Кенго Кума: Наш проект в Москве станет «воротами» к реке
Звезда мировой архитектуры, японский архитектор Кенго Кума представил Архитектурному совету Москвы свой первый проект в российской столице – высотный жилой комплекс на Кутузовском проспекте. В эксклюзивном интервью Архсовету мастер рассказал, почему решил строить в Москве.
Жилой комплекс на Кутузовском – не просто объект «звездного» архитектора: по мнению Архсовета, это еще и первый для Москвы опыт градостроительства в виде не отдельных зданий, а суперструктур, а также авангардная концепция смешения общественного и публичного пространства посредством открытого двора, через который к Москве-реке выходит широкая эспланада.
Кенго Кума представил мастерски сделанную, целостную концепцию среды, которая, несмотря на свою необычность, могла бы стать модельным примером «обращения» с рекой.
Архсовет: Почему вы решили работать здесь, что вас привлекло?
Кенго Кума: Этот проект очень важен для города из-за своего расположения — возле Москвы-реки, где находится новый центр активности города. Цель проекта состоит в том, чтобы добиться связанности большого бульвара и реки. Это может радикально изменить урбанистическую среду этого места.
— Правительство Москвы утвердило единую концепцию развития территорий, прилегающих к Москве-реке. Какие задачи стоят перед девелоперскими проектами, которые, как и ваш, будут развиваться на реке, и какую пользу они могут принести городу?
— В XX веке территории, прилегающие к реке, были полностью отрезаны от городской жизни. На берегу реки, как правило, располагалась заводы или склады, и они отделяли реку от города. Но в XXI веке люди хотели бы наслаждаться красотой реки. В Японии мы реализуем похожую программу: природа, т.е. река или океан долгое время были отделены от жизни города промышленными зданиями. И в Европе люди сталкиваются с той же проблемой — когда определенные здания нарушают единство природы и города.
Наш проект в Москве будет выполнять функции своего рода «ворот», которые соединят город и реку. Пространство жилого двора, разнообразные активности и река — все это будет соединено воедино. Мы работаем вместе, чтобы создать новую модель строительства, в которой природа и город будут гармонично взаимодействовать. Этот новый прототип может быть применен не только в отношении Москвы, но и в отношении каждого города в этом столетии.
— Что вы думаете о тенденциях, которые были продемонстрированы на последней архитектурной Биеннале в Венеции: упрощение форм, сокращение затрат, принципы одноразовости? Каков ваш прогноз на будущее?
— Сейчас отношение общества к архитектуре меняется, так как общество очень часто критически настроено, в особенности, к стоимости зданий. Особое значение приобрела проблема влияния строительства на окружающую среду. В этой ситуации архитекторы должны найти новые способы выражения. И сильный характер все еще крайне важен для проектирования. Но в то же время стоимость проектов и их экологичность, а также влияние на глобальное потепление, стали очень важными критериями в современном строительстве. И мы должны найти точки соприкосновения всех этих требований.
— Как вы считаете, компетенции современного архитектора меняются?
— В начале XX века, русские архитекторы старались совместить технологии и новый дизайн. В наше время мы должны объединить экологичные технологии и архитектурное проектирование, потому как современное развитие технологий достигло значительного уровня в вопросах экологичности и рационального строительства. Но архитектурное проектирование и современные технологии все еще абсолютно разделены. Мы должны объединить их.
В этом проекте мы работаем с пространством реки, мы даже специально моделируем ветровые потоки, чтобы создать наиболее комфортное окружение. Такую работу можно назвать хорошим примером интеграции двух видов технологий.
- Темы:
- Архсовет