«Кабинет исследователя»: история создания
Дмитрий Мордвинцев, руководитель дизайнерского бюро ABC Design, рассказал о проекте «Кабинет исследователя» в рамках экспозиции российского павильона на архитектурной биеннале в Венеции. 47 уникальных книг – едва ли не самая полная библиотека о Выставке достижений народного хозяйства.
— «Кабинет исследователя» – одна из самых интересных комнат в павильоне России. Здесь собраны открытки, плакаты, статьи, практически вся когда-либо изданная информация о ВДНХ и ее создателях. Расскажите, с чего все началось?
— Зимой один из наших любимых авторов Павел Нефедов, с которым мы в свое время делали путеводитель по ВДНХ, и который в этом году был сокуратором проекта «Зал исследователя» в рамках подготовки российского павильона к Венецианской биеннале, предложил нам поучаствовать. Нужно было придумать и разработать модель, как подать очень большой объем информацию, чтобы это было визуально красиво и достаточно просто для осмысления. Такой цельный проект, который бы стал частью российской экспозиции. В этом нам очень помогла архитектор Агния Стерлигова, которая занималась оформлением всего павильона, и четко сформулировала нам задачу.
Поразмыслив над тем, как структурировать материал, мы решили использовать модульную систему – три формата, отличающиеся по размеру: газеты и журналы – в формате А3, открытки и маленькие элементы – в А5, все среднее – в А4. Помимо объема информации, мы учитывали размер помещения, так что в итоге у нас получилось 47 книг. Если бы кабинет был больше, то их количество можно было удвоить. Затем мы начали прорабатывать дизайн, хотелось сделать наши книжки максимально функциональными и удобными для пользователя, и чтобы они не развалились через день.
— На стеллажах книги выглядят очень внушительно…
— У посетителей должно было создаться ощущение, что материалов очень много, но при этом с ними можно быстро ознакомиться. Это ведь не в буквальном смысле книги, которые нужно вдумчиво читать, вникать в проблематику. Также было понятно, что посетителей будет много, и разным людям захочется посмотреть одно издание. Поэтому мы решили, что в каждом будет не больше сорока полос. А за счет того, что книжки напечатаны на плотном картоне, они объемные и их легко листать.
— Как задумка была исполнена технически?
— Проект не должен был получиться дорогим, потому что тогда было бы проще купить антикварных журналов и поставить их на полки. Мы перебрали кучу всяких способов, как сделать такой тип крепления, чтобы издание хорошо лежало на столе и не закрывалось, его было удобно листать, и оно было долговечным. В итоге использовали специальный клей, при этом долго искали поставщиков и подрядчиков, которые бы все качественно сделали. С обложкой тоже испробовали разные варианты, даже пластиковую сначала хотели, но в итоге решили делать «суперы». Для прочности их заламинировали изнутри, а снаружи сохранили фактуру и цвет бумаги, дающие правильные тактильные ощущения от общения с книгой.
— Почему выбрали такую цветовую гамму?
— Мы решили создать теплую атмосферу, поэтому использовали такие цвета, как белый, желтый, оранжевый, серый и красный. Большинство, конечно, белых, чтобы поддержать общую ситуацию. Была даже идея сделать все белое, но я вспомнил историю, которая случилась со мной в моем доме. Когда я обновлял библиотеку при переезде, мне захотелось создать цельную картину, и я все книги обернул в белую бумагу. Библиотека умерла, потому что пользоваться ей стало невозможно – это красиво, но не функционально.
— Большинство книг – на русском языке, но есть и на английском, немецком…Вы специально что-то переводили?
— Нет, просто изначально часть информации была на разных языках, и мы решили оставить все, как есть. Очень много визуальных материалов, которые дают достаточно полное представление о ВДНХ и ее истории. Когда мы определились с форматом и дизайном книг, все остальное было очень легко придумать – в стеллажах и в витринах разместились карты, чертежи, а также графические композиции молодого художника из Петербурга Алексея Резвого, представляющие архитектурные фантазии на тему ВДНХ.
- Темы:
- Биеннале |
- Сергей Кузнецов |
- ВДНХ