Как создаются спектакли в цехах заводов
Прошлым летом в Выксе состоялся театральный перформанс «Страсти по Мартену» в цехах металлургического завода, а в декабре 2019 года прошла премьера спектакля «Мистерия Высокого Давления» в чеховском Энергомаше. Продюсер проектной группы «8 линий» Юлия Бычкова рассказала, как творческая энергия меняет действующее производство и почему промышленная архитектура идеально подходит для театральных проектов.
— Поделитесь, почему вы выбрали такое уникальное направление как site-specific при создании двух последних перформансов?
— Для нас, как для продюсеров культурных проектов, очень интересен процесс вовлечения зрителя в глубокий контекст. Нам было важно показать жизнь действующего производства — не далекие воспоминания о прекрасном прошлом, а отражение его нынешнего состояния. Site-specific стал для этого самым приемлемым форматом. Чем он примечателен, так это столкновением творческой мысли с конкретными условиями. Режиссер выстраивает инсталляции с помощью реальных станков, актерам нужно освоить тонкости производства деталей для атомных электростанции, а рабочий коллектив погружается в атмосферу креативных идей драматурга и хореографа. Другими словами, это искусство haute couture, которое происходит здесь и сейчас и никогда больше не повторится. Из такой яркой коллаборации все смогли вынести новые знания и потрясающий опыт. И самое главное, нам удалось создать уникальное произведение театрального искусства, которое, я надеюсь, запомнилось всем надолго.
— В чем сходство и различие в создании этих двух спектаклей? Как проходила работа над ними?
— Сходство очень большое, а различие разве что в основном посыле. Перформанс в Выксе был приурочен закрытию одной из последних мартеновских печей в России. С этими плавильными печами для переработки чугуна в сталь уходила целая индустриальная эпоха. Для многих заводских династий и простых сталеваров, которые простояли у своих печей большую часть своей жизни, это была очень печальная история, своего рода прощание. А в Чехове мы создали ретроспективу жизни завода, начиная с военных дней и заканчивая нынешними временами.
— Чем уникален театральный опыт на действующем заводе для зрителя и для самого создателя?
— На самом деле, это очень большой шанс для всех. Возможность своими глазами увидеть или прикоснуться в процессе работы к такому уровню декораций выпадает иногда один раз в жизни. И, конечно же, для любого участника такого действия — это большой вызов. У режиссера нет привычной коробки сцены, все приходится придумывать в конкретных цехах с конкретными заводскими рабочими и машинами. Кроме того, ты сильно ограничен во времени репетиций — производство действующее, и оно не может останавливать свой цикл. Для зрителя это тоже абсолютно новый опыт: нет привычных зрительских мест, людей которые обслуживают этот спектакль. Из этого получается очень бодрая активация творческого потенциала всех участников.
— Расскажите подробнее про ваш недавний спектакль «Мистерия Высокого Давления». Как появилась такая смелая идея?
— Эта идея пришла владельцу завода и учредителю Благотворительного Резервного Фонда Александру Лебедеву, который был вдохновлен спектаклем «Страсти по Мартену», что мы сделали в Выксе. Он решил, что достойное производство может получить не менее достойный театральный перформанс, приуроченный к дню рождения завода. Было очень приятно наблюдать, как заводские рабочие вовлекаются в этот процесс, и, в принципе, благодаря этому и получилось создать такой уникальный театральный продукт.
— Сколько времени прошло от задумки до реализации перформанса?
— Подготовка заняла полтора месяца. Конечно, это крайне мало. Но когда есть слаженная команда, которая работает как часы, и большое вдохновение всей творческой группы, то невозможное становится возможным.
— Как сценарий спектакля трансформировался в процессе работы?
— Сценарий не то что менялся — он не сразу появился. Для того, чтобы родился такой яркий сценарный план, надо достаточно долго изучать историю завода, понимать специфику этого производства, пообщаться со старожилами, заводчанами. Наверное, только в наш четвертый визит на завод появился финальный сценарий, который сразу же был принят и дал начало усиленной работе над постановкой.
— Как сотрудники завода отнеслись к идее спектакля? Их участие — это инициатива творческой группы или коллектива завода?
— Конечно, люди, которые по тридцать-сорок лет стоят у станков, не привыкли к такому агрессивному внедрению творческой энергии в заводской процесс. Они не сразу понимают, зачем все это нужно и почему в этом стоит участвовать. Нам пришлось вести с ними переговоры, показывать репетиции, разные референсы, рассказывать, почему это здорово и важно. Постепенно все были включены и даже воодушевлены процессом, что, естественно, сказалось на качестве нашей работы.
— Почему, по-вашему, именно промышленная архитектура идеально подходит для проведения таких перформансов?
— В нашем культурном коде еще с советских времен заложена какая-то связь с индустриализацией: эта мощь производства, пятилетка за три года, пафос строительства новой жизни. Эти и многие другие ностальгические нотки, которые вызывают у нас разные эмоции, никому не отнять. И, конечно, промышленная архитектура создает уникальный масштаб. Именно он и возбуждает всех режиссеров, драматургов, композиторов, ведь ни один театр не может предоставить такие возможности.
— Какое впечатление на вас, как на архитекторов и как на кураторов, произвёл завод в первый приезд?
— Мы видели много заводов — в каждом из них есть свои особенности и своя специфика. Энергомаш в Чехове не такой большой и не такой древний как, к примеру, выксунский металлургический завод, где есть остатки шуховский башни и ее знаменитые своды. Это настоящее советское производство, которое возводили в военные годы в кратчайшие сроки. А в руках творческой группы все очень скоро преображается — на своем опыте мы убедились, что практически в любом индустриальном пространстве можно создать уникальный творческий продукт. В этом и есть уникальность формата site-specific и, в целом, современного искусства, которое может органично вписаться куда угодно.
— Какие проекты зрители могут ждать в следующем году? Может быть, появятся какие-то новые театральные форматы?
— Мы очень хотим поработать и с Челябинском, и с Магнитогорском, где есть большие заводы и промышленные пространства. Мы считаем, что такой формат взаимодействия, а именно — ревитализация старых и активация новых производственных площадей, актуален и является по-настоящему инновационным. Поэтому я очень надеюсь, что в этом году в разных городах нашей прекрасной страны получится запустить грандиозные театральные и культурные проекты, которые обязательно найдут своих зрителей!
- Темы:
- интервью |
- театр |
- перформасн |
- завод |
- просышленная архитектура