ENG
 
От первого лица

Как создаются спектакли в цехах заводов

16 Января 2020
1 из 6
2 из 6
3 из 6
4 из 6
5 из 6
6 из 6
1 / 6

Увеличить

Прошлым летом в Выксе состоялся театральный перформанс «Страсти по Мартену» в цехах металлургического завода, а в декабре 2019 года прошла премьера спектакля «Мистерия Высокого Давления» в чеховском Энергомаше. Продюсер проектной группы «8 линий» Юлия Бычкова рассказала, как творческая энергия меняет действующее производство и почему промышленная архитектура идеально подходит для театральных проектов.

Поделитесь, почему вы выбрали такое уникальное направление как site-specific при создании двух последних перформансов?

Для нас, как для продюсеров культурных проектов, очень интересен процесс вовлечения зрителя в глубокий контекст. Нам было важно показать жизнь действующего производства — не далекие воспоминания о прекрасном прошлом, а отражение его нынешнего состояния. Site-specific стал для этого самым приемлемым форматом. Чем он примечателен, так это столкновением творческой мысли с конкретными условиями. Режиссер выстраивает инсталляции с помощью реальных станков, актерам нужно освоить тонкости производства деталей для атомных электростанции, а рабочий коллектив погружается в атмосферу креативных идей драматурга и хореографа. Другими словами, это искусство haute couture, которое происходит здесь и сейчас и никогда больше не повторится. Из такой яркой коллаборации все смогли вынести новые знания и потрясающий опыт. И самое главное, нам удалось создать уникальное произведение театрального искусства, которое, я надеюсь, запомнилось всем надолго.

В чем сходство и различие в создании этих двух спектаклей? Как проходила работа над ними?

Сходство очень большое, а различие разве что в основном посыле. Перформанс в Выксе был приурочен закрытию одной из последних мартеновских печей в России. С этими плавильными печами для переработки чугуна в сталь уходила целая индустриальная эпоха. Для многих заводских династий и простых сталеваров, которые простояли у своих печей большую часть своей жизни, это была очень печальная история, своего рода прощание. А в Чехове мы создали ретроспективу жизни завода, начиная с военных дней и заканчивая нынешними временами.

Чем уникален театральный опыт на действующем заводе для зрителя и для самого создателя?

На самом деле, это очень большой шанс для всех. Возможность своими глазами увидеть или прикоснуться в процессе работы к такому уровню декораций выпадает иногда один раз в жизни. И, конечно же, для любого участника такого действия — это большой вызов. У режиссера нет привычной коробки сцены, все приходится придумывать в конкретных цехах с конкретными заводскими рабочими и машинами. Кроме того, ты сильно ограничен во времени репетиций — производство действующее, и оно не может останавливать свой цикл. Для зрителя это тоже абсолютно новый опыт: нет привычных зрительских мест, людей которые обслуживают этот спектакль. Из этого получается очень бодрая активация творческого потенциала всех участников.

Расскажите подробнее про ваш недавний спектакль «Мистерия Высокого Давления». Как появилась такая смелая идея?

Эта идея пришла владельцу завода и учредителю Благотворительного Резервного Фонда Александру Лебедеву, который был вдохновлен спектаклем «Страсти по Мартену», что мы сделали в Выксе. Он решил, что достойное производство может получить не менее достойный театральный перформанс, приуроченный к дню рождения завода. Было очень приятно наблюдать, как заводские рабочие вовлекаются в этот процесс, и, в принципе, благодаря этому и получилось создать такой уникальный театральный продукт.

Сколько времени прошло от задумки до реализации перформанса?

Подготовка заняла полтора месяца. Конечно, это крайне мало. Но когда есть слаженная команда, которая работает как часы, и большое вдохновение всей творческой группы, то невозможное становится возможным.

Как сценарий спектакля трансформировался в процессе работы?

Сценарий не то что менялся — он не сразу появился. Для того, чтобы родился такой яркий сценарный план, надо достаточно долго изучать историю завода, понимать специфику этого производства, пообщаться со старожилами, заводчанами. Наверное, только в наш четвертый визит на завод появился финальный сценарий, который сразу же был принят и дал начало усиленной работе над постановкой.

Как сотрудники завода отнеслись к идее спектакля? Их участие — это инициатива творческой группы или коллектива завода?

Конечно, люди, которые по тридцать-сорок лет стоят у станков, не привыкли к такому агрессивному внедрению творческой энергии в заводской процесс. Они не сразу понимают, зачем все это нужно и почему в этом стоит участвовать. Нам пришлось вести с ними переговоры, показывать репетиции, разные референсы, рассказывать, почему это здорово и важно. Постепенно все были включены и даже воодушевлены процессом, что, естественно, сказалось на качестве нашей работы.

Почему, по-вашему, именно промышленная архитектура идеально подходит для проведения таких перформансов?

В нашем культурном коде еще с советских времен заложена какая-то связь с индустриализацией: эта мощь производства, пятилетка за три года, пафос строительства новой жизни. Эти и многие другие ностальгические нотки, которые вызывают у нас разные эмоции, никому не отнять. И, конечно, промышленная архитектура создает уникальный масштаб. Именно он и возбуждает всех режиссеров, драматургов, композиторов, ведь ни один театр не может предоставить такие возможности.

Какое впечатление на вас, как на архитекторов и как на кураторов, произвёл завод в первый приезд?

Мы видели много заводов — в каждом из них есть свои особенности и своя специфика. Энергомаш в Чехове не такой большой и не такой древний как, к примеру, выксунский металлургический завод, где есть остатки шуховский башни и ее знаменитые своды. Это настоящее советское производство, которое возводили в военные годы в кратчайшие сроки. А в руках творческой группы все очень скоро преображается — на своем опыте мы убедились, что практически в любом индустриальном пространстве можно создать уникальный творческий продукт. В этом и есть уникальность формата site-specific и, в целом, современного искусства, которое может органично вписаться куда угодно.

Какие проекты зрители могут ждать в следующем году? Может быть, появятся какие-то новые театральные форматы?

Мы очень хотим поработать и с Челябинском, и с Магнитогорском, где есть большие заводы и промышленные пространства. Мы считаем, что такой формат взаимодействия, а именно — ревитализация старых и активация новых производственных площадей, актуален и является по-настоящему инновационным. Поэтому я очень надеюсь, что в этом году в разных городах нашей прекрасной страны получится запустить грандиозные театральные и культурные проекты, которые обязательно найдут своих зрителей!


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.