ENG
 
От первого лица

Юлий Борисов: «Конкурс – это способ выбора уникального и нового»

05 Марта 2014

Руководитель бюро UNK project – о важности конкурсных заданий, лоббировании профессиональных интересов и особенностях микроклимата в Лужниках.

Проект-победитель конкурса Imperia Tower в Москва-Сити, UNK-project

«Естественный отбор»

Конкурсы – естественный процесс выбора чего-либо. Даже когда мы покупаем молоко в магазине, мы внутри себя проводим небольшой конкурс. А если речь идет о более сложном объекте, да еще с которым мы сталкиваемся в первый раз, процесс уже требует формализации. Чем сложнее решение, тем важнее формализация.

Конкурс – это способ выбора непонятного и нового. Необязательно каждый раз проводить конкурс, если вы уверены в каком-то архитекторе  или организации применительно к поставленной задаче. Для города критерий необходимости конкурса – уникальность ситуации. Например, есть участок, параметры которого неясны, и непонятно, какая архитектура будет здесь хороша. Тогда надо проводить конкурс. То же самое – для социально значимых объектов, высотных зданий или построек, запланированных на главных магистралях, в сложном историческом контексте.

Конкурсная концепция фасадов Третьяковской галереи, UNK-project

«Высокая организация – ключ к победе»

Очень важна правильная организация конкурса. Я много работал в жюри и наблюдал разные ситуации. Бывает, что непродуманная методика голосования приводит к чудовищным результатам – просто из-за неправильной математики. Поэтому так важна предконкурсная работа, выработка критериев. Допустим, конкурсная комиссия считает, что здание-победитель должно быть запоминающимся – и оценивает проекты по этому критерию. Или же оно должно быть средовым и дешевым – и тогда проекты рассматриваются именно по этим параметрам. Важно выстроить иерархию и присвоить каждому критерию свой вес. Тогда есть шанс, что результат будет хороший.

Конкурс всегда выравнивает проекты: отрезает плохие, но часто и очень хорошие тоже. Выдает средний результат. Поэтому здорово, когда комиссия подобрана неслучайно и действует слаженно: чем тоньше настроено конкурсное задание, тем выше члены жюри поднимают итоговую планку. Московские конкурсы сейчас в этом плане дают хороший результат.

Часто в коммерческих конкурсах бывает, что собираются генеральный директор, пиарщик, директор по маркетингу, все они приводят умные доводы, а результат получается невнятный. Потому что нет человека, который принял бы решение и взял на себя ответственность. В выборе проекта всегда есть элемент веры, и великие вещи делаются с верой.

С точки зрения организации конкурсы, которые сегодня проводит Москомархитектура, «Стрелка», крупные коммерческие компании  высоко профессиональны. Они неплохо подготовлены и дают высокий уровень работ. Что можно сделать лучше – так это четче прописывать, чего ожидает комиссия от проекта. Например, в конкурсе на здание ГЦСИ ожидания были прописаны хорошо. Однако часто бывает, что дают чисто технические исходные данные, и можно потратить месяц работы, чтобы узнать, что заказчик, оказывается, совсем другого ожидал, но не написал об этом. Поэтому работу по конкурсам можно было бы расширить в обе стороны: проводить более тщательную предподготовку и давать более четкие условия для выигравшего проекта после конкурса.

Конкурсная концепция технопарка в Сколково, UNK-project

Быстрее, выше, сильнее!

Для архитектурного бюро участие в конкурсе – это адреналин, встряска, мотивация.

Всегда интересно проверить свои способности и повысить квалификацию. Это как соревнования для спортсмена: только участие в них дает результат, улучшает показатели и стимулирует на рекорды. Кроме того, победа повышает статус бюро среди коллег.

Так что у нас в UNK project примерно четверть всех ресурсов тратится на конкурсы – а остальным приходится эти затраты «отрабатывать». Ведь с точки зрения прибыли конкурсы находятся в нулевой зоне – мы на них не зарабатываем. Жаль, что и для девелоперов скидка 5% пока что важнее наших побед.

Конкурсная концепция ТЦ Полежаевский, UNK-project

Кто за девушку платит, тот ее и танцует?

Преимущество конкурса в том, что заказчик может сразу наглядно оценить все варианты и выбрать из них оптимальный, а не идти к нему итеративным, поступательным путем. Гипотетически заказчик должен быть заинтересован построить тот проект, который выиграл.

Тем не менее, рычаги влияния на заказчика и четкие обязательства должны быть непременно. Особенно, если конкурс неоплачиваемый: архитектурное бюро вкладывает свой труд и свои деньги, значит, победивший проект надо строить. Если же конкурс предусматривает вознаграждение, то заказчик может сказать: «Мы оплатили вашу работу и имеем право забрать ваши проекты». Китайцы, например, так и делают. Но это должно быть прописано в самом начале, в условиях конкурса, и уже дело участника – соглашаться на это или нет.

Плохо, когда ты выиграл – и начинается: клиент торгуется по условиям, по реализации нет никакого продвижения… Бывает и так, что выигрывает дорогое столичное бюро, а ему предлагают дорабатывать проект по ценам провинциального проектного института. Или жюри выбирает красивую идею, а инвестор пытается «продавить» выигравший проект по цене. Все это подрывает саму идею конкурсов, и серьезные бюро перестают в них участвовать или впоследствии не прилагают должных усилий для создания проекта. Важно, чтобы все условия авторско-правового характера были продуманы и формализованы с самого начала.

К сожалению, это зависит не только от Главного архитектора Москвы, Москомархитектуры и прочих организаторов. На процесс должны влиять профессиональные сообщества. Прямая обязанность Союза архитекторов – отстаивание профессиональных интересов, выстраивание методологии взаимодействия между архитектором и инвестором.

Конкурсная концепция ГЦСИ, UNK-project

Нормы должны быть нормальными

Пока все проектируется по старым нормативам, которые зачастую невозможно выполнить – ни по парковочным местам, ни по освещенности. Заказчики и город вроде и стремятся улучшить среду – но в Москве невозможно сделать отдельную территорию, на которой бы действовали уникальные нормативы.

Разработкой новых норм в строительстве должно заниматься Минрегионразвития, а общественные организации – лоббировать интересы архитекторов, выдвигать инициативы и вносить предложения в соответствующие органы власти. Процесс понемногу сдвигается. Как раз сейчас Александр Кузьмин, бывший главный архитектор Москвы, возглавил работу по разработке новых СНИПов.

Хорошо, что сейчас в правительстве появился человек, который не равнодушен к городу. Сергей Кузнецов не был экспертом в этой области, не был госчиновником, но решил, что может что-то можно изменить, и самое главное – у него есть энергия и желание.

Сейчас мы участвуем в конкурсе на бассейн в Лужниках, хотя реконструкция – не совсем наша тема. Но я здесь живу, здесь моя мастерская, и мне важно, как это место будет выглядеть. Я знаю все видовые точки, атмосферу. В Лужниках даже микроклимат свой: летом холоднее на 2 градуса, а зимой теплее. Иностранцы этого не видят и не чувствуют. 




Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.