ENG
 
От первого лица

«Метрополис 2» и фитнес в Сколково — Юлий Борисов о проектах UNK

11 Февраля 2016

Среди новых проектов бюро UNK project— архитектурные решения и пешеходный променад для второй очереди ТРЦ «Метрополис», получившего в декабре 2015 г. Премию Архсовета; одобренная Градсоветом Сколково концепция фитнес-центра и проект-победитель конкурса на павильон Росатома на ВДНХ. Подробности порталу «Архсовет Москвы» рассказал глава бюро UNK project Юлий Борисов.

— В проекте второй очереди торгового комплекса «Метрополис» UNK project разработали фасадные и объемные решения. Расскажите о вашем участии в проекте и о том, какие градостроительные задачи при этом ставились?

Изначально проектом занимались англичане, однако им не удалось найти визуальный образ здания, и заказчик попросил нас представить свое решение. Второй задачей стал надземный пешеходный переход от МКЖД, который нужно было «подтащить» ко входу в метро «Войковская», чтобы люди могли комфортно пройти. От первоначальной английской концепции в итоге осталось решение по внутреннему атриуму и по логистике, которая в нем была самой ценной. Мы разработали архитектурный облик, благоустройство, концепцию размещения рекламы и концепцию освещения, а также немного изменили внутреннюю логистику, потому что поменялась архитектура. Дальше турецкая подрядная организация сделала свою работу под нашим надзором.

В плане фасадов мы нашли определенную ритмику вертикальных и горизонтальных членений, которые увязывали бы наше здание с «Метрополисом 1» и окружающей застройкой, близкой к поздней сталинской классике, оставаясь при этом современной архитектурой.

Также мы предложили использовать сам торговый центр как готовую артерию для пешеходов:

можно подняться от станции железной дороги, пройти по небольшому переходу сквозь «М2» и «М1» и практически вплотную подойти к метро. Идея была принята, согласована с РЖД и с городом, дальше был разработан проект.

Также наши решения коснулись благоустройства. В первоначальной концепции из-за разворота под Ленинградским шоссе было невозможно обеспечить стрит ритеил, выходы из первых этажей на улицу, поскольку отметки первого этажа не совпадали. Тогда мы предложили заказчику и городу поднять тротуар на несколько метров. Таким образом, удалось выровнять его в одной отметке с нулем здания, что позволило обеспечить комфортный вход для горожан в магазины снаружи и оживить улицу. Кроме того, мы сделали подпорную стену с озеленением и деревьями, что обеспечило пешеходам на общегородской территории более комфортное перемещение. Летом, например, не все захотят идти к метро через торговый центр, а предпочтут идти по тротуару. Так как он не очень широкий, идти приходится рядом с проезжающими машинами, а в дождь они могут окатить водой. Предложенное решение позволит передвигаться по променаду выше уровня автомобилей....

— В Сколково, рядом с микрорайоном, который строится по проекту UNK, вы разработали концепцию фитнес-центра. Расскажите, как он будет устроен?

— Заказчиком в лице Сколково была поставлена четкая композиционная задача — здание в виде кругов. Концепция была нарисована французскими архитекторами (Platform Architectures), мы же ее немного модифицировали. Дальше наша работа заключалась в создании внутренней структуры этого комплекса, пластики фасадов и формообразования. Также у нас детально проработано благоустройство и вертикальная планировка: рядом находятся жилые кварталы, которые требовалось отделить от открытой рекреационной территории фитнеса с бассейном и зоной солнечных ванн каким-то ощутимым визуальным барьером. Также надо было обеспечить и контроль доступа на эту территорию, обходясь при этом без заборов. В связи с этим мы разработали вертикальное планировочное решение — сделали такой вал, поверх которого идет велосипедная дорожка, а также пожарный объезд.

С точки зрения фасадов у нас была задача — обеспечить максимальное естественное освещение, скрыв при этом посетителей комплекса от взглядов жильцов соседних таунхаусов. Родилась идея горизонтальных ламелей, которые, ко всему прочему, придают зданию определенный масштаб и образ.

— В конкурсе на павильон Росатома на ВДНХ ваша концепция стала победителем. Она отличается от предложения, которое было на первом этапе. Расскажите, как проходил процесс придумывания этого образа...

— Дело в том, что на первом этапе у заказчика было четкое понимание того, что он хочет построить полусферу.

Техническое задание на павильон Росатома очень подробно описывало облик будущего здания, поэтому в большинстве концепций всюду были купола, сферы и т.д.

Нам эта идея изначально не очень нравилась, мы в нее мало верили, и на первом этапе сделали компромиссный вариант в виде небольшой сферы, которая висит в пространственном кубе, таком 3D медиа терминале.

Павильон Росатома на ВДНХ, первоначальная концепция

На втором этапе, когда стало ясно, что не получается спроектировать современное здание, соблюдая типологию Пантеона, и что это противоречит как структуре самого павильона, так и градостроительной структуре ВДНХ (поскольку Росатом не является доминантой, он подчинен павильону «Космос»), задание поменяли. Оно стало менее директивным в плане архитектурных решений, осталась только функциональная задача. В результате мы полностью переиграли концепцию, тогда как большинство участников второго тура оставили ее прежней. Мы потратили очень много усилий, сделав огромное количество вариантов, и просто пошли чуть дальше.

— Как будет устроен павильон внутри?

— Заложенное в концепции переходное пространство под большой нависающей консолью является буферной зоной, оно рассматривается нами как общественная зона, куда можно войти свободно, не имея билета. И оно находится в теплом контуре здания. Далее есть входная зона, холл, большой конференц-зал и три уровня экспозиции согласно техзаданию —прошлое расположили на минус первом этаже, настоящее на нулевом уровне и будущее на втором этаже. Также у нас используется кровля павильона — там мы размещаем ресторан, открытый лекторий и смотровую площадку.

Павильон Росатома на ВДНХ, победитель конкурса

— В прошлом году UNKproject также работало над конкурсным проектом монумента жертвам политических репрессий. Какие градостроительные задачи, проблемы этого места вы могли бы отметить? Как вы решили их в своем предложении?

— Для нас сама тема была необычной, но я посчитал своей гражданской позицией участвовать в конкурсе. Мы пошли по архитектурному пути и решали скорее не изобразительные задачи. Изначально представляли себе монумент как архитектурный комплекс европейского плана.

Конфликт территории заключался в том, что с одной стороны, это крупный перекресток, шумное оживленное городское пространство, а с другой, тема, которой посвящен монумент, сакральна, тиха и спокойна, она трагична. Сложно сосредоточится в толчее и понять масштаб трагедии.

Мы создали пространство, которое как бы выдергивает посетителей из суеты Москвы и погружает на уровень созерцания, осознания национальной трагедии.

Для этого мы опустили чуть ниже рельеф, чтобы создать зону акустики и ментально изолироваться. Второе, что хотели показать — это масштаб трагедии. На полу сделали карту СССР и в точках, где были лагеря, поставили стелы. На каждой мы хотели поименно указать всех заключенных. Этот визуальный образ, на мой взгляд, объяснял бы очень наглядно, что у нас вся страна состояла из лагерей. Над этим как бы театральным пространством нависал мост, откуда можно было бы увидеть весь масштаб сверху.

— Расскажите, как на примере двух ваших малоэтажных жилых комплексов — «Голландского квартала» в Ивантеевке и жилого квартала в Сколково — реализуются принципы новых жилых стандартов?

— «Голландский квартал» мы проектировали раньше, чем приняли стандарты, и Сколково, в общем, тоже достаточно старый проект. Но оба соответствуют современным нормам, и этот факт, учитывая, что я принимал участие в работе комиссии по этим стандартам, меня приятно удивил.

Голландский квартал

Во-первых, отмечу, что в обоих проектах устроены дворы без машин; в «Голландском квартале» есть сквозные подъезды, в Сколково таунхаусы вообще имеют свою территорию. Уводя таким образом автомобили, мы сделали в «Голландском квартале» плоскостные парковки, в Сколково — подземные гаражи. Забота о маломобильных жителях проявилась в том, что вход всюду идет с нуля, на первых этажах у нас в «Голландском квартале» есть специальные места для хранения колясок и велосипедов. И в том, и в другом проекте сами здания различны и по материалам, и по характеру окон, и по своему масштабу. В «Голландском квартале» 18 нетиповых секций, т. е. каждая вторая секция нетиповая, при том, что это эконом-класс. Характер для нас был важен не только на уровне силуэтов, но и тактильном уровне — в Сколково используются материалы чуть дороже — натуральный сланец и панели, имитирующие дерево, в «Голландском квартале» — штукатурка и кирпич ручной формовки. Во всех подъездах стеклянные двери, проработано благоустройство. При въезде в «Голландский квартал» разместили общественный центр, магазин шаговой доступности, социальный центр, где можно проводить торжества, службу эксплуатации, автосервис; в Сколково в центре круга есть общественный центр с магазинами, рестораном и детской площадкой.

Квартал в Сколково


Изображения: UNK project


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.