будто на нее вообще никогда не ступала нога человека.

Расскажите подробнее о вашем предыдущем опыте работы с проектами такого рода.

В 2015 году мы занимались строительством временных сооружений для проведения предварительной жеребьевки Чемпионата мира по футболу. Работы проводились на территории Константиновского дворца в Стрельне и в Михайловском саду в Санкт-Петербурге. Площадь зала проведения жеребьевки составила порядка 10 тыс. кв. м, а общая площадь всех объектов достигала более 20 тыс. кв. м. На площадках были проведены представительские мероприятия международного масштаба, а спустя не которое время они вновь обрели прежний вид. Еще один сходный кейс был реализован нами на территории «Лужников» в Москве. Там также была создана инфраструктура для проведения Чемпионата мира общей площадью примерно 10 тыс. кв.м.

Почему местом проведения форума и фестиваля стала именно бухта Капсель?

Локация для проведения широкомасштабных фестивалей должна вдохновлять на нечто грандиозное еще до начала проведения на ней каких-либо работ по благоустройству и строительству. Бухта Капсель расположена рядом с мысом Меганом. Она защищена от холодных ветров, но всегда заполнена солнечным светом. Долина рядом с бухтой выглядит как пейзаж с другой планеты. Здесь очень приятно отдыхать и хочется быть как можно дольше.

Важно, что участок для проведения мероприятия находится в комфортной автомобильной, а при желании даже в пешей доступности от крупного города Судак, но одновременно, благодаря ландшафту, скрыт от посторонних глаз.

Как такой ландшафт повлиял на вашу работу?

Как я уже говорил ранее, временный редевелопмент требует минимального вмешательства в ландшафт. Рельеф долинырядом с бухтой можно назвать неповторимым. Там есть большое количество естественных складок, сопок и т.д. Этот факт усложняет работу, но делает процесс проектирования невероятно увлекательным. Территория фестиваля занимает 55 гектаров. Для того, чтобы отыскатьна ней подходящие для сооружения временных построек участки, спрятанные в рельефе, необходимо много времени и сил. Однако плюс в том, что рельеф данной местности естественным образом помогает провести зонирование. Всего за 3 дня фестиваль посетило 92 тыс. человек, которые с комфортом работали, жили и отдыхали на территории фестиваля, что говорит верном выборе места и подхода к работе.

Как удалось превратить зону для арт-объектов в место, благодаря которому «Тавриду» некоторые называют «русским Burning Man»?

«Таврида — АРТ» действительно стала чем-то большим,чем фестиваль. Пространство сгенерировано таким образом, чтобы не быть статичным, а функционировать в роли живой экспериментальной арт-площадки, где природа выступает в качестве художественного фона. Были намерено оставлены места для пеших прогулок и крупных арт-объектов, которые развивались и меняли свою форму в течение всего фестиваля. Организаторы предоставили гостям мероприятия необходимую основную инфраструктуру и дали им возможность самим формировать и подстраивать под настроение атмосферу вокруг.

То есть фестиваль – это не просто размеченные столбиками участки для палаток?

Если вы планируете фестиваль профессионального туризма, то можно ограничится столбиками. Обычным людям необходимо где-то позавтракать, принять душ, получить медицинскую помощь. А для проведения творческих мероприятий еще понадобятся сцены, залы для мастер-классов и семинаров с необходимой аппаратурой, зоны для персонала и т.д. На фестивале все должно быть функционально взаимосвязано друг с другом, формируя единый отлаженный механизм. Работа архитектора заключается, в том числе и в том, чтобы настроить такой механизм. Другим важным фактором успеха для крупного фестиваля является степень искренней увлеченности процессом организатора. В случае с «Тавридой» необходимо отметить высочайший уровень ответственности и профессионализм организаторов.

Всего «Тавриды» была поделена на 5 большихфункциональных зон. В их числе — зона для мероприятий; зоны проживания почетных гостей и официальных лиц; зона проживания гостей форума; прогулочная зона, зона дляарт-объектов и сервис зоны.

Какие инфраструктурные объекты появились на территории фестиваля?

Зона для временного проживания гостей «Тавриды» состоит из деревянных быстровозводимых домов, модульныхобъектов и объектов гигиены. Перечень МАФов включает площадки для отдыха и занятия йогой. Также в нескольких местах были оборудованы костровые, которые работали в качестве общественных хабов между различными зонами фестиваля. Для почетных гостей были возведены модульные жилые сооружения, кафе и здание администрации. Для проведения разноформатных мероприятий созданы театральная и концертная площадки и несколько шатров. Также мы участвовали в разработке зоны штаба техобеспечения.

Все это действительно появилось на ровном месте?

Помимо уникальной концепции и локации «Таврида» отличается отлаженной системой работы. За три дня на главной площадке фестиваля прошло 834 события - спектаклей, концертов, творческих встреч и др. Также в восьми арт-кварталах на протяжении 7 дней проводились десятки кастингов, концертов, вечеринок, спортивных активностей и т.д. Для их реализации, а также для поддержания систем функционирования фестиваля была необходима соответствующая техническая инфраструктура. При этом на площадке не было необходимых коммуникаций и мощностей. Системы водоснабжения и канализации необходимо было разрабатывать с ноля. Система электроснабжения и электроосвещения была реализована с учетом всех потребностей обитателей фестиваля. В ходе проведения форума, а затем и фестиваля команда организаторов пристально следила за тем, чтобы все системы работали в штатном режиме. Все что касается инженерно-технических аспектов, было реализовано на одном уровне с крупнейшими международными проектами подобного формата.

Как обеспечивалась безопасность и комфортное пребывание такого количества гостей?

Территория проведения форума и фестиваля была полностью огорожена. Также, учитывая сложный рельеф локации, которая находится рядом с морем, было принято решение тщательно перекрыть все потенциально опасные места — обрывы и овраги и т.д. Было важно обеспечить всех гостей и участников «Тавриды» качественным водоснабжением. На территории и во всех объектах были установлены емкости с чистой питьевой водой. Снабжение технической водой работало при помощи специально сооруженного магистрального водопровода. На случай возникновения внештатных ситуаций дополнительно на участке были установлены емкости с объемом в половину суточного потребления.

Каким должен быть идеальный фестиваль с точки зрения архитектуры и организации пространства?

Если говорить коротко — то понятным! Посещая подобное мероприятие, его гость должен легко и без посторонней помощи ориентироваться внутри территории. Достигнутьтакого эффекта позволяет концентрическая система, на которой основана структура того же Burning man. Сработала она и в нашем случае. На «Тавриде», находясь на центральной площади, люди могли без труда найти инеобходимые им объекты и локации и сразу понять функциональное назначение той или иной зоны. Такая пространственная схема работает на формирование ощущения комфорта и дружелюбия.


Изображения: Фото: Таврида-Арт


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.