Юлий Борисов: «Конкурс – это способ выбора уникального и нового»
Руководитель бюро UNK project – о важности конкурсных заданий, лоббировании профессиональных интересов и особенностях микроклимата в Лужниках.
«Естественный отбор»
Конкурсы – естественный процесс выбора чего-либо. Даже когда мы покупаем молоко в магазине, мы внутри себя проводим небольшой конкурс. А если речь идет о более сложном объекте, да еще с которым мы сталкиваемся в первый раз, процесс уже требует формализации. Чем сложнее решение, тем важнее формализация.
Конкурс – это способ выбора непонятного и нового. Необязательно каждый раз проводить конкурс, если вы уверены в каком-то архитекторе или организации применительно к поставленной задаче. Для города критерий необходимости конкурса – уникальность ситуации. Например, есть участок, параметры которого неясны, и непонятно, какая архитектура будет здесь хороша. Тогда надо проводить конкурс. То же самое – для социально значимых объектов, высотных зданий или построек, запланированных на главных магистралях, в сложном историческом контексте.
«Высокая организация – ключ к победе»
Очень важна правильная организация конкурса. Я много работал в жюри и наблюдал разные ситуации. Бывает, что непродуманная методика голосования приводит к чудовищным результатам – просто из-за неправильной математики. Поэтому так важна предконкурсная работа, выработка критериев. Допустим, конкурсная комиссия считает, что здание-победитель должно быть запоминающимся – и оценивает проекты по этому критерию. Или же оно должно быть средовым и дешевым – и тогда проекты рассматриваются именно по этим параметрам. Важно выстроить иерархию и присвоить каждому критерию свой вес. Тогда есть шанс, что результат будет хороший.
Конкурс всегда выравнивает проекты: отрезает плохие, но часто и очень хорошие тоже. Выдает средний результат. Поэтому здорово, когда комиссия подобрана неслучайно и действует слаженно: чем тоньше настроено конкурсное задание, тем выше члены жюри поднимают итоговую планку. Московские конкурсы сейчас в этом плане дают хороший результат.
Часто в коммерческих конкурсах бывает, что собираются генеральный директор, пиарщик, директор по маркетингу, все они приводят умные доводы, а результат получается невнятный. Потому что нет человека, который принял бы решение и взял на себя ответственность. В выборе проекта всегда есть элемент веры, и великие вещи делаются с верой.
С точки зрения организации конкурсы, которые сегодня проводит Москомархитектура, «Стрелка», крупные коммерческие компании высоко профессиональны. Они неплохо подготовлены и дают высокий уровень работ. Что можно сделать лучше – так это четче прописывать, чего ожидает комиссия от проекта. Например, в конкурсе на здание ГЦСИ ожидания были прописаны хорошо. Однако часто бывает, что дают чисто технические исходные данные, и можно потратить месяц работы, чтобы узнать, что заказчик, оказывается, совсем другого ожидал, но не написал об этом. Поэтому работу по конкурсам можно было бы расширить в обе стороны: проводить более тщательную предподготовку и давать более четкие условия для выигравшего проекта после конкурса.
Быстрее, выше, сильнее!
Для архитектурного бюро участие в конкурсе – это адреналин, встряска, мотивация.
Всегда интересно проверить свои способности и повысить квалификацию. Это как соревнования для спортсмена: только участие в них дает результат, улучшает показатели и стимулирует на рекорды. Кроме того, победа повышает статус бюро среди коллег.
Так что у нас в UNK project примерно четверть всех ресурсов тратится на конкурсы – а остальным приходится эти затраты «отрабатывать». Ведь с точки зрения прибыли конкурсы находятся в нулевой зоне – мы на них не зарабатываем. Жаль, что и для девелоперов скидка 5% пока что важнее наших побед.
Кто за девушку платит, тот ее и танцует?
Преимущество конкурса в том, что заказчик может сразу наглядно оценить все варианты и выбрать из них оптимальный, а не идти к нему итеративным, поступательным путем. Гипотетически заказчик должен быть заинтересован построить тот проект, который выиграл.
Тем не менее, рычаги влияния на заказчика и четкие обязательства должны быть непременно. Особенно, если конкурс неоплачиваемый: архитектурное бюро вкладывает свой труд и свои деньги, значит, победивший проект надо строить. Если же конкурс предусматривает вознаграждение, то заказчик может сказать: «Мы оплатили вашу работу и имеем право забрать ваши проекты». Китайцы, например, так и делают. Но это должно быть прописано в самом начале, в условиях конкурса, и уже дело участника – соглашаться на это или нет.
Плохо, когда ты выиграл – и начинается: клиент торгуется по условиям, по реализации нет никакого продвижения… Бывает и так, что выигрывает дорогое столичное бюро, а ему предлагают дорабатывать проект по ценам провинциального проектного института. Или жюри выбирает красивую идею, а инвестор пытается «продавить» выигравший проект по цене. Все это подрывает саму идею конкурсов, и серьезные бюро перестают в них участвовать или впоследствии не прилагают должных усилий для создания проекта. Важно, чтобы все условия авторско-правового характера были продуманы и формализованы с самого начала.
К сожалению, это зависит не только от Главного архитектора Москвы, Москомархитектуры и прочих организаторов. На процесс должны влиять профессиональные сообщества. Прямая обязанность Союза архитекторов – отстаивание профессиональных интересов, выстраивание методологии взаимодействия между архитектором и инвестором.
Нормы должны быть нормальными
Пока все проектируется по старым нормативам, которые зачастую невозможно выполнить – ни по парковочным местам, ни по освещенности. Заказчики и город вроде и стремятся улучшить среду – но в Москве невозможно сделать отдельную территорию, на которой бы действовали уникальные нормативы.
Разработкой новых норм в строительстве должно заниматься Минрегионразвития, а общественные организации – лоббировать интересы архитекторов, выдвигать инициативы и вносить предложения в соответствующие органы власти. Процесс понемногу сдвигается. Как раз сейчас Александр Кузьмин, бывший главный архитектор Москвы, возглавил работу по разработке новых СНИПов.
Хорошо, что сейчас в правительстве появился человек, который не равнодушен к городу. Сергей Кузнецов не был экспертом в этой области, не был госчиновником, но решил, что может что-то можно изменить, и самое главное – у него есть энергия и желание.
Сейчас мы участвуем в конкурсе на бассейн в Лужниках, хотя реконструкция – не совсем наша тема. Но я здесь живу, здесь моя мастерская, и мне важно, как это место будет выглядеть. Я знаю все видовые точки, атмосферу. В Лужниках даже микроклимат свой: летом холоднее на 2 градуса, а зимой теплее. Иностранцы этого не видят и не чувствуют.
- Темы:
- конкурсы |
- Лужники |
- спортивные сооружения |
- Сергей Кузнецов |