Карен Билян и Тигран Даниелян: «Период кризиса – отличное время для перемен. В том числе и в архитектуре»
Карен Навои Билян и Тигран Даниелян, выходцы из одного из ведущих российских архитектурных бюро, не побоялись в столь смутное время создать собственную архитектурную студию .ket. Мы встретились с ними в Парке Горького и поговорили о новом мире после пандемии, переосмыслении понятия «архитектура под ключ», концептуальной автомойке, макете из гречки, бутик-пекарне и рае на Земле, который они планируют создать на своей исторической Родине в Армении.
— Расскажите о себе. Кто вы и откуда?
Карен: Мы родились в Армении, но с детства живем в Москве. Познакомились в МАрхИ в 2012 году, окончили бакалавриат с красным дипломом. Мы не всегда работали вместе, но поддерживали связь, не упускали друг друга из виду. Продолжили обучение в магистратуре и параллельно работали в архитектурном бюро ai architects.
— Как вы решились в разгар пандемии коронавируса, очень сильно ударившего по архитектурно-строительной отрасли, покинуть насиженное местечко?
Карен: Кажется, что уходить из крупного бюро со стабильной работой и доходом в разгар эпидемиологической катастрофы – безумие. Однако идея пришла еще задолго до кризиса, просто мы поняли, что приобретенный опыт позволяет нам создать свое совершенно автономное и самодостаточное бюро, свой микроклимат, продукт, отражающий наши моральные ценности, творческий потенциал и восприятие архитектуры. Мы к этому давно шли и сейчас приняли вызов в полном объеме. Период кризиса – отличное время для перемен. В том числе и в архитектуре.
Минус работы в крупном бюро - необходимость играть по чужим правилам, везде они свои. В случае с ai architects - очень комфортным правилам, с очень дружной и талантливой командой. Но нам хотелось выйти за рамки четырех стен. Мы также понимали, что полноценное восстановление отрасли займет месяцы или даже годы и не хотели идти на компромисс с самими собой.
— Это был безболезненный уход?
Карен: Да, абсолютно. Все текущие проекты мы закрыли, в том числе очень важный и одновременно очень сложный - благоустройство центра города Боровск. Там каждое строение – архитектурное наследие, даже пристройка к «пятерочке». Особое внимание к самой главной проблеме – транспортным связкам. В городе более 40% дорог используется неэффективно. В нашей команде были эксперты по социокультурному проектированию. Нам доверили этот проект, потому что знали, что мы все сделаем хорошо. Боровск победил во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, и будет реализован.
— Не жалеете, что ушли?
Тигран: Нет, крупные архбюро сейчас вынуждены увольнять сотрудников. На рынке появляютя новые игроки, это время перемен и ротаций.
Карен: Мы часто говорим о гибкости и многофункциональности, подразумевая неодушевлённые объекты. Но люди тоже должны быть гибкими. Наше бюро сейчас состоит из двух человек, и мы нанимаем сотрудников под проекты. Берем лучших для конкретной реализации. И собственным офисом обзаводиться пока не планируем, предпочитая небольшой тихий коворкинг. Думаю, в будущем не останется статичных сотрудников, а экономика совместного потребления получит новый импульс.
— Чему вас научила работа в крупном бюро?
Карен: Мне повезло сделать архитектурно-градостроительное решение для станции метро «Марьина роща» на Большом кольце (рабочее название «Шереметьевская»). Это колоссальный опыт, который сегодня дал нам возможность поучаствовать в конкурсе на дизайн новых станций метро - «Маршала Жукова» и «Кленовый бульвар 2».
Мы предложили два контрастных метода архитектурного проектирования. Один более традиционный для «Маршала Жукова». Другой - довольно провокационный, но в духе основных мировых тенденций в архитектуре - многофункциональный, интерактивный, обладающий социальной значимостью. Это место встреч, ожиданий, отдыха. Функции продиктованы локацией и сценариями пользователей – рядом расположено несколько крупных учебных заведений.
— Чему ещё можно научиться, работая в крупном бюро?
Карен: Ещё один бесценный навык - умение руководить большим коллективом. МАРХИ дает отличное фундаментальное образование, но, к сожалению, в наших архитектурных вузах студентов не учат менеджменту, комплексному подходу к выполнении задачи, умению обосновать то или иное решение с точки зрения экономики, распоряжаться бюджетами, в конце концов. Все это приходит с опытом.
Тигран: Карен - очень сильный лидер. Он умеет правильно организовать работу коллектива, сглаживать острые углы. Архитекторы по натуе эгоцентристы. Каждый считает, что его идея лучше. Важно, чтобы ни одна идея не была проигнорирована и никто не остался обиженным.
Карен: У нас с Тиграном сложился сильный тандем. Это признавал и наш тогдашний руководитель. Поэтому самые важные и крупные проекты отдавали нам. Над одним из них - концепцией реконструкции советских домов культуры - работали 6 архитекторов, 4 визуализатора, экономист, графический дизайнер и специалисты по социокультурному проектированию.
— И как вы справлялись? Как доносили верные, на ваш взгляд, архитектурные решения?
Карен: Приходилось использовать различные психологические трюки. К примеру, Тигран был вынужден играть роль «мальчика для битья». Он раздражал всех, генерируя совершенно абсурдные идеи. И на его фоне все остальные решения казались вполне себе осуществивыми.
Тигран: О да, я настроил против себя весь коллектив. Коллеги даже придумали хештэг #антитигран. Но в результате нам удалось на драйве закончить этот проект всего за полтора месяца.
Карен: Работа в крупном архбюро также научила нас вести диалог с заказчиком.
Тигран: Еще во время учебы в магистратуре Карен вел проект строительства частного жилого дома «под ключ» с бюджетом в 150 млн рублей, а я разрабатывал проект благоустройства привокзальной территории подмосковной Шаховской площадью 4 га с бюджетом свыше двухсот миллионов рублей. Инициатором выступило Министерство благоустроства Московской области.
Карен: Это совершенно разноуровневые проекты, благодаря которым мы еще раз убедились в необходимости находить правильный подход ко всем участникам архитектурно-строительного процесса. Будь то прораб, никогда не работавший с архитекторами и предпочитающий русский матерный, или частный заказчик, объездивший полмира и убежденный в своем идеальном вкусе.
Тигран: Зачастую сложность заключается в том, что ты можешь понять ход мыслей заказчика и его приоритеты, а он твои - нет. Архитектор должен уметь разговаривать с разными людьми на разных языках, особенно если речь идет не о частном заказе. Ты заходишь на стройку и отстаиваешь свое решение каждую секунду. Дашь слабину - можешь поставить на своем проекте крест. В случае с Шаховской приходилось постоянно лавировать, искать точки соприккосновения и компромиссы.
Карен: Это сложно, но необходимо. Каждый архитектор должен пережить большую стройку, чтобы понять, как работает весь этот процесс от проекта до объекта.
Тигран: Не только строительный процесс, но и как устроен человеческий механизм, как правильно выстраивать диалог и с подрядчиком, и с каждым из строителей.
— Чтобы подытожить: идеальный заказчик - кто он?
Карен: Это человек, полностью вовлеченный в процесс строительства, но при этом доверяющий архитекторам. Для одного из таких заказчиков мы разработали проект жилого дома на Новой Риге. Он очень сложный с точки зрения архитектуры, на грани жилых и экспозиционных пространств, перетекающих одно в другое. Заказчик нам доверился полностью. Для него это любимая игрушка, он был максимально вовлечен и переживал весь этот незабываемый опыт вместе с нами. Такой интерес к процессу помогает и вдохновляет архитекторов.
Тигран: Он таким образом выражает себя, свой опыт и мировоззрение на данном этапе жизни.
Тот случай, когда заказчик учится чему-то у нас, а мы - у него.
— Как вы распределяете роли в бюро?
Тигран: Мы не распределяем роли. Каждый делает то, что может делать в данный момент. Например, Карен едет встречаться с заказчиком, а я в этот момент черчу что-то.
— Какие проекты вам интересны?
Тигран: Нам интересно все. От концептуальной автомойки до коттеджного поселка. Мы предпочитаем вариативность и стараемся быть гибкими.Часто говорят о необходимости индивидуального подхода к каждому объекту. Мы хотим возвести это понятие в абсолют.
— А можно поподробней о концептуальной автомойке?
Карен: Запрос с мойкой возник спонтанно и неожиданно. Можно сказать, я сам напросился ее сделать. Это элитный посёлок, значит, и мойка должна быть особенной. Там будет удобное кафе с хорошим кофе и выпечкой в дорогу. На втором этаже-небольшой домашний ресторан. Рядом - административный блок. Там отличная экология и прекрасный вид, поэтому на крыше открытая веранда. Но при этом это всего лишь автомойка, бутик-мойка, если хотите, которая идеально вписывается в контекст. Она будет состоять из четырех разноуровневых объемов, кубов, с очень простой и логичной планировкой, выполняющих 4 функции: непосредственно мойка, ресторан, пекарня и административный блок. Контраст форм, динамика передвижения уровней создаст эффектный фасад. Это простой в строительстве и эксплуатации концептуальный объект за небольшой бюджет, который будет не похож ни на одну другую автомойку.
— Как вы считаете, в чем ваше главное конкурентное преимущество?
Тигран: Мы постоянно выходим за рамки привычного. Мы переосмыслили понятие «работы под ключ». Для одного из заказчиков мы разработали концепцию небольшой пекарни. Бутик-пекарни, если хотите. Здесь мы выполняем роль не только архитекторов и дизайнеров, но и консультантов по экономике проекта. Мы занимаемся проработкой каждой детали, в том числе созданием логотипа и архитектуры бренда, приложения для смартфонов и даже дизайна меню. Мы не ставим для себя рамок: это мы делаем, а вот тут, ребята, наша роль архитекторов заканчивается. В современном мире нет границ и шаблонов.
— Печь тоже сами будете?
Тигран: Не исключено (смеется).
Карен: Ещё один очень интересный опыт - работа с одним из популярных развлекательных телеканалов «Пятница». Мы занимаемся обустройством интерьера одной загородной виллы для съемок многосезонной передачи. И здесь мы не только проектировщики, но и дизайнеры, и постановщики. Мы изучили сценарий. А нашими заказчиками были не будущие жильцы, а оператор с его пожеланиями по картинке, режиссер с его видением концепции и продюсер. Уникальный опыт.
Тигран: Мы собираем паззл из пожеланий всех причастных. Результатом должно стать интерьерное пространство, которое устроит всех, включая будущих жителей и съемочную камеру.
— Какие у вас планы на ближайшее время?
Карен: Сейчас мы серьезно готовимся к участию в «АрхМоскве», в ее разделе Next. С помощью нашей экспозиции мы хотим рассказать, какие изменения, на наш взгляд, ждут архитектуру в будущем, что поменяется или не поменяется в результате пандемии. Но пока не хотим раскрывать все карты.
— Ждем с нетерпением. А что за история с макетом из гречки?
Тигран: Когда все скупали гречку в ожидании неминуемого апокалипсиса, мы разрабатывали проект загородной виллы и решили сделать макет этого здания из гречки. Немножко хайпануть, если хотите.
— Продолжите фразу. Каждый архитектор мечтает построить...
Карен: …винодельню.
Тигран: …свою жизнь.
Карен: На данный момент проект мечты реализуется в Дилижане в Армении. Это очень крупный объект рекреационно-оздоровительного комплекса с оптимальным набором дополнительных функций.
Тигран: Для нас важно, чтобы этот объект не нарушал существующий природный ландшафт и был максимально бережно интегрирован в природу.
Карен: Мы предусмотрели самые разнообразные сценарии для будущих постояльцев. Виллы разных размеров учитывают естественную геометрию рельефа и не мешают друг другу, задуманы площадки для нетворкинга и места, где есть возможность остаться наедине с собой и природой. Должен получиться объект с устойчивой и исцеляющей архитектурой.
— Вы проектируете на расстоянии?
Тигран: Это наш первый опыт дистанционной работы. К сожалению, границы пока закрыты. Друзья и знакомые присылают нам фотографии, описывают свои собственные ощущения от этого места в разное время. Это здорово помогает в работе. А мы очень ждем возможности вернуться в Дилижан.
— А заказчик понимающий?
Карен: Да, очень. Это достаточно молодой заказчик с четким пониманием современных тенденций в архитектуре. Чувствует природу места и очень деликатно относится к наследию, даже несмотря на то, что при застройке территории в советские годы был допущен ряд ошибок, от которых пострадал ландшафт и общие виды этого райского места.
— Так а что всё же означает название вашего архбюро .ket architects?
Тигран: А это пусть пока останется тайной.