ENG
 
От первого лица

Хани Рашид: если бы Гуггенхейм встретился с Малевичем

13 Декабря 2016

3 декабря в рамках секции «Креативная среда и урбанистика» V Санкт-Петербургского культурного форума глава Asymptote Architecture Хани Рашид представил детали проекта выставочного центра Государственного Эрмитажа в Москве. Специально для Портала Архсовета архитектор пояснил, как будет устроен его музей.

Выставочный центр Эрмитажа — а правильнее называть его именно так, поскольку Государственный Эрмитаж, по словам его директора, Михаила Пиотровского, в своих филиалах никогда не устраивает постоянные музейные экспозиции, станет главным магнитом ЗИЛа и очень новаторским музейным проектом мирового уровня. Хани Рашид и Эрмитаж совместно сочинили концепцию эффектного выставочного пространства, последовательно развивающегося от нижних экспозиционных пространств для показа искусства 1-й половины XX века, к более высоким помещениям верхних этажей, где можно поставить или подвесить любые скульптуры и инсталляции художников конца XX-начала XXI вв.

Архсовет: В своем выступлении на форуме вы заметили, что ключ к проектированию современных музеев — создание пространства «драмы и действа». Как это отражено в проекте Эрмитаж-ЗИЛ, как будут взаимодействовать его этажи?

Хани Рашид: Наш проект мы начали с понятия времени, поскольку музей — это временное событие, и мы думали о том, сколько времени здесь можно провести. У нас появилась идея нескольких «флангов» музея. Когда вы входите в это пространство, то поднимаетесь по лестнице, видите с той стороны большой эскалатор и попадаете на первый уровень высотой 18 метров, который является неким связующим узлом. Здесь есть и книжный магазин, и образовательный центр. Затем по этим двум эскалаторам вы поднимаетесь в начало галереи. А когда вы видите галерею, вам, само собой, хочется прогуляться по ней. Так что вы проходите в это соседнее пространство, обходите вокруг, поднимаетесь в следующее пространство и так далее....

Сначала это будет «традиционный» музей первой половины XX века, как такое «предисловие» к современному искусству, с хорошо освещенными галереями, очень лаконичными, в которых хорошо знакомиться с произведениями «благородного» искусства. На верхних этажах расположится современный период — тут будут уже высокие потолки, напоминающие о Турбинном зале Тейт Модерн, отдельно будет экспериментальное крыло, где современные художники смогут играть с формой, наконец, далее — перформативный уровень для digital art.

АС: Будет такое постепенное движение, как в нью-йоркском Музее Гуггенхейма?

ХР: Да, как в Музее Гуггенхейма, но внутри галерей. То есть вместо того, чтобы кружить по атриуму, вы перемещаетесь, примерно как в Музее Гуггенхейма, но внутри этого пространства. То есть это, как если бы Гуггенхайм встретился с Малевичем, тут будет прерывающееся, а не круговое движение. Мне это напоминает скорее скульптуры конструктивистов.

АС: Вы упомянули конструктивистов. А будет ли какая-то отсылка к основному зданию Эрмитажа в Санкт-Петербурге?

ХР: Весь этот фасад, качество облицовки, я вам продемонстрирую, вот это стекло, представляют собой своего рода абстрактную версию орнамента эпохи Екатерины Великой.

АС: Вы имеете в виду рисунок на стекле?

ХР: Да, только там, где Екатерина Великая нанимала скульпторов и художников, которые создавали весь этот причудливый орнамент, мы сделаем его абстрактным. Мне кажется, у нас очень эрмитажный дух, потому что у нашего здания будут особенности ДНК здания музея в Санкт-Петербурге.

АС: Здание будет воздушным, прозрачным. В связи с этим, не потребуется ли дополнительное затемнение внутри для экспонатов?

ХР: Нет, дизайн фасада разработан с учетом климатических особенностей Москвы и соответствует всем экологическим требованиям. Над ним трудились наши эксперты из Германии и других стран Европы. Остекление напоминает покрывало. Здание как бы окутано в покрывало из стекла, так что когда летом лучи солнце бьют по нему, горячий воздух остается внутри стекла, а затем выталкивается наружу. Так что оно сохраняет прохладу в здании летом. А также здесь есть встроенные вентиляторы, которые также выталкивают весь горячий воздух из здания. Поэтому оно не нуждается в слишком сильном кондиционировании. А зимой остекление имеет обратный эффект — оно сохраняет весь теплый воздух от солнца внутри стекла, а затем выталкивает его внутрь здания для обогрева.

АС: То есть такая высокотехнологичная оболочка будет...

ХР: Да, сверхэкологичная. Пока еще не с солнечными батареями, но мы работаем с группой экспертов в Лондоне над созданием стекла, которое имело бы встроенные солнечные батареи, так чтобы они были не видны, потому что мы ведь не хотим, чтобы были заметны огромные черные стекла, собирающие солнечную энергию, это было бы ужасно, если б были видны эти уродливые батареи.

АС: В общем, стены будут прозрачными?

ХР: Да, прозрачными. Мы ищем такую технологию, в которой бы вот такие крошечные клетки, меньше ладони величиной, собирали солнечную энергию, и их было бы столько, что вы бы все равно видели сквозь стекло. Это совершенно новая технология, и здесь она еще не внедрена, поэтому не думаю, что мы ее используем здесь, но это один из вариантов, который мы рассматриваем.

АС: А крыша? В ней есть отверстия?

ХР: Крыша представляет собой полностью open air, или открытое пространство, и там есть большой Малевич, вообще-то даже два «Квадрата» Малевича. Так что это сад скульптур под открытым небом или такой храм на крыше. В основном, для летнего периода, конечно, а не для снега.

АС: Ключевой принцип современных музеев — связь с городом, стирание границ между помещением и улицей. Как будет в этом проекте?

ХР: Здесь есть городская плаза, ей отводится все это пространство перед зданием. Здесь также будет кинотеатр под открытым небом, находящийся снаружи. С обратной стороны плаза встречается с пространством парка. Если посмотреть на все знаковые музеи мира, тот ты там входишь в такую утонченную, рафинированную атмосферу, где ты ощущаешь эту связь с городом.... Такая же будет создана здесь.

АС: Здание будет иметь такой прокол сквозь «общественный» этаж?

ХР: Да, со стороны плазы. Этот уровень будет принадлежать городу, тогда как сам музей начинается на втором уровне. Здесь кафе, здесь можно встретиться, даже если ты ничего не знаешь о современном искусстве, просто посещая такую среду, ты приближаешься к нему.


Изображения: culturalforum.tassphoto.com


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.