Kleinewelt Architekten: мы не занимаемся тем, что не представляет собой серьёзного вызова
За пять лет работы бюро Kleinewelt Architekten спроектировало больше 50 объектов, и среди них много тех, которые стали городскими достопримечательностями. Портал Архсовета расспросил партнеров бюро Николая Переслегина, Сергея Переслегина и Георгия Трофимова о причинах такого везения, особенностях горзаказов и авторских правах архитекторов.
Архсовет: Большая часть ваших объектов реализована в Москве — на ВДНХ, в Парке Горького, на ЗИЛе. Какие возможности для развития города вы бы выделили?
Николай Переслегин: Вся деловая активность и культурная жизнь Москвы сосредоточены вокруг центра. Одной из основных задач, на мой взгляд, является запуск процесса децентрализации. Нужно создавать очаги культуры и деловую активность на периферии, чтобы избежать неэффективной миграции.
Сергей Переслегин: Внутри Москвы есть большие возможности для развития. Но городу необходимы понятная стратегия развития и генплан.Когда есть общая стратегия, оформленная в виде мастер-плана, девелопер понимает, какие возможности дают ему территории. Тогда происходит развитие города, а не полей, застроенных дешёвым жильем, которое всё равно продастся. В этом смысле хороший редевелопмент даёт возможность делать разнообразные, интересные проекты, на это сегодня созрел определённый запрос.
Кинотеатр "Великан"
Архсовет: Kleinewelt занимается очень интересными проектами, вам везёт на заказы или вы просто их отсеиваете?
Николай Переслегин: Мы предпочитаем не заниматься тем, что не представляет собой творческой интриги и серьёзного вызова. Также мы работаем с теми проектами, где можем стать генпроектировщиками на всех стадиях, вплоть до авторского надзора, поскольку хотим отвечать за качество нашего творческого высказывания.
Сергей Переслегин: Мы участвуем во многих открытых и закрытых конкурсах, занимаемся поиском интригующих заказов. Это большая работа.
Архсовет: Как можно защитить авторство архитектора и сам проект?
Николай Переслегин: Во времена существования Академии архитектуры архитектор был частью элиты, таким же участником общекультурного дискурса, как крупный режиссёр или композитор. После ликвидации Академии архитекторы в России так и не вернули себе этот статус в общественном сознании.
Make architecture great again — звучит почти как предвыборный лозунг вновь избранного президента США
Это большая проблема, учитывая то, что архитектура — одна из самых публичных профессий связанных с искусством. Не очень хорошие музыканты могут исполнять свою музыку для узкого круга людей, художники могут писать картины только для тех, кто захочет на них посмотреть и прийти в их галерею. Архитектура — это та сфера деятельности, которая определяет настроение, мироощущение и повестку дня огромного количества людей каждый день.
Парк "Левобережный"
Сергей Переслегин: Во многом ситуация зависит от заказчика. Когда он правильно выстраивает процесс, понимает ценность авторского надзора, то подрядчик не может сдать ни одного этапа работы, пока не подписаны акты. Оплата работ подрядчика зависит от того, сданы ли конкретные этапы работ архитектору. Если работы не сданы, то их придётся переделать. Так работают многие частные девелоперы.
Конечно, можно пригласить фактически любую организацию, у которой есть соответствующий допуск к выполнению функции авторского надзора, и дальше работать с ней. Но если будет изменён облик проекта, добиться какой-то справедливости можно только опираясь на АГР.
Архсовет: Вы работаете с разными заказчиками. Согласитесь, у госзаказчика есть своя специфика, и есть архитекторы, которые принципиально не работают с городом...
Сергей Переслегин: В работе с городским заказчиком многое зависит от команды менеджеров и от того, какой настрой у людей, что они хотят в итоге получить — просто проектную документацию или качественный продукт. Например, команда ВДНХ профессионально и со знанием дела выполняет свою работу, у них есть определённый запрос на качественную архитектуру. То же относится и к руководству Парка Горького.
Парк "Ходынское поле"
Архсовет: У вас сейчас много объектов по горзаказу?
Николай Переслегин: Сейчас это около пяти процентов от всего объёма заказов. Один из таких объектов — кинотеатр «Великан» в парке Горького. При разработке проекта реконструкции здания кинотеатра нам удалось выяснить историю этого полуразрушенного здания. Изначально на его месте находились судостроительные верфи купцов и промышленников братьев Бромлей. Позже архитектор Алексей Щусев перестроил верфи в павильон Всероссийской сельскохозяйственной выставки. В 1939 году бразильский архитектор Родриго Дакоста его реконструировал, и здесь появился первый в Москве звуковой электротеатр, который назывался «Великан». В 1942 году в здание попала бомба. Спустя 75 лет здание кинотеатра решено восстановить.
После реконструкции во внутреннем пространстве предполагается создать мультикультурный центр с кинозалами, библиотекой, кафе, коворкингом и т.д.
Самым главным экспонатом в кинотеатре «Великан» мы считаем само здание , контур стен и их атмосферу
Поэтому мы решили спроектировать независимое здание, которое интегрировано внутрь исторического контура. Мы отступаем на 20 сантиметров от стены и подчеркиваем неприкосновенность и важность этой руины. Благодаря такому решению, можно будет увидеть остатки росписей Александра Дейнеки и прикоснуться к кирпичам Алексея Щусева и Родриго Дакосты.
Кинотеатр "Великан"
Сергей Переслегин: Сегодня эта постройка представляет собой брандмауэр, разделяющий реку и парк. В своём проекте мы решили это исправить и сделать первый этаж полностью проходным. Можно будет пройти насквозь, и увидеть из парка реку, а с набережной парк. При этом основная идея проекта — полностью сохранить корпус. Этот объект имеет историко-культурный статус, то есть там нельзя принципиально менять фасадные решения или высотные отметки. Поэтому мы можем его только изящно реконструировать. Мы не будем трогать ни стены, ни существующие балки, а только законсервируем историческое здание.
Николай Переслегин: Парк"Ходынское поле" и «Левобережный», спроектированные нами, тоже являются горзаказами. Проект парка на Ходынском поле — уникальный кейс с точки зрения контента. Отсюда впервые были налажены регулярные рейсы в Европу. И мы считаем важным сохранить авиационную айдентику и навигацию — разные зоны парка будут называться «терминалами», как в аэропортах. Центром станет бывшая взлётно-посадочная полоса. С этим проектом мы прошли экспертизу, согласовали с заказчиком и очень надеемся, что будем приглашены к авторскому надзору.
Винодельня в Гай-Кодзоре. Проект
«Левобережный» — тоже интересная история, пляж на берегу Москвы-реки является одним из немногих мест в столице, где разрешено купаться. Поэтому мы предлагаем сделать его курортом в черте города. У нас даже была шутка, что если по дороге в «Шереметьево» застрянешь в пробке на Ленинградке, можно будет просто свернуть направо и отдыхать в «Левобережном».
Архсовет: Давайте поговорим про негородские проекты. Мне кажется, особо вам повезло с заказчиками винодельни...
Николай Переслегин: Да, это наш любимый объект, сейчас он достраивается, мы осуществляем авторский надзор.
Георгий Трофимов: У нас бывают плотные выходные, мы проводим много часов на стройке, обсуждаем конкретные детали.
Для нас проект винодельни очень важный, мы трепетно относимся к каждой мелочи, потому что, по сути, это воплощение нашей мечты — построить здание целиком из бетона
В этом проекте мы используем лицевой бетон и как отделочный материал, и как несущий.
Винодельня в Гай-Кодзоре. Реализация
Сергей Переслегин: Это здание — обрамление ландшафта, территория очень удачно выбрана самими виноделами.
Архсовет: Жалко, что частная...
Сергей Переслегин: Вот как раз нет, это принципиально общественное здание, это не только технология, но и культурный центр, куда можно приехать, продегустировать вино, прогуляться по территории. Владельцы хотят популяризировать свой бренд, развить музей виноделия. Да и само производство организовано как музей: перемещаясь внутри винодельни, вы увидите весь процесс производства. В здании уже установлено всё технологическое оборудование, и оно выглядит совершенно фантастически.
Архсовет: Еще что-то интересное вы проектируете на ЗИЛе...
Николай Переслегин: Сейчас по нашему проекту на ЗИЛе уже началась стройка самого крупного в Европе дилерского центра для двух автомобильных брендов — «Мерседес» и «Ауди». Этот объект — входная точка на главный бульвар ЗИЛа, мы постарались выстроить эстетику объёма так, чтобы снаружи воспринималась вся красота его внутреннего пространства. Между двумя брендами проходит глухой брандмауэр — сюда мы убрали всё инженерное ядро...
Дилерский центр «Авилон» на территории ЗИЛа
Архсовет: Как устроено здание?
Сергей Переслегин: Там в рамках каждого бренда спроектирован целый «пирог» функций: два подземных этажа — это мини-автомобильный завод, полноценный сервис. Далее шоу-рум, офисы и наверху ещё парковка. У нас были сложнейшие переговоры с двумя международными штаб-квартирами. У каждого бренда есть жесточайший брендбук и свой главный архитектор...
Георгий Трофимов: Это будет достаточно сложное с технологической точки зрения здание из двух объемов - исторической части модельного цеха и вновь возводимой. Два шоу-рума мы сделали практически независимыми, поскольку главным требованием обеих было разделить части здания. Чтобы посетитель смог попасть из одного салона в другой, ему потребуется выйти на улицу.
Павильоны на ВДНХ
Архсовет: Все архитекторы любят делать уникальные здания. Между ними и архитектурой, скажем так, массовой какая-то непреодолимая пропасть. Что думаете по поводу типовых проектов?
Николай Переслегин: В типовых проектах, я думаю, нет ничего плохого, типовые здания есть во всём мире, вопрос, какие они. Если это проекты школ или садиков, которые изящно придуманы, недорого, но функционально сделаны, из хороших материалов, с интересными фактурами, внутренними пространствами и всем это удобно, такие проекты можно реализовывать. Вопрос в качестве. Когда проекты придумывали в гигантских проектных монстрах, то, как правило, это были безликие сооружения, которые не представляют никакого интереса.
Сергей Переслегин: Ключевой характеристикой тут является разнообразие. Когда в типовых проектах есть возможность находить какое-то заранее предусмотренное разнообразие — например, как это сейчас делают перенастроенные ДСК, — тогда это возможно, почему нет. Но здесь есть известные проблемы индустрии, которая захлебывается оттого, что темпы производства элементов опережают темпы строительства, и просто нужны новые площади для реализации, как в Московской области — бесконечная застройка полей.
Кинотеатр "Великан"
Архсовет: Кстати говоря о массовой застройке — возможно, в недалеком будущем сюда будут внедрять передовые BIM технологии. Как думаете, это на качестве отразится?
Сергей Переслегин: Мы работаем в BIM, но возникают сложности с подрядчиками. Пока вся производственная цепочка не перешла на BIM, мы используем гибридные технологии.
Георгий Трофимов: Да, у нас есть ряд отобранных партнёров-смежников, с которыми мы делаем основные разделы. Какие-то важные моменты мы делаем чуть подробнее, BIM это позволяет — мы прокладываем основные трассы коммуникаций, основные сечения колонн. А дальше всё равно переходим на более традиционную технологию.
Архсовет: Какие интересные проекты у вас сейчас в работе?
Сергей Переслегин: Можем отметить проект «Парка будущего» на ВДНХ. Для него уже сделана архитектурно-градостроительная концепция, сейчас стартует следующая стадия проектирования. Это большой амбициозный проект на уровне лучших мировых парков развлечений.
Николай Переслегин: На территории парка появится аттракцион «Город» с экстремальными горками, универсальный театр, а вся территория будет освещаться гигантским аттракционом «Солнце».
В заключение хотел бы отметить, что любой наш проект — это маленький мир, в котором мы несем ответственность за каждую деталь. Мы стараемся найти правильные инструменты и методы, чтобы вписать проект в существующую ткань города.
- Темы:
- жилье |
- парки |
- образование