ENG
 
От первого лица

Михаил Беляков: мечтаю спроектировать пансион для пожилых людей

23 Октября 2018
1 из 19
Реабилитационного центра Красного Креста
Реабилитационного центра Красного Креста
В качестве площадки для первого чукотского реабилитационного центра мы выбрали поселок Эгвекинот. Это особое место на пересечении 180 меридиана и Северного Полярного круга, где заканчивается старый и начинается новый день на земле.
2 из 19
Реабилитационного центра Красного Креста
Реабилитационного центра Красного Креста
Центр разместится на склоне сопки перед городом, между двумя ступенями рельефа таким образом, что из его окон будет открывается панорамный вид на поселок Эгвекинот и залив Креста Берингова моря.
3 из 19
Реабилитационного центра Красного Креста
Реабилитационного центра Красного Креста
Отправной точкой проекта стал символический очаг чукотской яранги, вокруг которого местные жители собираются, делятся радостями, проблемами, поддерживают друг друга в суровых условиях Севера. Вокруг очага собраны “пологи”, в которых расположены разные функции центра: жильё, питание, физические занятия, администрация и врачебные кабинеты.
4 из 19
Реабилитационного центра Красного Креста
Реабилитационного центра Красного Креста
Завершенная форма образует крест, который с одной стороны обеспечивает четкое функциональное разделение пространства, с другой стороны объединяет зоны посредством центрального «очага».
5 из 19
Центр Инноваций и Промышленного дизайна на безе Национального Университета Науки и Технологий МИСиС
Центр Инноваций и Промышленного дизайна на безе Национального Университета Науки и Технологий МИСиС
Центр Инноваций и Промышленного дизайна на безе Национального Университета Науки и Технологий МИСиС
6 из 19
Центр Инноваций и Промышленного дизайна на безе Национального Университета Науки и Технологий МИСиС
Центр Инноваций и Промышленного дизайна на безе Национального Университета Науки и Технологий МИСиС
Прямоугольное в плане, оно запроектировано как единый объем, монолит со сложным внутренним строением и простой оболочкой. Зенитные фонари над открытой террасой, по замыслу, напоминают домны сталелитейного завода, под которыми на подиумах будет размещена экспозиция промышленных объектов.
7 из 19
Центр Инноваций и Промышленного дизайна на безе Национального Университета Науки и Технологий МИСиС
Центр Инноваций и Промышленного дизайна на безе Национального Университета Науки и Технологий МИСиС
По вертикали Центр разделен функционально и соответственно иерархии. Главный инженер и президент центра займут третий этаж (зону административно-преподавательского состава), дизайнеры – специально оборудованные места на антресоли, инженеры – разместятся непосредственно в большом зале на первом этаже. Также предусмотрены места для проведения общих занятий, лекций и мастер-классов.
8 из 19
Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1
Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1
Первое в стране среднее специальное училище Олимпийского резерва, открытое на базе школы-интерната в 1989 году. Основной задачей реконструкции было увеличить количество помещений классов, создать дополнительную зону рекреации и обновить внешний облик здания, чтобы подчеркнуть статус школы.
9 из 19
Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1
Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1
В этом проекте архитекторы предложили устройство классов с возможностью трансформации и объединения в залы и обходную террасу на последнем этаже, для проведения торжественных мероприятий.
10 из 19
Концепция типовой общеобразовательной школы на 750 мест для архитектурного конкурса «Постижение»
Концепция типовой общеобразовательной школы на 750 мест для архитектурного конкурса «Постижение»
Основными идеями, сформировавшими концепцию проекта, явились безопасность школьного здания, его эргономичность и многофункциональность. Компактная планировка и эксплуатируемая кровля, выполняющая функцию «школьного двора», повышают уровень защиты и комфорта ребенка, который может не покидать здание школы до окончания занятий.
11 из 19
Концепция типовой общеобразовательной школы на 750 мест для архитектурного конкурса «Постижение»
Концепция типовой общеобразовательной школы на 750 мест для архитектурного конкурса «Постижение»
Из особенностей архитектурно-планировочных решений стоит отметить многофункциональность, трансформируемость помещений: так, например, функции актового зала может выполнять либо спортивный зал первого этажа (со складной трибуной), либо читальный зал библиотеки (для небольших собраний), либо рекреация первого этажа, где дети и взрослые собираются на массовые мероприятия («День знаний», «Последний звонок»). При необходимости эти три зоны могут объединяться.
12 из 19
Концепция типовой общеобразовательной школы на 750 мест для архитектурного конкурса «Постижение»
Концепция типовой общеобразовательной школы на 750 мест для архитектурного конкурса «Постижение»
Освещение мастерских и спортзалов осуществляется с помощью световодов Solatube SkyVault, оборудованных оптическими усилителями. Они передают солнечный свет на расстояние до 30 метров. Такое решение обеспечивает инсоляцию и освещенность, аналогичную стандартным световым фонарям.
13 из 19
Театр “Демон”
Театр “Демон”
Концепция мобильного театра разработана специально для постановки Лермонтовского “Демона”, созданной режиссерам театра Петра Фомнеко- Иваном Поповски. Мобильные лифт-сцены и зрительский балкон в виде рампы дают возможность постоянно менять угол восприятия. Например в начале спектакля, зрителя буквально поднимают над горами Кавказа, а в конце постановки действие перемещается под купол театра и зритель наблюдает за происходящим с полулежащих кресел, расположенных на первом уровне.
14 из 19
Театр “Демон”
Театр “Демон”
Конструкция театра, разработанная совместно с компанией ИнсталлПрофи, сборная разборная, что дает возможность гастролировать не только со студией но и с целым театром. Отделка нижней части выполнена из зеркальных панелей, чтобы визуально растворить объем здания, а черное изголовье, по замыслу, напоминает вихрь страстей или демона кружащего в небе.
15 из 19
Noor Electro
Noor Electro
ар NOOR ELECTRO располагается на первом этаже Московского драматического театра имени Станиславского. Он был запроектирован и построен командой NOOR Architects во время реконструкции театра.
16 из 19
Noor Electro
Noor Electro
Чтобы создать эклектичное, живое пространство, взаимодействующее со всем зданием Электротеатра, необходимо было найти общий стилистический подход. Доминантой стали элементы, которые являются отражением чикагского арт-деко: барная стойка из белой плитки, металлический многоуровневый стол в зоне буфета, живописный карниз по мотивам индейских узоров, выполненный художниками вручную, люстры из стекла и металла, обилие фацетированных зеркал и латуни.
17 из 19
Noor Electro
Noor Electro
Также в интерьере использованы объекты, обладающие выраженным индустриальным характером и создающие атмосферу движения работающих механизмов. Каждый из них имеет определенную функцию: лампы-вентиляторы, вращающиеся барабаны-витрины из стекла и металла, встроенные в основание бара иллюминаторы – дымовые машины, ванна – резервуар для льда с инсталляцией питьевой воды.
18 из 19
Noor Electro
Noor Electro
19 из 19
1 / 19

Увеличить

О чем мечтают сегодняшние молодые архитекторы и куда простираются их проектные амбиции? Построить музей, концертный зал, здание-символ? Основатель бюро NOOR Architects, архитектор Михаил Беляков мечтает поработать над проектом пансиона для пожилых людей, и рассказывает, что интересного в теме социального проектирования.

По его мнению, социальное проектирование  –  не просто интересная сфера приложения творческих усилий, но и весьма перспективная, так как правильно спроектированный социальный объект тоже приносит прибыль.

Многие архитекторы признаются, что хотели бы спроектировать музей, концертный зал, небоскреб, а вы – пансион. Почему вам интересна именно социальная сфера? Ведь это небольшой бюджет, трудно развернуться…

Проектирование таких объектов не должно быть полностью социальной историей, в какой-то момент она должна стать коммерческой. В Америке строительство пансионов для пожилых людей, например, хорошее вложение денег, инвестиции, и такого рода учреждения представляют собой большие комплексы, где есть почти все. Это интересная проектная задача, ведь в ней заложено гораздо больше, чем одна функция. Такие синтетические объекты есть в Израиле, например, клиника Хадасса – это классные больницы, совмещённые с торговыми центрами, где ты ходишь по магазинам, мимо тебя проходят люди в белых халатах…. Это возможность жить дальше вы болеете, и вас не изолируют. Кроме того, на вас, когда вы сидите в кафе или ходите по магазинам, можно немножко заработать, а вы немножко отдохнули.

И у вас есть интересный проект реабилитационного центра на Чукотке – откуда родилась эта идея?

Этот проект был разработан для программы Красного креста на Чукотке. Идея как раз была в том, что центр будет работать не только как социальный, но и коммерческий объект. Его задача – создать условия для  реабилитации больных после депрессий, возвращения к нормальной жизни. Место, предложенное инициатором проекта Идой Ручиной, было выбрано особое – поселок Эгвекинот на пересечении 180 меридиана и Северного Полярного круга – здесь кончается старый день и начинается новый, у вас закончилась ваша старая жизнь и начинается новая…. Центр предполагалось разместить на склоне сопки перед городом, между двумя ступенями рельефа, чтобы из его окон открывался панорамный вид на залив Креста Берингова моря.

Условия для строительства в высоких широтах, прямо скажем, экстремальные…

Да, но мы продумали системы обеспечения здания, сети, рассматривали даже возобновляемые источники энергии и ездили смотреть центр образования в Чукотском селе Канчалан, привезенный из Канады вместе с автономной системой отопления. Наше же здание мы по структуре сделали наподобие традиционного чукотского жилья – яранги. Отправной точкой проекта стал символический очаг, вокруг которого местные жители собираются, делятся радостями, проблемами, поддерживают друг друга в суровых условиях Севера. Вокруг собраны “пологи”, в которых расположены разные функции центра: жильё, питание, физические занятия, администрация и врачебные кабинеты. Завершенная форма образует крест.

Что сейчас с проектом?

Программа Красного креста успешно реализуется, но финансирование самого проекта, к сожалению, не сложилось. Идея, впрочем, нашла продолжение в концепции типового центра, который мы придумали для малых городов на Чукотке.

Если не брать все-таки такого рода уникальные истории, по большому счету, социальные объекты - школы, поликлиники – в достаточной степени типовые, или все-таки можно по-другому?

Мне кажется важно, что все это могут быть многофункциональные объекты, а их публичные пространства – трансформироваться для разных функций. Например, в отношении школ мне импонирует американский опыт – они используют школу как социальный центр коммьюнити. После окончания занятий школа существует как event площадка, сюда приходят жители обсуждать проблемы своего района, используют для этого, к примеру, спортивный зал с трансформируемой трибуной. 

А как с безопасностью?

Организация безопасности школы зависит от ее месторасположения. В штатах, например, работает такое понятие, как neighborhood watch – это когда соседи помогают полиции следить за безопасностью своего района.

В вашем проекте школы для конкурса «Постижение» есть и другие нестандартные предложения, например, разместить детскую площадку на крыше здания – а это как, безопасно?

Вопрос очень просто решается с помощью ограждения, а поскольку крыша–изолированное место и она хорошо просматривается – это в достаточной мере безопасно. С другой стороны, эксплуатируемая крыша решает одну из ключевых проблем - с инсоляцией, которая должна быть для детских площадок. Можно сделать ее не плоской, а с рельефом, разноуровневой, разместить там экспериментальные объекты для творчества.

В вашей школе помещения тоже предполагаются трансформируемыми?

Да, например, функции актового зала может выполнять либо спортивный зал первого этажа со складной трибуной, либо читальный зал библиотеки для небольших собраний, либо рекреация первого этажа, где дети и взрослые собираются на массовые мероприятия. При необходимости эти три зоны могут объединяться.

Еще одно ноу-хау – световоды…

Да, мы спроектировали корпус достаточно большой глубины, поскольку двор у нас на крыше, и световоды помогли соблюсти инсоляцию в помещениях. У них достаточно простая конструкция - при помощи системы зеркал или оптоволокна они направляют и усиливают световой поток на расстояние до 30 метров в нужном направлении. Ими вы можете пройти сквозь здание не только по вертикали,  но и под любым углом, выводя дневной свет туда, где он нужен.

 В проекте для МИСИСа световоды тоже есть?

Да, в корпусе Инспираториума – центра инноваций промышленного дизайна МИСИСа – световоды вырастают на кровле, а внутри под каждым таким световым колодцем на подиуме расположен объект инженерной мысли. Инспираториум - это корпус для экспериментального обучения молодых специалистов, по сути один большой openspace, с залами, рабочими зонами на антресолях, мастерской 3D печати, где студенты могут перенимать опыт ведущих инженеров.Перестраивая корпус бывшей столовой под эти новые функции, мы придумали образ – слиток черного металла, в котором под воздействием температуры кипучей деятельности происходят трансформации, обнажающие его внутреннюю структуру. Наши световоды над открытой террасой напоминают домны сталелитейного завода. В проекте мы совмещаем индустриальную стилистикуи современные технологические решения.

Преподавая на кафедре ЖОС, которую и сами заканчивали, чему вы учили студентов? Достаточно ли вам самому было полученного образования, чтобы потом самостоятельно существовать на рынке проектных услуг?

Технические навыки приобретаются достаточно быстро, и я не думаю, что есть какие-то серьезные проблемы с МАрхИ. В академическом образовании в том виде, в котором оно всегда было, есть свой дух. Я считаю, не надо ограничивать фантазию студентов, а стать хорошими менеджерами проектов они смогут, приобретя опыт в процессе самой работы. Архитектура это искусство, и я не настаивал на абсолютной реалистичности в студенческих работах, но, конечно, кое-что подсказывал. Вот вы сейчас примеряете здание на участке, а может оказаться, что через него проходит трубопровод под давлением, или – вам нужно срезать половину вашего здания, потому что вы загородили инсоляцию у соседей, или – допустим, мы запроектируем эту красоту, но у заказчика не хватит на нее денег, что вы ему предложите? Я считаю, об этом можно по чуть-чуть начинать думать в институте, но по-настоящему об этом стоит задуматься, когда вы сами идете в бизнес. Тут уже без понимания, как эстетика и социальная функция может принести деньги заказчику, вам не обойтись.

– Кстати о бизнесе. Расскажите, как появился бар Noor.

– Бар был запроектирован и построен во время реконструкции Московского драматического театра имени Станиславского. Мы не опирались на модные тенденции, а самостоятельно разработали с нуля концептуальные решения. Чтобы создать эклектичное, живое пространство, взаимодействующее со всем зданием театра, необходимо было найти общий стилистический подход. Доминантой стали элементы, которые являются отражением чикагского арт-деко: барная стойка из белой плитки, металлический многоуровневый стол в зоне буфета, живописный карниз по мотивам индейских узоров, выполненный художниками вручную, люстры из стекла и металла, обилие фацетированных зеркал и латуни.

Также в интерьере использованы объекты, обладающие выраженным индустриальным характером и создающие атмосферу движения работающих механизмов. Каждый из них имеет определенную функцию: лампы-вентиляторы, вращающиеся барабаны-витрины из стекла и металла, встроенные в основание бара иллюминаторы – дымовые машины, ванна – резервуар для льда с инсталляцией питьевой воды.


Изображения: NOOR Architects


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.