ENG
 
От первого лица

Иван Курячий: «Умный город начинается с умного планирования»

17 Марта 2020
1 из 6
2 из 6
3 из 6
4 из 6
5 из 6
6 из 6
1 / 6

Увеличить

О том, какие алгоритмы помогают осуществлять городское планирование, и как построить умный город рассказал один из создателей платформы Иван Курячий, управляющий партнер проектно-консалтинговой компании Новая Земля, эксперт Программы развития ООН, научный сотрудник факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ.

В конце февраля в Ижевске презентовали первые результаты аналитического этапа работы новой платформы для стратегического планирования городского развития. Пока что региональные власти и девелоперы наблюдают за тем, как система работает в столице Удмуртии, однако данное цифровое решение применимо и в других городах.

— Что это за платформа и для чего конкретно она нужна?

По сути, это цифровая модель города. В нее заносятся большие данные о городе, которые накладываются на карту. Мы сопоставляем различные слои данных друг с другом: экологию с размещением объектов социальной инфраструктуры, удаленность рабочих мест с состоянием транспортной инфраструктуры — и получаем картинку, показывающую уровень инфраструктурной обеспеченности различных районов города. Рабочее название платформы — геоинформационная система инфраструктурной обеспеченности. Можно сказать, что это цифровой центр управления городом.

То, что получается в результате расчета, называется Индекс инфраструктурной обеспеченности — это аналитический инструмент, показывающий доступность для жителей основных объектов инфраструктуры: школ, детсадов, поликлиник, парков. Сейчас Индекс учитывает 12 категорий инфраструктуры. Можно увидеть, как индекс по каждой отдельной категории, так и сводный индекс по всем категориям.

— То есть, мы говорим о неком базовом цифровом решении, вокруг которого может формироваться умный город?

Мы рассматриваем возможность масштабирования. Мы хотим, чтобы пространственное планирование работало в адаптивном ключе, чтобы это был прозрачный процесс, основанный на реальных данных и доступный для всех сторон городского развития: горожан, девелоперов, бизнеса, администрации — региональной, муниципальной. Этот механизм может стать каркасом, к которому в дальнейшем могут подключаться различные блоки данных: о безопасности, об освещенности. Все данные будут доступны на единой платформе, которая станет инструментом для принятия стратегических решений.

— Вы участвуете в проекте Минстроя «Умный город»?

Сейчас мы видим, что умный город утыкается в отдельные отраслевые решения по сбору данных с различных датчиков: воды, тепла или камер слежения. В Красноярске, например, горожане с помощью краудсорсинга установили датчики воздуха. Они каждый день мониторят состояние воздуха в городе — это очень хорошо. Но пока эти данные не будут включены в общую систему принятия решений о развитии города, умным он не станет. Умный город — это, в первую очередь, умное планирование. Если установить в депрессивных спальных районах много датчиков, жителям не станет от этого лучше. Должна быть умная система управления городским развитием.

Сейчас мы реализуем нашу систему, как пилотный проект в Ижевске по инициативе главы региона. После того, как на основе полученных данных будут приняты реальные управленческие решения, мы заявим это в Минстрой РФ, как потенциальный кейс для реализации в других городах.

— Через какие стадии должен проходить город, чтобы стать «умным»?

Первое — это умное управление. Если умное управление будет реализовано полноценно, то оно позволит принимать не только стратегические, но и тактические решения. Инструменты умного города должны помогать властям взаимодействовать с жителями и мониторить их запросы, на основе которых регулярно будут обновляться данные и корректироваться управленческие решения.

Следующий этап — это уже оцифровка всей инфраструктуры, вплоть до каждой трубы и каждого светильника, чтобы данные о городе передавались в систему 24 часа в сутки. Но самое главное — это умное стратегическое планирование. Оно может потребовать минимум цифровых ресурсов, но при этом сделать город по-настоящему умным. Поэтому сейчас мы создаём стратегию пространственного развития Ижевска.

— Какой Индекс инфраструктурной обеспеченности получился в Ижевске?

Речь идёт не о том, чтобы поставить оценку Ижевску. Мы сформировали Индекс инфраструктурной обеспеченности различных территорий ижевской агломерации — Ижевска и Завьяловского района, из которого люди регулярно ездят в Ижевск на работу или на учебу. Для удобства расчета мы разбили агломерацию на сетку 250х250 метров и оценили индекс по каждому из квадратов. В Завьяловском районе, например, есть леса, где нет никакой инфраструктуры, но она там и не нужна, потому что люди там не живут.

В местах, где люди все же есть, значения индекса отличаются в разы! Территории, имеющие низкий уровень обеспеченности инфраструктурой, мы рассматриваем, как низкоприоритетные для развития. Территории, которые хорошо обеспечены инфраструктурой, мы, наоборот, приоритезируем — это основа Стратегии. Она должна опираться на данные об обеспеченности территорий важной для горожан инфраструктурой.

— То есть, развитию подлежат только территории, где уже всё хорошо?

Именно так. Существуют территории, где есть возможность получить места в детсадах и школах, быстро доехать до основной части размещения рабочих мест в городе, дойти пешком до парков, спортивных объектов. Мы видим эти территории на карте и анализируем, есть ли на них возможности для застройки: это может быть редевелопмент неиспользуемых складских, коммунальных зон, или развитие территорий, занятых сейчас садовыми товариществами. Город может запустить выкуп этих территорий, чтобы сформировать на них новые городские районы.

Это нужно, чтобы избежать строительства районов за периферией, которыми сейчас обрастает, например, Санкт-Петербург. Мурино и Девяткино — это огромные пустые районы, где совершенно нет инфраструктуры. Для девелопера это выгодно, но потом город пожинает негативные эффекты и расплачивается бюджетными средствами. Туда заселяются люди, которые начинают просить построить детсады, школы, общественные пространства, обеспечить транспорт до рабочих мест, до мест образования. Получается, что город, выдавая разрешения на строительство в местах со слабо развитой инфраструктурой, обрекает себя на будущие проблемы и незапланированные бюджетные траты. Существует реальная опасность, что эти районы превратятся в гетто. Поэтому строить нужно там, где уже есть инфраструктура.

С другой стороны, на карте можно увидеть районы, где инфраструктура слабо развита и дотягивать качество жизни там до лучших районов города. Понятно, что мы не сможем сделать так, чтобы везде был такой же уровень инфраструктурной обеспеченности, как в центре, но мы можем добиться того, чтобы между районами не было такого сильного неравенства.

— А жители смогут ощутить запуск такой системы?

Конечно. Одна из задач, которую выполняет Индекс — это обеспечение прозрачности решений по пространственному развитию города. Любой человек может зайти на сайт, посмотреть карту инфраструктурной обеспеченности и понять, чем обусловлено то или иное решение о развитии. Мы запустили сайт для жителей Ижевска http://izhevsk2030.ru/ На нем представлен сам Индекс и проводится опрос о востребованности различных видов инфраструктуры, мы дополняем его анкетированием горожан. Исходя из результатов опросов, мы скорректируем методику расчета индекс. Работа с системой подразумевает постоянное взаимодействие с горожанами.

Индекс инфраструктурной обеспеченности — это инструмент достижения компромисса между различными участниками городского процесса. Горожане будут видеть, почему город развивается в ту, а не иную сторону, а девелоперы и инвесторы смогут увидеть обоснование, почему ту или иную территорию включили в планы развития города. Если жители недовольны градостроительными решениями и хотят выйти с аргументами против, то у них в руках будут реальные аргументы — данные Индекса.

Сейчас на сайте проекта представлен аналитический этап. На его основе будет составлена Стратегия пространственного развития. Каждое стратегическое решение мы обоснуем этими данными. Затем, на основе стратегии, будут сформированы рекомендации по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки города.

— Зачем нужна Стратегия пространственного развития, если есть генеральный план?

По российскому законодательству у города есть два стратегических документа: стратегия социально-экономического развития и генеральный план. Стратегия социально-экономического развития определяет социально-экономические аспекты, а генеральный план — пространственные аспекты. Проблема заключается в том, что в большинстве российских городов эти два документа слабо связаны друг с другом. Генплан зачастую не учитывает бюджетные ограничения и реальные возможности развития города.

К тому же, генплан — это статичный документ, в нем нет механизмов адаптации к постоянно изменяющемуся социально-экономическому контексту — в отличие от стратегии на основе цифровой модели города. В следующем году, когда построятся новые детские сады, новые дороги, новые общественные пространства, данные обновятся, и индекс тоже обновится. Можно будет принимать решения на основе свежих данных. А генпланы лежат по много лет, прежде, чем в них внесут новые изменения.

А когда изменения внесены, перед тем, как утвердить новый генплан, проводят общественные слушания. Жителей приглашают в актовый зал, там им за пару часов презентуют готовый генплан, и они не понимают, что стоит за каждым решением. Стратегия пространственного развития позволяет фактически наблюдать за процессом принятия решений онлайн.

Раньше генплан делался на уровне муниципалитета. Сейчас во многих городах эти полномочия перешли на уровень региона. Стратегия пространственного развития Ижевской агломерации, которую мы разрабатываем, была инициирована главой Удмуртской Республики Александром Бречаловым и реализуется региональным Министерством строительства и жилищной политики. Минстрой РФ рекомендовал регионам создать операторов приоритетных проектов городского развития. В Удмуртии это Центр развития дизайна и городской среды, который работает в режиме проектного офиса и выступает оператором разработки нашей Стратегии. Они организуют все мероприятия, помогают проводить опросы, собирать данные. В дальнейшем они и будут заниматься реализацией стратегии.

— У нас в стране есть примеры городов с хорошим стратегическим планированием? Как с этим обстоят дела в Москве?

В Москве есть, как и позитивные, так и негативные решения. Например, в Коммунарке сформировалась сверхвысокая плотность с очень низким уровнем обеспеченности социальной и досуговой инфраструктурой, большой удаленностью от рабочих мест. Это негатив. Хороший проект — это развитие МЦК и преобразование всех территорий заброшенных промзон в новую городскую ткань. Если бы мы рассчитывали Индекс инфраструктурной обеспеченности в Москве, территории вокруг МЦК были бы обозначены, как приоритетные для развития. Если такую же историю проделать в Санкт-Петербурге, то мы увидим, что вся новая застройка, которая формировалась в 2000-2010-х на периферии, сильно проигрывает возможностям преобразования серого пояса Петербурга — бывших промзон, которые находятся близко к центру и могли бы стать прекрасной площадкой для развития города.

Развитие московского транспортного узла, который включает Москву и Московскую область, координирует Министерство транспорта РФ. На федеральном уровне работает комиссия, которая регулярно встречается с мэром Москвы, губернатором Московской области и координирует совместное развитие транспорта. Если бы такая же координация была в области пространственного развития, то мы бы не видели этих однотипных спальных районов на окраинах, которые строятся без социальной инфраструктуры и с плохой транспортной доступностью. Мы бы видели комплексную единую слаженную синхронизированную программу развития. Для этого, нужен верхнеуровневый арбитр. В Ижевске это региональные власти, которые рассматривают Ижевск и Завьяловский район как территорию единой городской агломерации. В случае с Москвой и Московской областью это может быть федеральная комиссия Минстроя РФ, такая же, как и та, которая координирует развитие транспорта.

Хорошим примером в плане стратегического планирования является Екатеринбург. Он становится плотным, очень насыщенным в центральной части. И они приняли стратегию пространственного развития. Это необязательный документ, но они создали его и согласовали с жителями, на его основе корректируется градостроительная документация. Есть и плохие решения, например, микрорайон Академический, который построили в чистом поле, оторванным от основной части города. Но, в целом, Екатеринбург можно назвать хорошим примером планирования городского развития. Сейчас это третья столица России.

— Вы планируете запускать систему в других городах или пока будете наблюдать, как это будет работать в Ижевске?

Это пилотный проект. По факту, методика уже отработана и на ее основе можно запускать платформу в других регионах. Мы ведем переговоры и анализируем, где эта система может быть внедрена наиболее эффективно.

— Как часто нужно обновлять данные?

Ряд блоков данных завязан на стройке, а стройка — процесс небыстрый, поэтому по некоторым блокам данных будет достаточно одного обновления в год, по некоторым — раз в квартал и ежемесячно.

— Сколько времени занимает процесс сбора, занесения в систему и анализа данных перед запуском системы?

Это сильно зависит от того, насколько быстро регион предоставляет эти данные. В Удмуртии у нас ушло на это не больше полугода, но мы понимаем, что в следующий раз это может быть быстрее, потому что у нас уже есть отработанная методика сбора, обработки и внесения этих данных. Мы уже знаем подводные камни и проблемы, которые могут возникнуть в этом процессе.

— Много ли ресурсов требует этот процесс?

Над этим работает несколько десятков человек из компании «Новая земля», Центра развития дизайна и городской среды, а также внешние эксперты. Часть данных мы закупаем — например, данные мобильных операторов, часть исследований мы заказываем. Процесс довольно ресурсоемкий, потому что в нем задействовано много ценных специалистов с уникальными компетенциями.

— В каких городах мира работают подобные системы умного планирования?

На самом деле, это только начало появляться. Блоки данных о городе стали доступны в большом объеме совсем недавно — те же мобильные данные о перемещении жителей. Есть ряд городов, где управленческие решения принимаются на основе данных, но сложно сказать, существует ли где-то система, которая бы рассматривала комплексный индекс по всем видам инфраструктуры. Например, в Лондоне есть индекс обеспеченности общественным транспортом. Он существует с начала 2000-х годов. С его помощью принимаются решения о застройке. Это градостроительная политика Лондона — развитие города ориентируется на общественный транспорт. Но там все привязано к одному виду инфраструктуры. А у нас их 12, мы постарались учесть больше составляющих городского развития.

Мы идем в авангарде, и это очень радует. Теперь важно, чтобы это система была вплетена в стратегические и тактическое принятие решений о развитии города и была реализована в ряде городов — чтобы она действительно стала инструментом, которым будут пользоваться и политики, и девелоперы, и горожане.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.