ENG
 
От первого лица

Карен Билян и Тигран Даниелян: «Период кризиса – отличное время для перемен. В том числе и в архитектуре»

02 Июля 2020
1 из 16
Проект аутентичного пространства бутик-пекарни
Проект аутентичного пространства бутик-пекарни
2 из 16
Проект аутентичного пространства бутик-пекарни
Проект аутентичного пространства бутик-пекарни
3 из 16
Проект аутентичного пространства бутик-пекарни
Проект аутентичного пространства бутик-пекарни
4 из 16
Благоустройство центра города Боровск
Благоустройство центра города Боровск
5 из 16
Благоустройство центра города Боровск
Благоустройство центра города Боровск
6 из 16
Благоустройство центра города Боровск
Благоустройство центра города Боровск
7 из 16
Проект автомойки с функциями ритейла
Проект автомойки с функциями ритейла
8 из 16
Проект автомойки с функциями ритейла
Проект автомойки с функциями ритейла
9 из 16
Проект автомойки с функциями ритейла
Проект автомойки с функциями ритейла
10 из 16
Проект автомойки с функциями ритейла
Проект автомойки с функциями ритейла
11 из 16
Проект автомойки с функциями ритейла
Проект автомойки с функциями ритейла
12 из 16
Станция Проспект маршала Жукова | конкурсное предложение
Станция Проспект маршала Жукова | конкурсное предложение
13 из 16
Станция Проспект маршала Жукова | конкурсное предложение
Станция Проспект маршала Жукова | конкурсное предложение
14 из 16
Станция
Станция "Кленовый бульвар 2" | конкурсное предложение
15 из 16
Станция
Станция "Кленовый бульвар 2" | конкурсное предложение
16 из 16
1 / 16

Увеличить

Карен Навои Билян и Тигран Даниелян, выходцы из одного из ведущих российских архитектурных бюро, не побоялись в столь смутное время создать собственную архитектурную студию .ket. Мы встретились с ними в Парке Горького и поговорили о новом мире после пандемии, переосмыслении понятия «архитектура под ключ», концептуальной автомойке, макете из гречки, бутик-пекарне и рае на Земле, который они планируют создать на своей исторической Родине в Армении.  

Расскажите о себе. Кто вы и откуда?

Карен: Мы родились в Армении, но с детства живем в Москве. Познакомились в МАрхИ в 2012 году, окончили бакалавриат с красным дипломом. Мы не всегда работали вместе, но поддерживали связь, не упускали друг друга из виду. Продолжили обучение в магистратуре и параллельно работали в архитектурном бюро ai architects.

Как вы решились в разгар пандемии коронавируса, очень сильно ударившего по архитектурно-строительной отрасли, покинуть насиженное местечко?

Карен: Кажется, что уходить из крупного бюро со стабильной работой и доходом в разгар эпидемиологической катастрофы – безумие. Однако идея пришла еще задолго до кризиса, просто мы поняли, что приобретенный опыт позволяет нам создать свое совершенно автономное и самодостаточное бюро, свой микроклимат, продукт, отражающий наши моральные ценности, творческий потенциал и восприятие архитектуры. Мы к этому давно шли и сейчас приняли вызов в полном объеме. Период кризиса – отличное время для перемен. В том числе и в архитектуре.

Минус работы в крупном бюро - необходимость играть по чужим правилам, везде они свои. В случае с ai architects - очень комфортным правилам, с очень дружной и талантливой командой. Но нам хотелось выйти за рамки четырех стен. Мы также понимали, что полноценное восстановление отрасли займет месяцы или даже годы и не хотели идти на компромисс с самими собой. 

Это был безболезненный уход? 

Карен: Да, абсолютно. Все текущие проекты мы закрыли, в том числе очень важный и одновременно очень сложный - благоустройство центра города Боровск. Там каждое строение – архитектурное наследие, даже пристройка к «пятерочке». Особое внимание к самой главной проблеме – транспортным связкам. В городе более 40% дорог используется неэффективно. В нашей команде были эксперты по социокультурному проектированию. Нам доверили этот проект, потому что знали, что мы все сделаем хорошо. Боровск победил во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, и будет реализован.

Не жалеете, что ушли?

Тигран: Нет, крупные архбюро сейчас вынуждены увольнять сотрудников. На рынке появляютя новые игроки, это время перемен и ротаций.

Карен: Мы часто говорим о гибкости и многофункциональности, подразумевая неодушевлённые объекты. Но люди тоже должны быть гибкими. Наше бюро сейчас состоит из двух человек, и мы нанимаем сотрудников под проекты. Берем лучших для конкретной реализации. И собственным офисом обзаводиться пока не планируем, предпочитая небольшой тихий коворкинг. Думаю, в будущем не останется статичных сотрудников, а экономика совместного потребления получит новый импульс.

Чему вас научила работа в крупном бюро?

Карен: Мне повезло сделать архитектурно-градостроительное решение для станции метро «Марьина роща» на Большом кольце (рабочее название «Шереметьевская»). Это колоссальный опыт, который сегодня дал нам возможность поучаствовать в конкурсе на дизайн новых станций метро - «Маршала Жукова» и «Кленовый бульвар 2».

Мы предложили два контрастных метода архитектурного проектирования. Один более традиционный для «Маршала Жукова». Другой - довольно провокационный, но в духе основных мировых  тенденций в архитектуре - многофункциональный, интерактивный, обладающий социальной значимостью. Это место встреч, ожиданий, отдыха. Функции продиктованы локацией и сценариями пользователей – рядом расположено несколько крупных учебных заведений.

Чему ещё можно научиться, работая в крупном бюро?

Карен: Ещё один бесценный навык - умение руководить  большим коллективом. МАРХИ дает отличное фундаментальное образование, но, к сожалению, в наших архитектурных вузах студентов не учат менеджменту, комплексному подходу к выполнении задачи, умению обосновать то или иное решение с точки зрения экономики, распоряжаться бюджетами, в конце концов. Все это приходит с опытом.

Тигран: Карен - очень сильный лидер. Он умеет правильно организовать работу коллектива, сглаживать острые углы. Архитекторы по натуе эгоцентристы. Каждый считает, что его идея лучше. Важно, чтобы ни одна идея не была проигнорирована и никто не остался обиженным. 

Карен: У нас с Тиграном сложился сильный тандем. Это признавал и наш тогдашний руководитель. Поэтому самые важные и крупные проекты отдавали нам. Над одним из них - концепцией реконструкции советских домов культуры - работали 6 архитекторов, 4 визуализатора, экономист,  графический дизайнер и специалисты по социокультурному проектированию. 

И как вы справлялись? Как доносили верные, на ваш взгляд, архитектурные решения?

Карен: Приходилось использовать различные психологические трюки. К примеру, Тигран был вынужден играть роль «мальчика для битья». Он раздражал всех, генерируя совершенно абсурдные идеи. И на его фоне все остальные решения казались вполне себе осуществивыми.

Тигран: О да, я настроил против себя весь коллектив. Коллеги даже придумали хештэг #антитигран. Но в результате нам удалось на драйве закончить этот проект всего за полтора месяца.

Карен: Работа в крупном архбюро также научила нас вести диалог с заказчиком.

Тигран: Еще во время учебы в магистратуре Карен вел проект строительства частного жилого дома «под ключ» с бюджетом в 150 млн рублей, а я разрабатывал проект благоустройства привокзальной территории подмосковной Шаховской площадью 4 га с бюджетом свыше двухсот миллионов рублей. Инициатором выступило Министерство благоустроства Московской области. 

Карен: Это совершенно разноуровневые проекты, благодаря которым мы еще раз убедились в необходимости находить правильный подход ко всем участникам архитектурно-строительного процесса. Будь то прораб, никогда не работавший с архитекторами и предпочитающий русский матерный, или частный заказчик, объездивший полмира и убежденный в своем идеальном вкусе. 

Тигран: Зачастую сложность заключается в том, что ты можешь понять ход мыслей заказчика и его приоритеты, а он твои - нет. Архитектор должен уметь разговаривать с разными людьми на разных языках, особенно если речь идет не о частном заказе. Ты заходишь на стройку и отстаиваешь свое решение каждую секунду. Дашь слабину - можешь поставить на своем проекте крест. В случае с Шаховской приходилось постоянно лавировать, искать точки соприккосновения и компромиссы. 

Карен: Это сложно, но необходимо. Каждый архитектор должен пережить большую стройку, чтобы понять, как работает весь этот процесс от проекта до объекта. 

Тигран: Не только строительный  процесс, но и как устроен человеческий механизм, как правильно выстраивать диалог и с подрядчиком, и с каждым из строителей.

Чтобы подытожить: идеальный заказчик - кто он? 

Карен: Это человек, полностью вовлеченный в процесс строительства, но при этом доверяющий архитекторам. Для одного из таких заказчиков мы разработали проект жилого дома на Новой Риге. Он очень сложный с точки зрения архитектуры, на грани жилых и экспозиционных пространств, перетекающих одно в другое. Заказчик нам доверился полностью. Для него это любимая игрушка, он был максимально вовлечен и переживал весь этот незабываемый опыт вместе с нами. Такой интерес к процессу помогает и вдохновляет архитекторов.

Тигран: Он таким образом выражает себя, свой опыт и мировоззрение на данном этапе жизни.

Тот случай, когда заказчик учится чему-то у нас, а мы - у него.

Как вы распределяете роли в бюро? 

Тигран: Мы не распределяем роли. Каждый делает то, что может делать в данный момент. Например, Карен едет встречаться с заказчиком, а я в этот момент черчу что-то. 

Какие проекты вам интересны?

Тигран: Нам интересно все. От концептуальной автомойки до коттеджного поселка. Мы предпочитаем вариативность и стараемся быть гибкими.Часто говорят о необходимости индивидуального подхода к каждому объекту. Мы хотим возвести это понятие в абсолют.

А можно поподробней о концептуальной автомойке? 

Карен: Запрос с мойкой возник спонтанно и неожиданно. Можно сказать, я сам напросился ее сделать. Это элитный посёлок, значит, и мойка должна быть особенной. Там будет удобное кафе с хорошим кофе и выпечкой в дорогу. На втором этаже-небольшой домашний ресторан. Рядом - административный блок. Там отличная экология и прекрасный вид, поэтому на крыше открытая веранда. Но при этом это всего лишь автомойка, бутик-мойка, если хотите, которая идеально вписывается в контекст. Она будет состоять из четырех разноуровневых объемов, кубов, с очень простой и логичной планировкой, выполняющих 4 функции: непосредственно мойка, ресторан, пекарня и административный блок. Контраст форм, динамика передвижения уровней создаст эффектный фасад. Это простой в строительстве и эксплуатации концептуальный объект за небольшой бюджет, который будет не похож ни на одну другую автомойку.

Как вы считаете, в чем ваше главное конкурентное преимущество?

Тигран: Мы постоянно выходим за рамки привычного. Мы переосмыслили понятие «работы под ключ». Для одного из заказчиков мы разработали концепцию небольшой пекарни. Бутик-пекарни, если хотите. Здесь мы выполняем роль не только архитекторов и дизайнеров, но и консультантов по экономике проекта. Мы занимаемся проработкой каждой детали, в том числе созданием логотипа и архитектуры бренда, приложения для смартфонов и даже дизайна меню. Мы не ставим для себя рамок: это мы делаем, а вот тут, ребята, наша роль архитекторов заканчивается. В современном мире нет границ и шаблонов.

Печь тоже сами будете?

Тигран: Не исключено (смеется).

Карен: Ещё один очень интересный опыт - работа с одним из популярных развлекательных телеканалов «Пятница». Мы занимаемся обустройством интерьера одной загородной виллы для съемок многосезонной передачи. И здесь мы не только проектировщики, но и дизайнеры, и постановщики.  Мы изучили сценарий. А нашими заказчиками были не будущие жильцы, а оператор с его пожеланиями по картинке, режиссер с его видением концепции и продюсер. Уникальный опыт.

Тигран: Мы собираем паззл из пожеланий всех причастных. Результатом должно стать интерьерное пространство, которое устроит всех, включая будущих жителей и съемочную камеру.

Какие у вас планы на ближайшее время?

Карен: Сейчас мы серьезно готовимся к участию в «АрхМоскве», в ее разделе Next. С помощью нашей экспозиции мы хотим рассказать, какие изменения, на наш взгляд, ждут архитектуру в будущем, что поменяется или не поменяется в результате пандемии. Но пока не хотим раскрывать все карты.

Ждем с нетерпением. А что за история с макетом из гречки?

Тигран: Когда все скупали гречку в ожидании неминуемого апокалипсиса, мы разрабатывали проект загородной виллы и решили сделать макет этого здания из гречки. Немножко хайпануть, если хотите.

Продолжите фразу. Каждый архитектор мечтает построить...

Карен: …винодельню. 

Тигран: …свою жизнь.

Карен: На данный момент проект мечты реализуется в Дилижане в Армении. Это очень крупный объект рекреационно-оздоровительного комплекса с оптимальным набором дополнительных функций.  

Тигран: Для нас важно, чтобы этот объект не нарушал существующий природный ландшафт и был максимально бережно интегрирован в природу.

Карен: Мы предусмотрели самые разнообразные сценарии для будущих постояльцев. Виллы разных размеров учитывают естественную геометрию рельефа и не мешают друг другу, задуманы площадки для нетворкинга и места,  где есть возможность остаться наедине с собой и природой. Должен получиться объект с устойчивой и исцеляющей архитектурой. 

Вы проектируете на расстоянии?

Тигран: Это наш первый опыт дистанционной работы. К сожалению, границы пока закрыты. Друзья и знакомые присылают нам фотографии, описывают свои собственные ощущения от этого места в разное время. Это здорово помогает в работе. А мы очень ждем возможности вернуться в Дилижан. 

А заказчик понимающий?

Карен: Да, очень. Это достаточно молодой заказчик с четким пониманием современных тенденций в архитектуре. Чувствует природу места и очень деликатно относится к наследию, даже несмотря на то, что при застройке территории в советские годы был допущен ряд ошибок, от которых пострадал ландшафт и общие виды этого райского места.

Так а что всё же означает название вашего архбюро .ket architects?

Тигран: А это пусть пока останется тайной.


Изображения: .ket architects


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.