«Метрополис 2» и фитнес в Сколково — Юлий Борисов о проектах UNK
Среди новых проектов бюро UNK project— архитектурные решения и пешеходный променад для второй очереди ТРЦ «Метрополис», получившего в декабре 2015 г. Премию Архсовета; одобренная Градсоветом Сколково концепция фитнес-центра и проект-победитель конкурса на павильон Росатома на ВДНХ. Подробности порталу «Архсовет Москвы» рассказал глава бюро UNK project Юлий Борисов.
— В проекте второй очереди торгового комплекса «Метрополис» UNK project разработали фасадные и объемные решения. Расскажите о вашем участии в проекте и о том, какие градостроительные задачи при этом ставились?
Изначально проектом занимались англичане, однако им не удалось найти визуальный образ здания, и заказчик попросил нас представить свое решение. Второй задачей стал надземный пешеходный переход от МКЖД, который нужно было «подтащить» ко входу в метро «Войковская», чтобы люди могли комфортно пройти. От первоначальной английской концепции в итоге осталось решение по внутреннему атриуму и по логистике, которая в нем была самой ценной. Мы разработали архитектурный облик, благоустройство, концепцию размещения рекламы и концепцию освещения, а также немного изменили внутреннюю логистику, потому что поменялась архитектура. Дальше турецкая подрядная организация сделала свою работу под нашим надзором.
В плане фасадов мы нашли определенную ритмику вертикальных и горизонтальных членений, которые увязывали бы наше здание с «Метрополисом 1» и окружающей застройкой, близкой к поздней сталинской классике, оставаясь при этом современной архитектурой.
Также мы предложили использовать сам торговый центр как готовую артерию для пешеходов:
можно подняться от станции железной дороги, пройти по небольшому переходу сквозь «М2» и «М1» и практически вплотную подойти к метро. Идея была принята, согласована с РЖД и с городом, дальше был разработан проект.
Также наши решения коснулись благоустройства. В первоначальной концепции из-за разворота под Ленинградским шоссе было невозможно обеспечить стрит ритеил, выходы из первых этажей на улицу, поскольку отметки первого этажа не совпадали. Тогда мы предложили заказчику и городу поднять тротуар на несколько метров. Таким образом, удалось выровнять его в одной отметке с нулем здания, что позволило обеспечить комфортный вход для горожан в магазины снаружи и оживить улицу. Кроме того, мы сделали подпорную стену с озеленением и деревьями, что обеспечило пешеходам на общегородской территории более комфортное перемещение. Летом, например, не все захотят идти к метро через торговый центр, а предпочтут идти по тротуару. Так как он не очень широкий, идти приходится рядом с проезжающими машинами, а в дождь они могут окатить водой. Предложенное решение позволит передвигаться по променаду выше уровня автомобилей....
— В Сколково, рядом с микрорайоном, который строится по проекту UNK, вы разработали концепцию фитнес-центра. Расскажите, как он будет устроен?
— Заказчиком в лице Сколково была поставлена четкая композиционная задача — здание в виде кругов. Концепция была нарисована французскими архитекторами (Platform Architectures), мы же ее немного модифицировали. Дальше наша работа заключалась в создании внутренней структуры этого комплекса, пластики фасадов и формообразования. Также у нас детально проработано благоустройство и вертикальная планировка: рядом находятся жилые кварталы, которые требовалось отделить от открытой рекреационной территории фитнеса с бассейном и зоной солнечных ванн каким-то ощутимым визуальным барьером. Также надо было обеспечить и контроль доступа на эту территорию, обходясь при этом без заборов. В связи с этим мы разработали вертикальное планировочное решение — сделали такой вал, поверх которого идет велосипедная дорожка, а также пожарный объезд.
С точки зрения фасадов у нас была задача — обеспечить максимальное естественное освещение, скрыв при этом посетителей комплекса от взглядов жильцов соседних таунхаусов. Родилась идея горизонтальных ламелей, которые, ко всему прочему, придают зданию определенный масштаб и образ.
— В конкурсе на павильон Росатома на ВДНХ ваша концепция стала победителем. Она отличается от предложения, которое было на первом этапе. Расскажите, как проходил процесс придумывания этого образа...
— Дело в том, что на первом этапе у заказчика было четкое понимание того, что он хочет построить полусферу.
Техническое задание на павильон Росатома очень подробно описывало облик будущего здания, поэтому в большинстве концепций всюду были купола, сферы и т.д.
Нам эта идея изначально не очень нравилась, мы в нее мало верили, и на первом этапе сделали компромиссный вариант в виде небольшой сферы, которая висит в пространственном кубе, таком 3D медиа терминале.
Павильон Росатома на ВДНХ, первоначальная концепция
На втором этапе, когда стало ясно, что не получается спроектировать современное здание, соблюдая типологию Пантеона, и что это противоречит как структуре самого павильона, так и градостроительной структуре ВДНХ (поскольку Росатом не является доминантой, он подчинен павильону «Космос»), задание поменяли. Оно стало менее директивным в плане архитектурных решений, осталась только функциональная задача. В результате мы полностью переиграли концепцию, тогда как большинство участников второго тура оставили ее прежней. Мы потратили очень много усилий, сделав огромное количество вариантов, и просто пошли чуть дальше.
— Как будет устроен павильон внутри?
— Заложенное в концепции переходное пространство под большой нависающей консолью является буферной зоной, оно рассматривается нами как общественная зона, куда можно войти свободно, не имея билета. И оно находится в теплом контуре здания. Далее есть входная зона, холл, большой конференц-зал и три уровня экспозиции согласно техзаданию —прошлое расположили на минус первом этаже, настоящее на нулевом уровне и будущее на втором этаже. Также у нас используется кровля павильона — там мы размещаем ресторан, открытый лекторий и смотровую площадку.
Павильон Росатома на ВДНХ, победитель конкурса
— В прошлом году UNKproject также работало над конкурсным проектом монумента жертвам политических репрессий. Какие градостроительные задачи, проблемы этого места вы могли бы отметить? Как вы решили их в своем предложении?
— Для нас сама тема была необычной, но я посчитал своей гражданской позицией участвовать в конкурсе. Мы пошли по архитектурному пути и решали скорее не изобразительные задачи. Изначально представляли себе монумент как архитектурный комплекс европейского плана.
Конфликт территории заключался в том, что с одной стороны, это крупный перекресток, шумное оживленное городское пространство, а с другой, тема, которой посвящен монумент, сакральна, тиха и спокойна, она трагична. Сложно сосредоточится в толчее и понять масштаб трагедии.
Мы создали пространство, которое как бы выдергивает посетителей из суеты Москвы и погружает на уровень созерцания, осознания национальной трагедии.
Для этого мы опустили чуть ниже рельеф, чтобы создать зону акустики и ментально изолироваться. Второе, что хотели показать — это масштаб трагедии. На полу сделали карту СССР и в точках, где были лагеря, поставили стелы. На каждой мы хотели поименно указать всех заключенных. Этот визуальный образ, на мой взгляд, объяснял бы очень наглядно, что у нас вся страна состояла из лагерей. Над этим как бы театральным пространством нависал мост, откуда можно было бы увидеть весь масштаб сверху.
— Расскажите, как на примере двух ваших малоэтажных жилых комплексов — «Голландского квартала» в Ивантеевке и жилого квартала в Сколково — реализуются принципы новых жилых стандартов?
— «Голландский квартал» мы проектировали раньше, чем приняли стандарты, и Сколково, в общем, тоже достаточно старый проект. Но оба соответствуют современным нормам, и этот факт, учитывая, что я принимал участие в работе комиссии по этим стандартам, меня приятно удивил.
Голландский квартал
Во-первых, отмечу, что в обоих проектах устроены дворы без машин; в «Голландском квартале» есть сквозные подъезды, в Сколково таунхаусы вообще имеют свою территорию. Уводя таким образом автомобили, мы сделали в «Голландском квартале» плоскостные парковки, в Сколково — подземные гаражи. Забота о маломобильных жителях проявилась в том, что вход всюду идет с нуля, на первых этажах у нас в «Голландском квартале» есть специальные места для хранения колясок и велосипедов. И в том, и в другом проекте сами здания различны и по материалам, и по характеру окон, и по своему масштабу. В «Голландском квартале» 18 нетиповых секций, т. е. каждая вторая секция нетиповая, при том, что это эконом-класс. Характер для нас был важен не только на уровне силуэтов, но и тактильном уровне — в Сколково используются материалы чуть дороже — натуральный сланец и панели, имитирующие дерево, в «Голландском квартале» — штукатурка и кирпич ручной формовки. Во всех подъездах стеклянные двери, проработано благоустройство. При въезде в «Голландский квартал» разместили общественный центр, магазин шаговой доступности, социальный центр, где можно проводить торжества, службу эксплуатации, автосервис; в Сколково в центре круга есть общественный центр с магазинами, рестораном и детской площадкой.
Квартал в Сколково
- Темы:
- жилье |
- Сколково |
- стандарты жилой застройки |
- Росатом |
- конкурсы