Мария Могилевцева-Головина: у архитекторов нет прямого контакта с конечным потребителем
Мария Могилевцева-Головина, директор по продукту девелоперской группы «Сити-XXI век», в рамках предстоящей конференции Москомархитектуры «Открытый город» рассказала порталу «Архсовет Москвы» о капитализации архитектурных решений.
«Открытый город» представляет серию интервью с ведущими девелоперами и консультантами Москвы: опыт работы с архитектурными бюро и собственными проектными отделами, лучшие проекты и грамотные схемы сотрудничества от первых лиц рынка недвижимости столицы.
– Как правильно выстраивать диалог архитектор – заказчик?
– Процесс создания девелоперского продукта представляет собой диалог между конечным потребителем и архитектором, который модерирует девелопер. Безусловно, хороший архитектор должен уметь оценивать потребности заказчика. Как правило, архитектурные бюро с видением и опытом даже помогают заказчику четко их формализовать и структурировать в виде технического задания. Хорошее архитектурное бюро может не просто оценивать потребности, но и задавать новые тренды и моду.
– Умеют ли архитекторы оценивать потребности заказчика и конечного пользователя своих проектов?
– С определением потребностей конечного потребителя дела обстоят сложнее. Объективно оценивать потребности клиентов можно только собирая с них обратную связь, причем, по репрезентативной выборке: такой возможности, как правило, у архитекторов нет, так как нет прямого контакта с конечным потребителем. В то же самое время возможность анкетировать клиентов есть у девелоперов, и они ею активно пользуются при заключении сделок или в рамках фокус-групп – во-первых, составляя социально-демографический портрет аудитории, во-вторых, собирая с покупателей обратную связь на предмет соответствия продукта их ожиданиям и выявления дополнительных потребностей. Здесь можно и нужно углубляться в мельчайшие детали: оптимальный для клиента размер спальни, который меняется в зависимости от классности проекта, санузлов, обеспеченность квартиры кладовыми, гардеробными, летними помещениями; обязательно важно понимать, как меняется запрос клиента относительно размера оконных проемов, высоты потолков и так далее.
Результаты подобных исследований обязательно нужно доносить до архитекторов, в противном случае они будут работать в отрыве от рынка. В нашей компании подобную информацию оформляют как приложение к ТЗ, либо связывают типы лотов с типами целевой аудитории в ассортиментной матрице, детализируя требования к продукту до мельчайших подробностей в каждом случае.
Таким образом, кладезем информации по запросу на продукт со стороны конечного потребителя является девелопер, и в этой связи он может для архитектора в какой-то степени выступать учителем, так как у него есть возможность всегда держать руку на пульсе и быть в курсе всех новых запросов клиента.
С другой стороны, важно понимать, что есть аспекты создания продукта, в которых архитектор призван выступать просветителем, прививая клиенту новые привычки и вкусовые пристрастия: это касается стилистики фасадов, отделки квартир и МОП, благоустройства и инженерно-технических решений.
– Портрет хорошего архитектора – какой он?
С одной стороны, идеальный архитектор – это тот, кто умеет слышать заказчика. Сложно работать с теми, кто стремится возвести памятник самому себе, оставляя запрос конечного потребителя на втором плане. С другой стороны, идеальный архитектор – это тот, кто может аргументированно переубедить заказчика в том, что он ошибается в своих запросах. К другим важным качествам, на мой взгляд, можно отнести комплексный подход к решению задач, умение выдерживать сроки, и, конечно, опыт.
– Капитализация архитектурных решений – могут ли удачные архитектурные решения повысить посещаемость/стоимость проекта или это исключительно имиджевая составляющая?
Разумеется, могут, причем, чем выше класс недвижимости, тем выше градус капитализации. Однако здесь речь скорее о качестве работы и визуальных характеристиках фасада, нежели непосредственно об имени и статусе архитектурного бюро – мало кто из конечных потребителей, в соответствии с нашими опросами, реально готов за имя существенно переплачивать на сегодняшний день.
Положительно на имидж проекта влияет участие в нем иностранных специалистов: покупатель неплохо на это реагирует, поэтому я бы порекомендовала российским архитекторам активно наращивать базу контактов и кооперироваться с зарубежными коллегами.
Такое сотрудничество всегда взаимовыгодно: наших архитекторов оно знакомит с новыми практиками и трендами, а для зарубежных это возможность работать в рамках российских нормативов, с которыми самостоятельно разобраться они могут в очень редких случаях, как показывает практика.
- Темы:
- Открытый город |
- образование