ENG
 
От первого лица

Максим Кандыбайло рассказал о развитии Мневниковской поймы в ближайшие 10-15 лет

01 Июня 2021

Территория вокруг Мневниковской поймы долгие годы оставалась выключенной из городской жизни — тут нет жилья, а прекрасная природа недоступна для людей. О том, какие изменения ждут этот район в ближайшие годы, рассказал начальник управления стратегических проектов Москомархитектуры Максим Кандыбайло.

— Ожидать ли жителям появления новых театров, культурных центров? Какое направление выбрано для развитие этой территории?

— Если вы говорите о таких культурных объектах, как театры, то нет, их строительство не планируется. Но предполагается несколько новых спортивных арен, стадион для рэгби. Плюс, строительство уникального спортивного комплекса «Волна», где смогут тренироваться серферы — аналогов этому комплексу нет в России.

Часть этих объектов могут быть многофункциональными, на них можно будет проводить не только спортивные, но и культурные и общественные мероприятия.

— Что будет с набережными, как они будут развиваться?

— Протяженность набережных в Мневниках — почти 7 километров. И огромная удача в том, что их никто не успел заключить в гранит, они находятся в естественном береге. Это особо охраняемая природная территория, и в камень заключен только участок рядом с Карамышевским гидроузлом, все остальное — в естественном береге.

Мы планируем сохранить эту ситуацию, ведь приятно, когда берег мягкий, к воде можно спуститься, ее потрогать, есть пляж, зона отдыха и игровые площадки рядом с водой. Это создает ощущение того, что вы находитесь за городом.

Мы не планируем заключать эту территорию в гранит, но благоустройство территории предполагаем. Нужно заниматься очисткой территории и ее реабилитацией, нужно создавать комфортные пляжи, пешеходные и велосипедные дорожки, освещение в некоторых частях. Плюс, в этой природной территории живут редкие животные, растения и насекомые, которых, естественно, нужно охранять. У них есть свой ареал обитания, поэтому благоустройство обязательно будет учитывать экологические особенности территории.

— То есть концепция — полный уход от гранита в сторону первозданной природы, или какое-то совмещение? Ведь за территорией надо ухаживать, и гранит здесь будет удобнее и дешевле.

— Надо понимать, что гранит дороже в процессе строительства. При сохранении земляного берега этой статьи расходов практически нет, а при капитальном строительстве само возведение берега будет стоить довольно больших денег.  

Хочу напомнить, что протяженность берегов Москвы-реки больше 200 километров, и из них в граните — меньше 60. Впечатление, что река полностью находится в граните — ошибочно, это верно только для центральной части города. На самом деле, много берегов находятся в естественном состоянии. К сожалению, по большей части река исключена из городской жизни, и москвичи ей не пользуются. Это видно в Мневниковской или Нагатинской пойме — рядом с ними люди не живут и редко туда попадают. В рамках программы по развитию Москвы-реки мы предлагаем включить эти территории в городскую жизнь. В Строгино, Мневниках, Филевском парке — с сохранением естественного берега. На этой территории есть небольшие эрозионные процессы: размыв берега, его смывание в реку. Тут нужно укрепление, но в основном мы стараемся сохранить его в первоначальном виде. Все-таки, мы живем в городе, и городская среда должна быть разнообразной.

— Территория 350 га. Каждый ли метр там будет освоен, или этот лесной массив планируется сохранить? Насколько сильно будет изменена эта территория? Или она останется дикой и заросшей?

— Как я уже говорил, это особо охраняемая природная территория. Не назвал бы это лесом — это подтопляемая территория, и там нет густого дикого леса в нашем понимании. Несмотря на работу шлюзов, она подтопляется по естественным причинам. Однако, тут живут несколько редких видов животных, для которых эта среда считается идеальной, у нас есть несколько таких точек, в которые вторгаться нельзя ни в коем случае. Единственное возможное вмешательство в территорию — ее реабилитация, вывоз мусора. Но никакого освещения, никакого строительства, никаких коммуникаций там прокладываться не будет. Будет поддерживаться существующий ареал обитания этих редких животных.

Там, где благоустройство допускается, оно будет делаться. Будут сделаны спортивные и детские площадки, места для отдыха активного и тихого. В целом там, где это возможно, мы хотим благоустроить территорию и сделать ее комфортной.

— По транспорту. Уже построена Северо-Западная хорда, есть два моста. Открыто метро «Мневники», достраивается «Терехово». Что для этого полуострова будет сделано еще?

— Нужно сказать, что все-таки Северо-Западная хорда проходит транзитом через Мневники. Для жителей самого района мы предлагаем строительство еще двух автомобильных мостов в сторону Филевского парка, в створе улиц Мясищева и Новозаводской. Эти мосты призваны обслуживать население самой Мневниковской поймы и соединить Филевскую пойму со станцией метро «Мневники». Если вы знаете, в Филевской пойме есть исторический анклав жилой застройки, и сейчас со открытием станции мы видим, что люди живут буквально на соседнем берегу от метро, и мы естественно хотим, чтобы жители могли ей пользоваться. Мост в створе улицы Мясищева позволит людям с удобством добираться до метро — по факту с другого берега там расстояние около 300-400 метров.

Для повышения пешеходной доступности мы предлагаем строительство двух пешеходных мостов. Один — в сторону Крылатского, чтобы объединить территорию Мневниковской поймы с Крылатским парком и создать единый кластер. В Крылатском есть спортивный кластер: велотрек, много спортивных объектов, гребной канал. Мы хотим создать единую спортивную территорию, в том числе для велосипедистов и увлекающихся бегом людей. Им нужны длинные дистанции, и для них этот участок отлично подойдет. Второй мост будет идти в противоположную сторону. Мы хотим создать единый маршрут из Филевского парка через Мневниковскую пойму в Крылатское, чтобы объединить северо-западную часть города в единый парковый массив. Площадь его составит более 600 гектар, это получается такой мега-парк.

— И все же, транспортная инфраструктура сейчас довольно больной вопрос Москвы. Есть ли концепция внутриквартального пространства, которая позволяет избежать снижения?

— Изначально мы в проект закладывали активное развитие именно метро, и в основном рассчитывали на внеуличный скоростной транспорт. Связано это с тем, что на территории предполагается много спортивных объектов, которые будут привлекать людей, и чтобы не перегружать инфраструктуру, были заложены две станции метро, а не одна. Вместе они сильно снизят нагрузку на территорию и улично-дорожную сеть.

При этом для всех очевидно, что у жителей будет свой личный автотранспорт. На сегодняшний день в пойме разрабатываются проекты, которые предполагают дворы без машин, парковка их предполагается под землей. Все проекты, которые проходят сейчас через нас, предполагают строительство подземных паркингов.

— Хорда, хоть и транзитная, справится с будущей нагрузкой? Или планируется ее расширение?

— На сегодняшний день хорда справляется с транспортным потоком. По нашим прогнозам, строительство еще двух автомобильных мостов позволит нам обслужить территорию без создания затруднений движения как на самой хорде, так и на прилегающих улицах. Заложенных сейчас решений должно хватить для того, чтобы выдержать все будущие нагрузки. 

— Жилье. Есть территория в 40 гектар, которая уже застраивается. Есть ли еще перспективные площадки, на которых будут реализовываться жилые проекты?

— Город сейчас не планирует ничего продавать на этой территории. Помимо жилья, которое будет реализовываться в рамках программы реновации, и участка, который вы упомянули, будут строиться только спортивные объекты. Они будут реализовываться либо городом, либо инвесторами, которые заинтересованы в реализации в том числе спортивной инфраструктуры.

— О тенденции к высотному строительству. Есть ли ограничение по высоте в этом районе? Не увидим ли мы «свечек» по 200 метров в этом районе?

— Выскажу свое личное мнение — в высотности нет ничего плохого, и городу нужны высотные объекты. На мой взгляд, Москва-Сити — вполне привлекательный район, к которому есть вопросы в плане организации пространства, архитектуре, но высотное строительство как таковое не делает город хуже. Кому-то нравится жить в высоком доме, кому-то — в низкоэтажной застройке, и это выбор каждого.

Что касается Мневников, то пойма входит в территорию Большого Сити. Сейчас максимальная высота ограничена 75-82,5 метрами, это около 25 этажей. Проекты, которые реализуются на этой территории, не достигают этих показателей — выбор сделан в сторону низкоэтажной среды.

— А что касается социальной инфраструктуры? Их будет строить девелопер или город?

— По реновации объекты социальной инфраструктуры возводятся за счет города. Реновация подразумевает большой объем жилья, и естественно все объекты будут обеспечены социальной инфраструктурой в полном объеме. А застройщик, который работает на участке, будет самостоятельно строить инфраструктуру для своих объектов — это одно из условий строительства жилья.

— Получается, что там будет развиваться спортивная инфраструктура, социальная транспортная, жилая. Плюс, наш парламент может туда переехать.

— Если вы были в здании Государственной Думы, то могли заметить, что некоторые помещения находятся там в довольно печальном состоянии и не удовлетворяют современным требованиям. Поэтому вполне нормально, что некоторые депутаты хотят переехать в новое комфортное здание.  Сейчас проект не двигается, но думаю, что рано или поздно он будет реализован.

— По вашим ощущениям, через сколько лет эта территория заживет полной жизнью? Строители совсем уйдут, и Мневниковский район будет полноценно жить?

— Проект очень большой, и полная реализация его — перспектива 10-15 лет. Тогда мы получим полноценный район, который будет жить своей жизнью и будет полностью включен в жизнь города. Думаю, в ближайшие три года мы сделаем мощный рывок в плане подготовки территории: строительстве дорог и инженерных сетей. Территория непростая, она подтапливается и в целом требует большой подготовки, которой мы уже занимаемся.

— Сейчас там есть метро практически без жилья вокруг. Насколько это обосновано? Ведь работы сделаны, деньги потрачены. А для кого?

— Надо помнить, что это не конечная станция метро, а часть БКЛ, вокруг которого уже появляются объекты. Вокруг станции «Мневники» расположатся объекты реновации, они уже строятся. Плюс, мы хотим построить мост, чтобы у жителей Филевского парка был доступ к метро — это потенциальные пользователи, которые через год-полтора будут активно пользоваться этой станцией. Строить инфраструктуру перед объектами — нормальная мировая практика. Те две станции метро, которые сейчас построены, дадут мощный толчок к развитию территории. Развивать голое поле гораздо сложнее, чем застроить территорию с транспортной и инженерной инфраструктурой. Город сделал огромные капиталовложения, чтобы территория начала развиваться.

— Можно ли сказать, что Мневники — показательное выступление городских властей на тему того, как может развиваться территория?

— Я не стал бы говорить, что это показательное выступление. У нас много проектов в разных направлениях, и к каждому из них мы относимся как к уникальному. Эта территория находится довольно близко к центру, она одна из немногих незастроенных. Конечно, нам интересно ее развивать, используя современные технологии, современную архитектуру, строить там классные объекты. И на этой территории все это может появиться. Этой территорией хочется заниматься, и это очень интересный процесс.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.